Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 16:13, курсовая работа
Сам термин «развитие речи» не всегда употребляется в методической литературе и не всегда одинаково понимается. В дореволюционной методической литературе этого термина мы почти не встречаем, хотя в конце XIX в. появились книги Е. Соловьевой, М. Лопыревой, Е. Ционглинской, которые получили название «Развитие речи». Под развитием речи здесь подразумевалась преимущественно работа над связной речью. Книги включали в себя интересные тексты для чтения, наблюдений, заучивания наизусть. Тексты сопровождались заданиями для пересказов, изложений, сочинений; изредка встречались задания по словарю (работа со словами-синонимами, эпитетами и др.).
То же следует сказать и об обогащении речи учащихся грамматическими средствами выражения мысли. Синтаксическое построение текста, который предназначается для изложения, при определенной подготовительной работе оказывает влияние на речь учащихся. В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями.
Работая над изложениями, школьники учатся выделять главное, производить логический анализ текста и составлять план. Эти умения самым тесным образом связаны с речевыми навыками учащихся. Овладение ими важно и для учебной работы и для будущей практической деятельности учащихся.
Эти положения подчеркиваются мною потому, что в разные периоды в методике возникало много споров о том, как следует относиться к изложениям. В дореволюционный период сторонники крайних взглядов считали изложения работами копировочного типа и предлагали из совсем изъять из школьной практики как бесполезные и малоценные.
В защиту изложений выступил В.В. Данилов, который в своей методике писал, что работа над изложениями при правильной ее организации имеет творческий характер, что учащийся не повторяет чужих мыслей, но отвечает соответствующими мыслями тем, которые он воспринял при чтении произведения. При изложении язык пишущего поддерживается стилем произведения, но повторением одних слов последнего он никогда не будет.
Методика обучения изложению, а также его проведения подробно описана в методической литературе, например в работах Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, М.Т. Баранова, Т.А. Новожиловой, Т.М. Фалиной.
Н.А. Пленкин (1978) подчеркивал, что для изложения должны быть использованы только безупречные в идейном и языковом отношении тексты. Адаптация текста допустима, продолжает автор, но не в такой степени и не в таких формах, что в результате переработки текст может только отдаленно напоминать писателя или произведение – источник.
По своему содержанию, построению, языку, тексты, отобранные для изложений, отмечают В.А. Кустодиева и Н.С. Рождественский, могут быть разной степени трудности. По мнению названных авторов, в первую очередь должна быть учтена степень сложности их композиционного состава. В самом деле, неодинаковую сложность для выполнения представляет задание написать изложение рассказа, раскрывающую одну линию сюжета или несколько таких линий, одну или несколько ситуаций, повествующего об одном или нескольких действующих лицах, имеющего или не имеющего в своем составе элементы описания или рассуждения.
Содержание рассказов, предназначенных для изложений, должно постепенно изменяться. Последовательное изложение сюжета, обрастание фабулы эпизодами и ситуациями, включение в повествование компонентов описания или рассуждения – все это должно учитываться при построении системы обучения составлению пересказов на начальном этапе обучения.
Постепенное усложнение рассказов, отбираемых для изложения, предполагает нарастание трудностей, которые ученики должны преодолевать при выполнении письменных работ. Перед учеником стоит задача научиться расчленять мысли, затем объединять их, преодолевая при этом трудности композиционного, а также языкового характера. В основу подбора рассказов положен дидактический принцип: «от простого к сложному», принцип постепенного усложнения состава и композиционного построения.
В начальных
классах массовой школы
Итак, при проведении изложений большое значение имеет правильный, педагогически обоснованный подбор текстов.
Перед чтением текста, предназначенного для письменного изложения, проводится беседа. По мнению Н.С. Рождественского, она нужна для того, чтобы подготовить учеников к восприятию текста. Наблюдения показывают, что для написания изложений большую роль играет способ восприятия учеником текста, подлежащего изложению. Важно, читает ли текст сам ученик или воспринимает его с голоса учителя.
Изложение прослушанного текста, считает Н.С. Рождественский, более осмысленно и самостоятельно, менее близко к образу, более индивидуально и свободно, вместе с тем оно и труднее, чем изложение прочитанного. Поэтому важно обеспечить переход школьников к изложению текста, воспринимаемого на слух.
Вступительную беседу необходимо проводить в том случае, если она может вызвать у учащихся интерес к тексту и осмыслить его содержание. Пользуясь беседой, учитель устанавливает наличие у детей конкретных представлений в той или иной области понятий, которая затрагивается текстом. При проведении беседы перед чтением текста не следует отвлекаться, отходить от темы, ибо такие отступления при чтении текста могут вызвать у учеников случайные ассоциации. Предварительная беседа не нужна, если у детей имеются конкретные представления, необходимые для восприятия текста.
По мнению Н.А. Пленкина, вводная беседа должна быть недолговременной, но достаточно насыщенной по содержанию. Учителю следует заранее составить ясный и четкий план. В ходе беседы можно объяснить значение незнакомых слов, делая это на основе толкового словаря. Это позволит учителю быть кратким и точным.
По завершении беседы учителю надо самому прочитать текст. Нужно подбирать простые и доступные тексты, общий смысл которых становится ясным на основе первого воспроизведения. Чтение текста должно быть выразительным, с соблюдением пауз, логических ударений, нужных интонаций.
П.А. Ладыженская подчеркивает, что выразительное чтение способствует пониманию детьми читаемого и помогает правильно раскрыть главную мысль текста. Для этого после первого чтения необходимо предложить учащимся вопросы: Почему? Зачем? С какой целью? Ответы, подкрепляемые наблюдениями над языком текста и высказываниями школьников, приобретают нужную глубину и убедительность.
В. А. Добромыслов пишет, что, находя самое существенное в рассказе, ученики могут дать ему другой заголовок. Очень важно, продолжает автор, приучить детей отражать в заголовке суть воспринятого текста.
Отметив существенное в рассказе, учащиеся с помощью учителя уясняют логическую последовательность и связи между действующими лицами и фактами. При проведении логического анализа, отмечает В.А. Добромыслов, устанавливаются связи и отношения между фактами, что способствует лучшему, более глубокому пониманию фактической стороны произведения и более сознательному усвоению его содержания. Когда проводится аналитическая работа, подчеркивает Т.А. Ладыженская, достаточно внимания следует уделять выделению в прочитанном тексте главного. Для анализа текстов, продолжает автор, необходимо предлагать продуманные вопросы, чтобы они привлекали внимание учащихся к основным моментам повествования. Не должно быть разрыва в анализе содержания и форм. Нельзя осмыслить содержание, не обратив внимания на форму его выражения, не выяснив значения неизвестных слов. В противном случае работа над языком текста теряет смысл.
После составления плана учителя обычно требуют от учащихся пересказа текста по нему. Пересказ является в школьной практике традиционным. В пользу его, подчеркивает Н.А. Пленкин, имеются следующие доводы: он дает учителю уверенность, что учащиеся поняли содержание, положительно влияет на логическую и речевую связность письменного высказывания, позволяет предупредить речевые недочеты, стимулирует учащихся к использованию слов из собственной пассивной лексики.
В то же время автор говорит о том, что при проведении устного пересказа ученики делают немалое количество отступлений от авторского варианта. В пересказах появляются разного рода ошибки: пропуски, сокращения, искажения фактов. Эти недочеты влекут за собой вмешательство учителя, при этом нарушается единство рассказа, в нем появляются перебои, повторы, паузы и т.д. Устный пересказ отдаляет учащихся от образца и мешает выполнению работы, поэтому не всегда является необходимым.
Не одобрял устный пересказ и В.А. Добромыслов: «Такой пересказ, сделанный даже хорошим учеником, несколько снизит художественное достоинство текста и не может таким образом послужить образцом для учащихся. Кроме того, детям после углубленного разбора обычно представляется, что они уже хорошо знают содержание. Поэтому у них даже не возникает желания слушать рассказ своего товарища».
В.А. Кустарева и Н.С. Рождественский писали, что не всегда устный пересказ необходим. Он нужен лишь тогда, когда учащиеся не владеют теми или иными разновидностями письменной речи, теми или иными видами рассказа в письменной форме. В работе над каждым видом изложения наступает такой момент, когда дети пишут без предварительного устного рассказа. Если учитель злоупотребляет устной подготовкой школьников к письменным работам, то он тем самым лишает детей самостоятельности и затрудняет процесс обучения.
Последним этапом подготовительной работы к письменному изложению является повторное чтение, которое необходимо для целостного восприятия текста после его анализа.
В ходе выполнения письменной работы учащимся учитель приходит на помощь тем ученикам, которые испытывают какие-нибудь затруднения.
Таким образом, для массовой школы система работы над изложением создана трудами многих методистов, которые подчеркивают большую роль письменных изложений в развитии связанной письменной речи учащихся.
Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи. При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы:
После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что они правильно поняли содержание прочитанного. Затем рассказ читается по частям. После чтения каждой части детям задаются вопросы. Воспроизводя содержание рассказа по данным вопросам, следует остановится на самых существенных моментах. Таким образом учащиеся тренируются выделять в тексте главную мысль, идею. Потом прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими. И только потом следует приступать непосредственно к изложению.
При отборе текстов обращают внимание на насыщенность их различными синтаксическими конструкциями. Это помогает учителю организовать соответствующую работу, чтобы научить детей пользоваться разнообразными синтаксическими средствами для выражения мысли.
Тексты для подробных и сжатых изложений могут использоваться как для классной, так и для домашней работы. Последнее особенно рекомендуется при проведении изложений по произведениям, включенным в программу для внеклассного чтения. Также целесообразно давать для домашней доработки изложения со сложным творческим заданием (например, инсценировка отрывка и т.п.).
В современных сборниках большое место отведено сжатым (в том числе и выборочным) изложениям. Это объясняется тем, что умение кратко, сжато излагать мысли особенно необходимо в будущей практической деятельности наших выпускников. При проведении сжатых изложений дети учатся во время вторичного чтения фиксировать факты, относящиеся к основному содержанию текста. Дети записывают отдельные словосочетания и предложения не в тетрадь, а на листочки. Этот материал затем используется учащимися как черновик, в который они вносят необходимые дополнения и изменения.
Некоторые задания к творческим изложениям знакомят учащихся с особенностями таких видов письменной речи, как инсценировка, деловое сообщение, юмористический рассказ, призыв-обращение. Эти изложения должны проводиться в тесной связи со всей работой по развитию речи. Они могут явиться началом или итогом работы над определенным жанром сочинения. От этого, несомненно, будет зависеть характер подготовительной работы.
При подготовке к работе над изложением дети учатся выделять части сочинений, такие как вступление, заключение, овладевают умением переходить от одной части к другой.
При подготовке к изложению в VII—VIII классах, в отличие от V—VI классов, ставится минимум вопросов по содержанию текста. Это вопросы, которые помогают учащимся осознать идейное содержание произведения, основную мысль рассказа, причинно-следственные связи между событиями.
Вместе с анализом содержания проводится анализ художественных особенностей текста. С этой целью обращается внимание на образные средства речи, особенности языка, приемы художественной характеристики. Так, например, в VIII классе при подготовке к подробному изложению по отрывку из рассказа И. С. Тургенева «Бурмистр» внимание учащихся обращается на то, что для характеристики Пеночкина Тургенев использует прием противопоставления. Ученики приводят соответствующие цитаты из текста.