Методика проведения фенологических наблюдений в природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 03:49, курсовая работа

Описание работы

Значение фенологической подготовки школьников особенно возрастает в настоящее время в связи с проблемой экологического образования и воспитания. Это, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдениям за периодическими явлениями природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной деятельности. Фенологическую подготовку школьников, студентов, научных сотрудников широкого экологического профиля следует рассматривать как одно из основных звеньев экологического образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………...5
II. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ……………………………………….11
2.1.Организация фенологических наблюдений в школах, кружках…...11
2.2. Фенологические наблюдения за животными ……………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

фенологические наблюдения.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

К концу XIX в. относится и начало фенологических работ И.В.Мичурина, детально изучившего фенологическое развитие сотен видов сортов культурных растений, много сделавшего для популяризации фенологии.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

2.1.Организация фенологических наблюдений в школах, кружках домов творчества

Организация фенологических наблюдений должна отвечать 2 целям: содействовать глубокому и прочному усвоению учащимися учебных программ по естествознанию, то есть служить учебно-воспитательным целям; обеспечивать накопление многолетней фенологической информации, необходимой для решения научно-практических задач природопользования.

Все, что было выше сказано об организации и методике фенологических наблюдений в добровольной фенологической сети, в своей принципиальной основе распространяется и на школьный наблюдательный пункт. Главное, чем отличается школьный фенопункт от обычного, принадлежащего одному наблюдателю, заключается в его коллективности.

Коллектив наблюдателей обязан обеспечить непрерывность наблюдений в течение многих лет, что с учетом смены состава школьников может достигаться лишь на основе преемственности. Наиболее простой и вместе с тем достаточно надежной формой организации коллектива наблюдателей следует считать школьный фенологический кружок, ежегодно пополняемый новыми членами из числа учащихся средних классов. В состав кружка могут вовлекаться учащиеся любого года обучения, но, как показывает опыт многих школ, наиболее деятельную его часть обычно составляют ученики 5-8 классов, на вовлечение которых и следует в основном ориентироваться. В младших классах, как это требуется программами обучения, учащиеся должны приобретать навыки наблюдений за периодическими явлениями в природе. К 5 классу среди них уже достаточно хорошо выявляются ученики с натуралистическими склонностями и с хорошей фенологической подготовкой.

Исключительно важная роль по обеспечению плодотворной работы фенологического кружка отводится его руководителю - педагогу, который, собственно, и должен быть инициатором его организации. Им может быть учитель любого профиля, знающий и любящий природу, но, как правило, зачинателями систематических наблюдений в школах выступают преподаватели биологии и географии. Крайне важно, чтобы руководитель хорошо знал природу района расположения школы, умел в натуре различать обычные из распространенных в районе виды растений и животных, а также возделываемые сельскохозяйственные культуры, владел методикой фенологических наблюдений. Важно также, чтобы руководитель проявлял заинтересованность исследователя фенологических закономерностей и видел в членах кружка своих деятельных помощников.

Работа кружка в качестве главной своей части должна включать систематическое проведение фенологических наблюдений каждым из его членов: каждый кружковец ведет наблюдения в индивидуальном порядке, а результаты наблюдений объединяются в единой сводке. В такой организации одно из важных преимуществ коллективного пункта: гарантируется сокращение до минимума вероятности пропуска сроков наступления явлений (не заметил один - заметили другие), повышается точность наблюдений.

План работы кружка должен включать периодические, скажем, еженедельные сборы (собрания) учебно-организационного характера.

Программа занятий на сборах может быть весьма разнообразной, но обязательной частью каждого сбора должно быть 2 момента: а) подведение итогов наблюдений за время, прошедшее от предыдущего сбора; б) составление плана наблюдений на время до следующего сбора.

Итоги могут подводиться по следующей примерной схеме. Один из кружковцев докладывает результаты своих наблюдений, а руководитель заносит их в специально разграфленный бланк-сводку, рассчитанную на включение данных всех членов кружка. Затем руководитель выясняет, кто из кружковцев и в какие дни наблюдал каждое из указанных первым докладчиком явлений, например: "Кто и когда еще наблюдал первое появление скворцов?".

Ответы заносятся в соответствующую явлению строчку. После того как все сведения по названным первым докладчиком явлениям отмечены, в том же порядке выясняется перечень явлений, не замеченных первым докладчиком, но отмеченных другими кружковцами. В итоге получается сводка результатов недельных или декадных наблюдений кружка, показывающая, сколько членов кружка и в какие дни отметили то или иное явление. Остается только решить, какую из зарегистрированных дат наступления определенного явления следует считать наиболее точной. Так, если оказалось, что явление "первое появление скворцов" один кружковец наблюдал 14 марта, два - 16 марта, пять - 17 марта, семь кружковцев - 18 марта, то в соответствии с правилами определения даты наступления этого явления 14 марта принимается за наиболее точную дату. Эта дата и заносится в бланк-программу фенонаблюдений.

Подведение итогов можно, разумеется, производить и другими способами, например, не прибегая к опросам, получать от каждого кружковца его недельный или декадный отчет в виде стандартной записки, содержащей перечень явлений и даты, когда они наблюдались. По этим запискам руководитель или по его поручению один из кружковцев составляют общую сводку, которая затем коллективно обсуждается с целью определения наиболее точных дат. Независимо от способа подведения итогов важно, чтобы это делалось на основании записей в индивидуальных дневниках кружковцев, ведение которых следует считать обязательным для каждого члена кружка.

План наблюдений на предстоящий отрезок времени должен составлять руководитель кружка. Кружковцам разъясняется, на каких объектах и явлениях им следует сосредоточивать внимание в ближайшее время. Разъясняются также принятые правила определения дат их наступления. Кружковцы должны понять, речь идет лишь о вероятности наступления явлений, что, концентрируя свое внимание на определенных объектах, они вместе с тем должны помнить о наступлении других явлений, маловероятных для данного отрезка времени.

Помимо указанных обязательных вопросов программа сборов кружка может включать различного рода тематические занятия по основам фенологии. В зависимости от объема накопленных фенологических наблюдений, можно проводить фактические занятия по их обработке.

Крайне полезными, в особенности в первые годы деятельности кружка, могут быть коллективные выходы в природу с учебно-практическими целями. Вообще же тематика занятий фенологического кружка не регламентируется, а всецело поручается инициативе руководителя.

Школьный фенологический пункт, как и обычные долго действующие фенопункты, должен иметь постоянный участок наблюдений. В селе, имеющем одну школу, - это территория всего села, в городе - определенный городской район или микрорайон. Ежедневно повторяемый путь кружковцев из дома в школу и обратно может служить его индивидуальным участком (маршрутом) фенологических наблюдений.

В целях полного охвата наблюдениями необходимых объектов, а также для устранения повторов маршрутов нескольких наблюдателей придется вносить некоторые изменения в обычную дорогу в школу отдельных кружковцев, делать ее, возможно несколько более длинной, но соответствующей задачам кружка. Уточнение индивидуальных маршрутов должно производиться по рекомендациям руководителя на основе предварительного, детального ознакомления с охватываемым школой районом и определения наиболее подходящих для наблюдений мест.

Регулярность наблюдений - важнейшее условие получения надежных фенологических данных. Научная и практическая ценность фенологических наблюдений зависит от того, насколько точно определены даты наступления сезонных явлений. Понятно, что чем чаще повторяются наблюдения, тем вероятность ошибки в определении даты наступления явлений становится меньшей.

Наиболее точные результаты дают ежедневные наблюдения. В весеннее время сезонные явления сменяются быстро, и поэтому весной наблюдения необходимо проводить как можно чаще - не реже одного раза в 2-3 дня. Летом допускаются несколько большие перерывы. В конце лета и осенью, особенно когда фенолога интересует созревание семян, плодов и ягод или отлет птиц, возникает необходимость в более частых выходах. По возможности постоянным должно быть и время суток, в которое проводятся наблюдения.

Рекомендуется их производить в утренние часы. В это время зацветает большинство растений и наиболее жизнедеятельны птицы. Школьники-фенологи больше чем кто-либо имеют возможность вести ежедневные наблюдения. На это их и следует ориентировать, воспитывая в них качества подлинного натуралиста, умеющего каждый день замечать что-либо новое в природе. Ориентация на ежедневные наблюдения важна не только для повышения их точности, но и в чисто воспитательных целях. Важно также приучать школьников-фенологов к систематическому ведению дневниковых записей. "Фенологический дневник" должен стать их постоянным спутником. Необходимо добиваться, чтобы в каникулярное время наблюдения не прерывались, в особенности в продолжительные летние каникулы, когда значительная часть школьников разъезжается. Перед каникулами следует выяснять, кто из кружковцев и в какую часть каникулярного времени остается дома, и соответственно поручать им продолжать наблюдения на своих и некоторых соседних маршрутах, представляющих наибольший интерес в данное время. Поручения должны даваться в виде конкретных заданий по наблюдениям, лишь перевести эти понятия на фенологический язык, то есть характеризовать их сроками наступления конкретных сезонных явлений-индикаторов того или иного фенологического периода. В этом случае феноиндикатор периода приобретает значение указателя оптимального срока проведения соответствующих сезонных работ.

Результаты всей этой работы можно представить в виде графической схемы естественных (фенологических) сезонов и подсезонов района наблюдений.

Это может быть так называемый годичный круг природы, содержащий информацию о средней продолжительности в днях отдельных сезонов и подсезонов, а также о феноуказателях их границ. Круг удобен тем, что позволяет на небольшом чертеже изобразить в точных временных пропорциях каждый фенологический период года и его характерные особенности.

Следует помнить, что годичный круг природы, построенный на материалах сравнительно небольшого числа лет наблюдений, - лишь первая приближенная картина нормального (среднего) хода сезонного развития местной природы.

Она еще не дает достаточно точного определения средней продолжительности фенологических периодов, но может быть использована для сравнительной характеристики текущих лет и, в частности, для оперативной информации заинтересованных организаций о фактическом наступлении явлений, сигнализирующих о сроках начала проведения различных сезонных работ. В дальнейшем, уже будучи разработанной на основе многолетнего ряда наблюдений, естественная (фенологическая) периодизация позволит использовать не только сигнальную, но и прогнозную функцию сезонных явлений.

Ниже приводится программа и краткая методика организации фенологических наблюдений за отдельными группами растений и животных. Предложенные темы охватывают лишь небольшую часть вопросов, которые могли бы быть предметом изучения. Предлагаемая программа состоит из трех разделов: наблюдения за гидрометеорологическими явлениями, за растениями и животными. Визуальные наблюдения в природе могут быть существенно дополнены наблюдениями на школьной метеостанции. Особое внимание следует обращать на необычные явления природы, не предусмотренные разработанной программой

Зимой наблюдения проводят за явлениями неживой природы и поведением животных. В весенний период основное внимание уделяют развитию древесной растительности, жизненным циклам птиц и зверей. В летний период наблюдают ход развития наиболее обычных или интересных в каком-либо отношении травянистых растений, ягодников, грибов, а также размножение животных. Основу программы в осенний период составляют наблюдения за плодоношением древесных пород, изменением окраски листьев и за листопадом, отлетом птиц, осенними явлениями в жизни млекопитающих, характером погоды этого периода.

Общая программа по мере выявления интересов юннатов может быть дополнена более полными наблюдениями за наиболее интересными явлениями, например за развитием определенного вида растений, жизненным циклом отдельных видов птиц и т.п. Интересны наблюдения за одним и тем же видом в разных типах местности. Для того чтобы наблюдения имели научную ценность и были сравнимы по годам, необходимо точно придерживаться правил определения той или иной фазы или явления природы. Ниже приводятся соответствующие методические указания.

Далее в форме таблиц освещается перечень основных фенологических событий, явлений по сезонам года и периодам развития сезона, их продолжительность (средние сроки для центральных районов республики), а также рекомендуемые мероприятия: наблюдения над природой и трудовой деятельностью человека, экскурсии и внеклассные мероприятия.

Программа работы фенологического кружка

1. Вводное занятие. Фенология, ее цели, задачи, практическое применение. Общая и частная фенология. Роль отечественных ученых в развитии этой науки. Правила наблюдений и ведения «Календаря природы». Феносигналы в природе. Характеристика осеннего сезона. Программа наблюдений на осень. Осенние феносигналы.

2. Подготовка растений к зиме. Деревья и кустарники осенью. Листопад. Значение листопада в жизни растений. Изменение окраски листьев. Красящие пигменты: антоциан, каротин и ксантофилл. Подготовка травянистых растений к зиме. Наличие «подземных кладовых» - клубней, корневищ, луковиц и т. д. у травянистых растений.

Информация о работе Методика проведения фенологических наблюдений в природе