Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 16:13, курсовая работа
Сам термин «развитие речи» не всегда употребляется в методической литературе и не всегда одинаково понимается. В дореволюционной методической литературе этого термина мы почти не встречаем, хотя в конце XIX в. появились книги Е. Соловьевой, М. Лопыревой, Е. Ционглинской, которые получили название «Развитие речи». Под развитием речи здесь подразумевалась преимущественно работа над связной речью. Книги включали в себя интересные тексты для чтения, наблюдений, заучивания наизусть. Тексты сопровождались заданиями для пересказов, изложений, сочинений; изредка встречались задания по словарю (работа со словами-синонимами, эпитетами и др.).
Во-вторых, правильному репродуцированию содержания должна способствовать вся работа по анализу произведения.
Не следует недооценивать значимости первого чтения текста. Основная его цель заключается в том, чтобы дать учащимся целостное представление о содержании рассказа. Поэтому первое чтение проводилось с учётом определенных требований: чтение было достаточно громким и выразительным, не прерывалось объяснением непонятных слов и выражений во избежание рассеивания внимания учащихся.
После прочтения текста необходимо выяснить правильность восприятия его содержания учащимися, установить точность определения смысловых связей между основными действующими персонажами, акцентировать отношения между отдельными звеньями, предупреждая этим пропуски, неадекватные добавления и привнесения. Все, что учащиеся обычно склонны пропускать, при анализе текста надо выделять. Особенно важно следить за последовательностью и взаимосвязью основных действий.
При подготовке к изложению также необходимо разъяснить значение трудных слов и выражений, уточнить их правописание.
Для уточнения основного смысла текста учащимся следует предложить 1-2 вопроса, направленных на понимание всего произведения, каждой его части, на выявление причинно-следственных связей и отношений, на понимание последовательности изложенных событий.
Также не следует пренебрежительно относиться к работе над планом, который помогает выделить главное в каждой части, правильно и последовательно передать содержание. Стоит отметить, что работа над планом должна варьироваться в зависимости от характера текстов. В редких случаях возможно написание изложений по готовому плану, чаще же план составляется коллективно или самостоятельно. Для коллективного составления плана учащиеся разбивают текст на части, выясняют основное содержание каждой части, дают заголовки, которые и становятся в итоге пунктами плана. Но составлять план текста следует только после того, как будет выяснена его роль при написании изложения.
Пониманию содержания также способствует большая словарная работа. Прежде всего, уточняются значения отдельных слов и выражений путем подбора синонимов и словосочетаний. Школьники учатся выбирать наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей, выясняют, почему автор излагает содержание именно этими словами, насколько точно слова автора характеризуют героев, передают основную мысль произведения, какие образные слова использует автор для описания природы, места событий и т.п.
В некоторых случаях рекомендуется вводить устный пересказ текста по плану. Основная цель пересказа заключается в закреплении последовательности изложения содержания, в использовании в речи вновь усвоенных слов и выражений, в выработке умения правильно строить предложения.
Обязательным этапом подготовки к написанию изложения является повторное чтение текста учителем, осуществляемое непосредственно перед его написанием. Оно помогает учащимся восстановить в памяти текст во всей его полноте и последовательности, глубже и точнее его воспринять. При повторном чтении и после него не допускается никакая аналитическая работа.
Как было сказано выше, для грамотного оформления изложений проводится специальная орфографическая подготовка, а при анализе текста на уроке трудные для написания слова выделяются и анализируются (до 5-6 слов), некоторые пишутся на доске. Все это способствует предупреждению большого количества ошибок, которое обнаруживается в работах, проведённых без должной подготовки.
В качестве дополнения к эксперименту к вышеописанному эксперименту хотелось бы привести ещё один, проводившийся учителем В.И. Крыловой в Москве. Известно, что все люди, в зависимости от того, какой вид восприятия для них наиболее важен, делятся на 3 группы: аудиалы (слух), визуалы (зрение) и кинестетики (двигательные и тактильные ощущения). Учитывая эти сведения, было проведена подготовительная работа к написанию изложения, позволяющая задействовать максимальное количество органов восприятия. Приведу краткое описание этой работы.
Учитель сообщает тему изложения, задание, читает первый раз текст, затем раздает заранее отпечатанные тексты. Каждый ученик работает с текстом изложения 20–25 минут: читает, знакомится с содержанием, работает над словами с пропущенными буквами, знаками препинания (может пользоваться словарем в это время), отвечает на 5–6 вопросов словами «да» или «нет». Затем учитель собирает тексты, читает изложение еще один раз, потом учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Результаты получились хорошие: грамотность возросла, стилистических и фактических ошибок стало намного меньше.
Таким образом, для повышения эффективности обучения написанию изложений необходимы следующие условия:
Таким образом, осуществив вышеописанный эксперимент и проанализировав его результаты, можно с уверенностью говорить о необходимости проведения целенаправленной, методически грамотной, продуманной работы при подготовке учащихся к написанию изложений. Также надо отметить, что нельзя упускать из вида ни один из этапов этой работы, дабы подготовка велась комплексно и была максимально эффективной. Всё, начиная с подбора текста для предстоящего изложения и заканчивая анализом работ учащихся, должно быть заранее спланировано, каждый этап должен иметь свою цель, чётко сформулированные задачи. Только тогда эта работа приведёт к положительному результату.
Результатом правильной работы учителя является в конечном итоге высокий уровень речевой мотивированности детей. Они с удовольствием составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств; любят и ценят речевое творчество, у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Благодаря долгой и кропотливой работе литературно грамотную речь можно развить практически у любого учащегося.
Совершенствование речевых навыков способствует также повышению успеваемости учащихся по другим предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.
Результаты отражены в процентном соотношении ко всему числу работ по каждому изложению.
Работа |
Текст «Гости приехали» Изложение с минимальной подготовкой |
Текст «Полезные хищники» Изложение с подробным анализом | ||||
Характеристика работ |
без ошибок или 1 негрубая ошибка |
1-2 ошибки или 2-4 негрубых ошибки |
3 и более ошибки или более 5 негрубых ошибок |
без ошибок или 1 негрубая ошибка |
1-2 ошибки или 2-4 негрубых ошибки |
3 и более ошибки или более 5 негрубых ошибок |
Результат работы |
61% |
25% |
14% |
84% |
12% |
4% |
Общее количество смысловых единиц (в процентах):
Работы |
Воспроизведенных точно |
Пропущенных |
Передающих смысл правильно |
Изложение с минимальной подготовкой |
69% |
31% |
89% |
Изложение с подробным анализом |
78% |
22% |
94% |
(в процентах к общему их числу, имеющемуся в оригинале текста)
Работы |
Всего предложений |
Распространенные |
Сложные | |
Сложносочиненные |
Сложноподчиненные | |||
Изложение с минимальной подготовкой |
87% |
45% |
3% |
4% |
Изложение с подробным анализом |
94% |
57% |
5% |
10% |
(в процентах к общему числе слов, имеющемуся в оригинале текста)
Классы |
Всего слов |
Существи- тельные |
Глаголы |
Прилага- тельные |
Наречия |
Местоимения |
Изложение с минимальной подготовкой |
80% |
36% |
34% |
15% |
6% |
4% |
Изложение с подробным анализом |
88% |
38% |
32% |
16% |
6% |
5% |
ГОСТИ ПРИЕХАЛИ!
Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая полная женщина, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ним, стуча морозными валенками, вошёл ямщик с ледяной бородой, с жёлтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка, склонив голову на плечо ямщика.
Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом: «Александра Леонтьевна, принимай гостей!»
Это была матушкина приятельница, живущая всегда в Самаре. Сын ее, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку. Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза и вздохнула еще раз, просыпаясь.
(По А.Н. Толстому)
(118 слов)
ПОЛЕЗНЫЕ ХИЩНИКИ
Вдоль берега озера тянется стежка небольших следов. То вправо, то влево сворачивает запутанная стежка, а то вдруг неожиданно обрывается. Здесь зверек нырнул под снег, подбираясь к норам мышей и полевок. И снова зверек на снегу, снова застрочили маленькие аккуратные следочки.
Так что же это за зверек, который так суетливо снует по зимнему лесу, старательно обследуя упавшие листья, кучки хвороста, ныряет под корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кровожадный зверек – горностай.
Горностай – один из самых полезных наших хищников. Благодаря своим маленьким размерам и проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства в таких местах, куда не проберется никакой другой зверь: ни еж, ни лисица, ни кошка. Под снег мыши спрячутся, в кротовую нору залезут, но нигде не спасешься от горностая.