Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:00, дипломная работа
В настоящее время целью системы образования Российской Федерации, в том числе и дошкольного, является воспитание всесторонне развитой, лабильной, а также, что самое основное, личности, умеющей размышлять, делать логические умозаключения, при этом творческой и готовой к разрешению любой проблематичной жизненной ситуации. Таким образом, вопрос о развитии мышления детей остро стоит на каждом возрастном этапе.
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы ознакомления старших дошкольников с элементами художественных техник для развития мелкой моторики
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей
1.2 Японские сады камней и их художественное своеобразие
1.3 Японские традиционные куклы
Глава 2. Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры)
2.1 Особенности развития мелкой моторики старших дошкольников (методика и результаты констатирующего эксперимента)
2.2 Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (задачи и методика формирующего эксперимента)
2.3 Эффективность разработанной методики (цели и результаты контрольного эксперимента)
Заключение
Список литературы
Кокэмси -- японская деревянная кукла, покрытая росписью. Описание и происхождение: Состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.
В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев -- вишни, кизила, клёна или берёзы. В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы. Кокэси обычно раскрашивают с использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного цветов.
Считается, что первые куклы кокэси изготавливались в Тохоку -- северо-восточном регионе Японии в середине периода Эдо для продажи посетителям лечебных горячих источников.
Выделяют две основные школы дизайна кокэси -- традиционную и авторскую. Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У традиционных кокэси выделяют 11 типов форм. У популярной «наруко кокэси» головка может поворачиваться, при этом кукла издаёт звук, напоминающий плач, поэтому такой тип кокэси также называют «плачущей куклой». Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. Дизайн авторских кокэси более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми.
Начиная с 1945 года в Японии производство кокэси стало массовым. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.
По одной из версий именно кокэси стала прототипом русской матрёшки.
Таким образом, отечественная дошкольная педагогика и психология положительно решают вопрос о необходимости развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Отечественная педагогика утверждает необходимость активного руководства детской изобразительной деятельностью вообще. В настоящее время все программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусматривают знакомство с разнообразными художественными техниками, активное использование их на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе для развития мелкой моторики. Поскольку развитие мелкой моторики у детей в практике ДОУ предполагает чаще всего использование графических диктантов и пальчиковой гимнастики, а разнообразные техники используют чаще только для развития воображения, помочь в сочетании использования художественных техник с развитием мелкой моторики старших дошкольников могут нестандартные художественные техники (которые не используются ни в одной из программ), к которым, безоговорочно, можно отнести художественные техники на развитие мелкой моторики, основанные на материале японской культуры.
Глава 2. Методика развития мелкой моторики старших дошкольников в процессе овладения элементами художественных техник (на материале японской культуры)
2.1 Особенности развития
мелкой моторики старших
Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей в процессе овладения элементами художественных техник осуществлялась в ДОУ №207 в период с 2011 по 2012 учебный год на базе подготовительной к школе группе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач исследования из 2 групп детского сада была сделана выборка детей численностью в 20 человек. Данная группа была разделена на контрольную группу и экспериментальную. В экспериментальную группу вошло 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия начались с января месяца по составленному плану. Весь процесс занял 4 месяца, но четкие сроки реализации программы определить трудно, так как деятельность внедрялась в пустоты расписания, дабы не нарушать порядок обучения дошкольников. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с «Программой».
Экспериментальная работа строилась на основе авторской программы, разработанной с учетом особенностей старшего дошкольного возраста и задачами исследования.
Она представляет собой единство трех взаимосвязанных направлений педагогической деятельности:
- обогащение опыта дошкольников
знаниями страноведческого
- развитие мелкой моторики в практической деятельности;
- стимулирование художественно-
Одновременно с формированием представлений о зарубежной восточной культуре в рамках программы предусматривается вовлечение детей в практическую деятельность, включая технику папье-маше, рисование, вырезание, конструирование и т.д. Детям предоставляется возможность творчески применять полученные знания в решении различных задач, постигая в практической деятельности систему образно-выразительных и общекультурных ценностей.
На основе выдвинутой проблемы, гипотезы исследования были поставлены задачи для практической работы.
Задачи.
Провести диагностику уровня развития мелкой моторики детей подготовительной к школе группы;
Разработать методику, в которой овладение художественными техниками стало бы эффективным условием для развития мелкой моторики руки;
Показать возможность применения на практике, проверив эффективность авторской методики.
В методику констатирующего эксперимента входил отбор диагностических методик, наиболее тесно связанных с художественной деятельностью, предлагаемой детям в рамках разработанной нами программы.
В результате к использованию были приняты следующие методики (приложение 1):
1. Методика "Домик" (по Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.
Критерии оценки.
Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета условных баллов за "ошибки"):
- отсутствие какой-либо детали рисунка (1 балл);
- жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок (1 балл);
- тонкая, едва заметная линия рисунка (1 балл);
- неровность линий (угловатые, дрожащие) (1 балл);
- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (1балл);
- неправильно изображенный элемент рисунка (1 балл);
- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);
- отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);
- залезание линий одна на другую (1 балл).
Уровни развития мелкой моторики.
высокий уровень- 0-1 балл;
выше среднего - 2-3 балла;
средний уровень - 4-5 баллов;
ниже среднего - 6-7 баллов;
низкий - 8-9 баллов.
2. Методика "Дорожки" (по Л.А. Венгеру).
Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.
Критерии оценки/уровни развития мелкой моторики.
высокий уровень - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.
выше среднего - один выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.
средний уровень - два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не более 4 раз, дорожка не ровная, дрожащая.
ниже среднего - карандаш отрывался более 4 раз, линии дрожащие, прерывистые, линии очень слабые или с очень сильным нажимом.
низкий уровень - три и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.
3. Методика "Стежки" (по В. Мытацину).
Информация о работе Методика развития мелкой моторики посредством художественного труда