Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 03:49, курсовая работа
Значение фенологической подготовки школьников особенно возрастает в настоящее время в связи с проблемой экологического образования и воспитания. Это, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдениям за периодическими явлениями природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной деятельности. Фенологическую подготовку школьников, студентов, научных сотрудников широкого экологического профиля следует рассматривать как одно из основных звеньев экологического образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………...5
II. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ……………………………………….11
2.1.Организация фенологических наблюдений в школах, кружках…...11
2.2. Фенологические наблюдения за животными ……………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………29
Визуальные наблюдения за ходом перелета не дают возможности определить, когда прилетели и улетели птицы, гнездящиеся в районе, так как одновременно с ними наблюдаются и птицы, для которых здесь лишь место краткого отдыха на пути в другие районы или на зимовку. Более точно можно определить лишь длительность пребывания интересующего вида в районе наблюдений, т.е. срок от появления первых особей весной до встречи последних осенью. Для этого удобна учетная карточка-таблица, в которой отмечают все встречи птиц данного вида (табл. 3): время появления изучаемого вида в вашей местности, сроки наиболее интенсивного пролета, время окончания.
День, когда птицы перестанут встречаться, покажет их исчезновение из района наблюдений.
Таблица 3
Карточка наблюдений за перелетными птицами
Место наблюдения ______________________
Наблюдатель ________
Наименование вида птиц |
Весенний и осенний пролеты | |||||||
Начало |
Массо вый |
Температура |
Ветер |
Окон- чание |
Приме- чание | |||
днем |
ночью |
направление |
сила |
|||||
Фенологические наблюдения за птицами в период миграции невозможны без ежедневного учета температуры воздуха, направления и силы ветра. Последние данные необходимы для изучения влияния абиотических факторов на сроки и характер миграции птиц. Особенно их ценность возрастает при многолетних наблюдениях.
Наблюдения за млекопитающими большей частью бывают случайными. Гораздо чаще отмечают следы их деятельности. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни животных можно лишь при условии частого посещения участка, где они в этот период находятся.
Начало гона отмечают, когда на снегу появляются первые парные или групповые следы. Летом и осенью начало гона фиксируется по крикам самок зайцев, стонам лосей, реву оленей. Появление молодых регистрируют по первым встречам самок с детенышами (копытных), молодых зверьков у дупел (белок) и нор (лисиц, барсуков). При этом надо учитывать, что встреча могла произойти не в первый день их появления, поэтому надо обращать внимание на внешний вид зверьков, их возрастные особенности и делать соответствующие записи.
Следует иметь в виду, что у некоторых зверей (зайцев, белок, мелких грызунов) бывает несколько пометов в году. В этом случае для определения сроков начала летнего гона надо обращать внимание на увеличение активности зверьков и возраст встречающихся молодых. Для зверей, залегающих на зиму в спячку в норах, берлогах или других убежищах время ухода в спячку устанавливают по закрытию нор, исчезновению свежих следов близ них, а выход из спячки - по появлению следов деятельности у нор и первым встречам зверьков. Во время пребывания в лесу на маршрутах и вне их следует отмечать сезонное распределение мест обитания и кормежек зверей, перекочевки из одного района в другой в поисках корма и укрытий. Это поможет организовать более эффективные наблюдения за их жизненным циклом в последующие годы.
Заключение
Программа фенологических наблюдений и методические указания могут служить пособием по фенологии для учителей начальных классов, биологии и географии. Фенологическая работа в школе должна строится в тесном сочетании с учебным процессом и различными формами внеклассной работы. Такими формами могут быть создание фенологического кружка, опытничество на пришкольной территории, сбор ботанических и зоологических коллекций, участие в заготовках растительного сырья, работа на школьной метеоплощадке и т.д.
Многолетняя повторяемость наблюдений является важным условием изучения природы. Это условие должно считаться непременным в организации фенологических наблюдений в школах, независимо от того, для чего они проводятся - в целях учебно-воспитательной работы или в целях привлечения учащихся к накоплению фенологических данных для решения научно-практических задач фенологии.
Фенологическая работа в школе лишь тогда становится результативной и полезной, когда учитель постоянно руководит ею, привлекает к наблюдениям всех учащихся.
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений, учащиеся могут получить представление о синхронности развития растений, их реакциях на условия окружающей среды. Способны в дальнейшем устанавливать причины, обусловливающие темпы развития, выявлять надёжные фенологические указания сроков проведения различных сезонных работ (например, по борьбе с вредителями, уходу за садом, сбору лекарственных растений и т. п.).
Литература:
Информация о работе Методика проведения фенологических наблюдений в природе