Методика проведения фенологических наблюдений в природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 03:49, курсовая работа

Описание работы

Значение фенологической подготовки школьников особенно возрастает в настоящее время в связи с проблемой экологического образования и воспитания. Это, прежде всего, воспитание любви к природе, приобщение школьников, студентов к систематическим наблюдениям за периодическими явлениями природы, обработка фенологических данных и составление фенологических обзоров, планирование природоохранной деятельности. Фенологическую подготовку школьников, студентов, научных сотрудников широкого экологического профиля следует рассматривать как одно из основных звеньев экологического образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I. ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………...5
II. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ……………………………………….11
2.1.Организация фенологических наблюдений в школах, кружках…...11
2.2. Фенологические наблюдения за животными ……………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..28
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

фенологические наблюдения.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Практические работы. Экскурсия в природу «Подготовка деревьев, кустарников и травянистых растений к зиме». Сбор осенних листьев. Составление феноспектров осенней раскраски листьев.

3. Подготовка животных к зиме. Изменения в жизни насекомых под влиянием сезонных изменений в природе, в жизни растений. Приспособление насекомых к условиям перезимовки. Меры борьбы с насекомыми-вредителями. Сезонные изменения видового состава птиц. Осенние перелеты, кочевки. Корма для зимней подкормки птиц.

Практические работы. Экскурсии «Подготовка насекомых к зиме», на водоем, места стаения птиц «Подготовка птиц к зиме». Обследование деревьев, кустарников, растительных остатков, пней, почвы на выявление обитающих насекомых, составление учебных коллекций.

4. Фенологические наблюдения зимой. Характеристика зимнего сезона. Программа наблюдений на зиму. Зимние феносигналы. Практические работы. Экскурсия в природу «Зимние изменения в жизни растений, зверей, птиц, насекомых». Проверка феносигналов.

6. Деревья, кустарники, травянистая растительность зимой. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных и лиственных растений зимой. Приспособления почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов.

Практические работы. Экскурсия в природу «Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии» (по коре, кроне, почкам). Определение урожая дикорастущих деревьев и кустарников по генеративным почкам.

7. Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Изучение следов, охрана и подкормка животных зимой.

Практические работы. Экскурсия в природу «Следы на снегу». Проведение видового и количественного учета животных по следам.

8. Фенологические наблюдения весной. Характеристика весеннего сезона. Программа наблюдений на весну. Весенние феносигналы. Практические работы. Экскурсии в природу «Весенние изменения в природе». Проверка фенологических сигналов. Работа с литературой. Оформление дневников наблюдений, календаря природы «Весна».

9. Деревья, кустарники, травянистая растительность весной. Фенология развития деревьев и кустарников весной. Сокодвижение, набухание почек, появление первых листьев. Особенности цветения деревьев и кустарников (ветроопыляемые, насекомоопыляемые). Раннецветущие травянистые растения. Биологические особенности раннецветущих. Практические работы. Экскурсии в природу «Развитие деревьев и  кустарников весной», «Раннецветущие растения». Сбор гербария. Работа с определителями, литературой. Весенние посадки и посев деревьев и кустарников.

10. Птицы весной. Весенние перелеты птиц. Миграции и ориентация птиц при перелетах. Постройка гнезд. Вывод птенцов. Охрана птиц весной. Практические работы. Постройка и развеска искусственных гнездовий.

Наблюдения за прилетом птиц, постройкой гнезд, выводом птенцов. Работа с литературой, определителями. Просмотр видеофильмов. Подготовка к празднику «День птиц». Оформление альбомов (стендов) «Птицы - наши друзья».

11. Фенологические наблюдения летом. Характеристика летнего сезона. Программа наблюдений на лето. Летние феносигналы.

Практические работы. Проведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Проверка фенологических сигналов. Оформление дневников наблюдений, календаря природы «Лето».

12. Деревья и кустарники летом. Типы лесов. Основные лесо-образующие породы данной местности. Ярусность леса. Охрана лесов от пожаров, браконьеров. Виды пожаров. Причина возникновения лесных пожаров. Меры по предотвращению пожаров.

Практические работы. Экскурсии в лес. Описание пробных площадок. Составление схемы ярусности леса. Выявление ягодных, орехоплодных, красивоцветущих деревьев и кустарников, мест произрастания грибов, ягод, лекарственных растений. Участие в очистке леса от захламленности, в заготовке даров природы.

13. Сезонность сельскохозяйственных работ. Рост и развитие культур. Весенняя пахота. Биология озимых и яровых культур. Сев ранних яровых культур. Колошение озимой ржи. Цветение озимой ржи. Сенокос. Уборка ранних яровых культур (пшеницы, овса). Начало и конец сева озимых культур.

Практические работы. Экскурсия на поля. Ведение фенологических наблюдений.

14. Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. Подготовка и проведение конференции по реферативным и экспериментальным работам. Оформление выставки.

 

2.2. Фенологические наблюдения за животными

Темы для фенологических наблюдений за животными - насекомыми, паукообразными, земноводными, птицами, млекопитающими и другими - могут быть самыми разнообразными и должны касаться особенностей биологии (например, питания, размножения, суточной активности и т.д.) как отдельного вида животных, так и какой-либо определенной их группы.

Подготовку к наблюдениям начинают заблаговременно и ведут в соответствии с предварительно разработанными заданиями - карточками.

Наблюдения за насекомыми (полным циклом развития) сложны и могут быть проведены лишь при специальных работах. При массовых фенологических наблюдениях отмечают первое появление насекомых. Бабочки (крапивница, капустница) легко отличаются по внешнему виду. Шмели часто встречаются возле раннецветущих растений. Начало лета комаров и слепней фиксируют по первым укусам. В разделе общих записей особенно важно отмечать (с указанием даты, когда впервые замечены) случаи массового размножения или появления насекомых, особенно вредителей леса и сельскохозяйственных культур.

При организации специальных наблюдений за каким-либо видом насекомых следует, прежде всего, точно определить, вид насекомого, его внешние признаки в разных стадиях развития, наиболее благоприятный для него биотоп, численность, основные объекты питания. Для получения сравнительных данных выбрать небольшой участок для наблюдений в течение ряда лет. Для насекомых с полным превращением в программу наблюдений включают:

- первое появление взрослых особей весной;

- массовое появление;

- начало  откладки яиц;

- отрождение личинок и окукливание;

- вылет второго поколения;

- условия перезимовки.

Для выявления полного хода развития насекомого необходимы постоянные наблюдения с посещением выбранного участка не реже чем через 2-3 дня. Более редкие посещения нужного эффекта не дадут.

Наблюдения за развитием бабочек являются наиболее доступными. Например, гусеницу 28 0.48 -9бабочки легко можно отыскать на любом поле или огороде, и выполнить следующие задания:

1. Отыщите 10-15 гусениц бабочки, поместите их в стеклянную литровую банку, которую надо обвязать сверху марлей.

2. Кормите гусениц листьями. Пронаблюдайте, как они едят, как часто питаются, много ли поедают корма. Опишите внешний вид гусениц, зарисуйте или сфотографируйте их.

3. Выясните, листья каких растений едят ли гусеницы (например, капусты, редьки, репы, сурепки, пастушьей сумки - из крестоцветных, моркови - из зонтичных и других растений).

4. Дотроньтесь чем-нибудь до гусеницы. Каким образом проявляется оборонительный рефлекс?

5. Проследите, как гусеницы линяют, как превращаются в куколку. Меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?

6. Отметите, через сколько дней из куколки выйдет бабочка. Опишите внешний вид бабочки, только что вышедшей из бабочки.

7. Пронаблюдайте, не будут ли из тела некоторых гусениц выползать небольшие личинки наездника - мелкобрюха - паразита гусениц (белянкового наездника). Каковы они и что с ними потом происходит?  Много ли гусениц было заражено мелкобрюхом?

Таблица 1

Карточка наблюдений за насекомыми

Место наблюдений_____________________

Наблюдатель_________________

 

 

Название

насекомого

Первое появление весной

Массовое появление яиц

Откладывание

Появление  гусениц

Исчезновение

           

 

По приведенному выше плану (табл. 1) могут быть проведены наблюдения как за развитием бабочек, выращенных из черных гусениц, собранных на крапиве, так и за развитием бабочек, чьи гусеницы живут на укропе и других зонтичных растениях и т.п., предварительно поместив растения с гусеницами в огородный инсектарий.

Наблюдения за земноводными.

Изучение развития земноводных от икринки до взрослой стадии можно проводить как в природе, так и в домашних условиях, с использованием аквариума. В первом случае нужно выбрать небольшой водоем и выполнить следующие задания (табл. 2):

I. Начиная с середины апреля, установите регулярные (1-2 раза в неделю) наблюдения, чтобы зафиксировать время выхода из зимней спячки первых земноводных (лягушек или жаб). Первый «концерт» отмечают, когда впервые услышат кваканье лягушек в вечерние часы.

2. Запишите время обнаружения первой кладки икры (яиц), обычно плавающую в воде в виде больших студенистых комков.

3. Отметите дату, когда начали встречаться первые личинки-головастики.

4. Продолжая регулярные наблюдения за головастиками, установите, на какой стадии развития они находятся: появились ли у них задние и передние конечности, уменьшается ли хвост?

5. С наступлением осенних холодов записывайте все встречи с земноводными, чтобы установить время залегания в зимнюю спячку. Таблица 2

Карточка наблюдений за земноводными

Место наблюдения (биотоп, геогр. место) _______

Наблюдатель ____________

Название

животного

Первое

появление

весной

Массовое

появление

Первый

«концерт»

Икрометание

Появление

головастиков

           

 

Для наблюдения за развитием личинки лягушки - головастика -необходимо выполнить следующие задания:

I. Разделите комок лягушечьей икры на несколько частей.

2. Поместите каждую часть в отдельную банку с водой и водными растениями (уровень воды не должен превышать 4-5 см).

3. Поставите банки с икрой в различные световые и температурные условия, и ежедневно наблюдайте процесс развития икры во всех опытах.

Во время опытов необходимо обратить внимание на развитие и исчезновение наружных жабр, на появление конечностей и постепенное исчезновение хвоста.

Наблюдения за птицами.

Наблюдения за птицами в позднеосенний и зимний периоды будут относиться к птицам, остающимся полностью или частично зимовать (врановым, сорокам, уткам, скворцам, дроздам и др.) в данном районе. Цель - выявить даты появления в наблюдаемом районе того или иного зимующего вида птиц и даты последней встречи весной. Для этого выбирают маршруты, на которых встречи с зимующими птицами наиболее вероятны (участки леса с ягодами черемухи, рябины, смородины, места с сорняками богатыми семенами, кустарники и т. п.). В разделе общих записей надо отмечать встречи с ними с указанием места и времени. Большой эффект даст расстановка кормушек, особенно для выявления даты последней встречи. Между исчезновением кочующих зимой стай и обнаружением оставшихся на гнездование проходит некоторое время. Случаи гнездования только зимующих птиц следует отметить особо.

С наступлением весны - главное установить первое появление птиц и пролет первых стай (водоплавающих, чаек, журавлей). Может быть пролетные птицы и не будут гнездиться в этом районе, но отметить первое их появление очень важно и для нужд охотничьего хозяйства и для охраны природы.

Прилет можно отмечать лишь тогда, когда наблюдатель сам видел птицу или слышал ее пение. Наблюдения лучше всего вести в утренние часы. По раздающимся в лесу звукам можно определить начало тока тетеревов и глухарей, тягу вальдшнепов, появление мелких лесных птиц. Не рекомендуется посещать тока, так как это может привести к излишнему беспокойству птиц.

Гнездование, кочевки и перелеты птиц связаны с фенологическими изменениями в природе. Например, можно организовать наблюдения за полевым жаворонком, деревенской ласточкой и другими птицами, наиболее часто встречающимися в районе вашего места жительства, чтобы составить календарь основных этапов годового цикла (весеннего прилета и осеннего отлета, размножения, зимовки).

Наблюдения за осенним пролетом и отлетом птиц надо начинать с августа.

Отлет происходит не сразу и бывает растянутым. После вылета птенцов из  гнезд птицы часто покидают места гнездования и начинают кочевать в поисках обильных кормов. Такие откочевки наблюдатели иногда отмечают, как отлет (например, для скворцов, грачей), что неправильно. Начало отлета без специальных длительных наблюдений определить трудно. Приблизительно время массового отлета отмечают, когда на местах предотлетных кочевок резко уменьшается количество встреченных особей данного вида. Получить более точные данные о ходе перелета можно путем подсчета числа встреченных особей (каждого вида отдельно) во время маршрутных экскурсий по местам кормежек (желательно 1 раз в 3-5 дней). Подобного рода наблюдения возможны и полезны не только при осеннем, но и весеннем пролете птиц.

Информация о работе Методика проведения фенологических наблюдений в природе