Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:00, дипломная работа
В настоящее время целью системы образования Российской Федерации, в том числе и дошкольного, является воспитание всесторонне развитой, лабильной, а также, что самое основное, личности, умеющей размышлять, делать логические умозаключения, при этом творческой и готовой к разрешению любой проблематичной жизненной ситуации. Таким образом, вопрос о развитии мышления детей остро стоит на каждом возрастном этапе.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник для развития мелкой моторики
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей
1.2 Японские сады камней и их художественное своеобразие
1.3 Японские традиционные куклы
Глава 2. Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры)
2.1 Особенности развития мелкой моторики старших дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента)
2.2 Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (задачи и методика формирующего эксперимента)
2.3 Эффективность разработанной методики (цели и результаты контрольного эксперимента)
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник для развития мелкой моторики
1.1 Анализ психолого-
1.2 Японские сады камней
и их художественное
1.3 Японские традиционные куклы
Глава 2. Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры)
2.1 Особенности развития
мелкой моторики старших
2.2 Методика развития мелкой
моторики старших дошкольников
в процессе овладения
2.3 Эффективность разработанной
методики (цели и результаты
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время целью системы образования Российской Федерации, в том числе и дошкольного, является воспитание всесторонне развитой, лабильной, а также, что самое основное, личности, умеющей размышлять, делать логические умозаключения, при этом творческой и готовой к разрешению любой проблематичной жизненной ситуации. Таким образом, вопрос о развитии мышления детей остро стоит на каждом возрастном этапе.
Работа педагогов ДОУ так или иначе рассчитана на совершенствование мозговой деятельности детей. Эффективным в данном случае является все, что связано с мелкой моторикой ребенка.
Значение развития мелкой моторики очень велико. Китайские ученые во II веке до новой эры знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
Множество российских и зарубежных ученых посвятили этому вопросу свои работы. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются, начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н.А. Бернштейн показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам.
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка (Бехтерев В.М.), а также, положительно воздействует на внутренние органы, тонизирует, обладает эффектом иммуностимулирования, стимуляции мыслительных функций и речи, несет заряд положительных эмоций.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Старший дошкольный возраст, которого непосредственно касается данное исследование, является периодом подготовки детей к школьному обучению. Необходимым компонентом школьной зрелости выступает также развитие тонких движений руки - ребенок должен уметь уверенно работать ножницами и карандашами, проводимые линии должны быть четкими, прямыми, он должен уметь похоже повторить образец, предложенного узора или рисунка, делить этот образец на части. Нельзя не согласиться, что без соответствующей подготовки дети не смогут выполнять даже такие на первый взгляд простые операции, что впоследствии приведет к серьезным проблемам в обучении. Кроме того, рука, натренированная в достаточной степени, намного быстрее и без лишних мышечных и психологических усилий привыкнет к письму, разовьется красивый и ровный почерк.
Стоит обратить внимание и на другой образовательный аспект, ставший особенно популярным в последние годы и реализуемый в данном исследовании - мультикультурное образование.
Во всем мире силу приобрела тенденция к стиранию границ национальной и культурной изоляции. Этому в немалой степени содействует политическое взаимодействие стран, а также экономическое и социальное сотрудничество. Другой причинный фактор - это развитие коммуникации.
Современные технические средства позволяют устанавливать связь практически с любой точкой мира. Вполне закономерно, что в ситуации постоянного обмена информацией происходит смешение культур, а также ценностных ориентаций общества в целом.
Переход всего мира на уровень мультикультурного общения ставит задачу по введению этого принципа и в образование. В Национальной доктрине образования Российской Федерации одной из приоритетных целей выделяется «формирование культуры мира и межличностных отношений».
Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю. Бочарова, А.И. Куропятник, Г.В. Палаткина, С.Ф. Петрова, А.В. Шафикова и др.). Мультикультурное образование формирует мультикультурную личность, признающую культурный плюрализм и активно содействующую ему, стремящуюся защищать национально-культурное многообразие.
В рамках нашего предыдущего исследования по формированию основ композиции средствами ландшафтного дизайна у старших дошкольников, где этим средством выступили элементы японской культуры (сады камней), был выявлен большой образовательный потенциал методики, что и стало толчком к продолжению ее разработке в ином направлении.
Таким образом, анализ современных научных исследований и тенденций показал необходимость внедрения в практику дошкольного образования методик, реализующих одновременно различные его направления и решающих задачи развития общего интеллектуального потенциала детей. Анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного воспитания позволил выявить противоречие между важностью и педагогическими возможностями использования ознакомления с элементами художественных техник для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического и методического аспекта данной проблемы и недостаточным использованием такого средства, с другой. Данное противоречие определило выбор темы и проблему исследования.
Цель исследования: определить педагогические условия развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры).
Объектом исследования является развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе ознакомления с элементами художественных техник (на материале японской культуры).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в процессе ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник развитие их мелкой моторики будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- разработке серии
- организации содержательной
и интересной для детей
- предоставление детям
возможности использования
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;
Определить особенности развития мелкой моторики старших дошкольников;
Сделать обзор и определить, какие элементы японской культуры будут иметь наибольший образовательный потенциал;
Разработать методику развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с элементами художественных техник;
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития мелкой моторики старших дошкольников средствами ознакомления с элементами художественных техник будет достигнута.
Для решения поставленных педагогических задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
-изучение психологической и педагогической литературы и её анализ;
-изучение передового педагогического опыта;
-апробация методики
-педагогический эксперимент;
-анализ продуктов детского творчества, полученных в специально организованных условиях.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что при его успешной реализации мы получим возможность не только ввести в использование данную методику повсеместно, но и разработать на ее основе другие варианты интегративных методик по изобразительному творчеству, влияющих на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник для развития мелкой моторики
1.1 Анализ психолого-
Мелкая моторика -- совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.[9]
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика -- это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.
Роль двигательного анализатора в жизни человека неоспорима. Основоположник русской физиологической школы И.М. Сеченов указывал, что нет действия, которое не выражалось бы в движении. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению.[4]
Кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Психофизиологические исследования лаборатории, возглавляемой М.М. Кольцовой, подтверждают положительное влияние мелких движений руки и пальцев на функционирование мозга, становление речи. От натренированности мелких мышц кисти руки и пальцев ребенка зависит точность написания букв со сложными элементами. Если мускулатура пальцев слабая, нет точной зрительно-двигательной координации, рука быстро устает, поэтому на первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворенность, перерастающая в нервозность. [13]
Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка, когда родители направляют кроху, обеспечивая жадный до энергии и активности мозг, нуждающийся во впечатлениях. Важны и значимы не только первые годы жизни, однако ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы развития личности.
Любые ежедневные действия и сложные задачи, с которыми родители помогают справляться маленькому человечку, прямым образом влияют на то, сохранит ли он свою природную любознательность, сможет ли совершенствовать интеллектуальные способности, будет ли уверенно чувствовать себя в новых ситуациях. Первые несколько лет жизни - это возможность помочь стать малышу тем, кем он может стать. Психологи говорят, что мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Внимание заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит развиваться.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Психологи и детские педагоги настойчиво советуют родителям почаще играть в развивающие игры.
Информация о работе Методика развития мелкой моторики посредством художественного труда