Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 17:00, курсовая работа
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революции является чрезвычайно сложные задачи, которые приходится решать науки, и резко увеличивает стоимость ресурсов, которые она использует. Кроме того, в обществе существуют новые формы организации науки, создание крупных научно-исследовательских групп, в рамках которых ученые должны разработать единую стратегию исследований, в единую систему на вооружение методы.
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Ухтинский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Методология и методы психолого-педагогических исследований |
Тема |
Методология научного исследования проблем психологии и педагогики |
Фамилия студента |
Салазкина |
Имя студента |
Марина |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
07200101109002 |
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революции является чрезвычайно сложные задачи, которые приходится решать науки, и резко увеличивает стоимость ресурсов, которые она использует. Кроме того, в обществе существуют новые формы организации науки, создание крупных научно-исследовательских групп, в рамках которых ученые должны разработать единую стратегию исследований, в единую систему на вооружение методы. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве "сквозным" в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать их познавательные действия, анализировать себя средства правовой защиты, которые используются в исследовательской практике. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии является особенно высоким, является факт наступления особая отрасль знания в философии, а именно, логики и методологии научного исследования. Характеристика, однако, необходимо признать, что анализ методологических проблем, начинают заниматься не только философы, специалисты в области науки, но и представители науки. Специальный тип методологическая рефлексия - внутринаучная методологическая рефлексия.
Все это относится также к социальной психологии (Методология и методы социальной психологии, 1979г.), и здесь вступает в силу еще и свои особые причины, первая из которых является Относительная молодость социальной психологии как науки, сложность его происхождения и статуса, порождая необходимость руководствоваться в исследовательской практике, в то же время методологических принципов, двух различных дисциплин: психологии и социологии. Это создает определенные угрозы для социальной психологии, какой - то корреляции, "наложения" друг на друга в два ряда моделей: социального развития и развития психики человека. Ситуация усугубляется отсутствием собственного понятийного аппарата, что приводит к необходимости использовать и двух видов различных терминологических словарей.
Прежде чем более конкретно говорить о методологические проблемы социальной психологии, необходимо определить, что именно понимается как методология. В современных научных знаний термина "методология", определяет три разных уровнях научного подхода.
Общая методология - некоторые общие философский подход, общий метод познания, принятой исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые - сознательно или бессознательно - применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии должны иметь некоторое представление о проблеме взаимоотношений между обществом и человеком, природой человека. В качестве общей методологии различных исследователей принимают различные философские системы.
Частные (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знаний. Частная методология реализации философских принципов применительно к конкретному объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированные к более узкую сферу знаний. В социальной психологии в связи с его двойное происхождение методики формируется при условии адаптации методологических принципов, как психология, социология. В качестве примера мы можем рассмотреть принцип деятельности, как это применяется в Российской социальной психологии. В самом широком смысле этого слова философский принцип деятельности означает признание суть способ бытия человека. В социологии деятельности интерпретируется как способ существования человеческого общества, так как реализация социальных законов, которые проявляются как через деятельность людей. Деятельность и производит, и изменения, специфические условия существования индивида, так и общества в целом. Именно благодаря деятельности человека, включенных в систему общественных отношений. В психологии активности рассматривается как специфическая форма человеческой деятельности, как субъект-объектные отношения, в которых человек - субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категории деятельности, таким образом, "открывается сегодня в своей действительной полноте в качестве ограждающих оба полюса и полюса объекта, и Полюс субъекта" (Леонтьев, 1975. с. 159). В ходе деятельности, человек осознает свой интерес, превращая объективного мира. Когда человек удовлетворяет потребности, в то же время появляются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которых развивается человеческая личность.
Социальная психология, принимая принцип деятельности, как одного из принципов своей специальной методике, приспосабливая ее к главной темой его исследований группы. Таким образом, в социальной психологии наиболее важных содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положений: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в процессе которой есть очень специальной связи, таких как связь; б) понимание предметом деятельности не только индивида, но и группы, общества, т.е. введение идея коллективного предметом деятельности; это позволяет исследовать реальные социальные группы, как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности является возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, целевые группы и т.д.; г) в качестве выходных должны быть недопустимости информацию любого исследования только к эмпирическому описанию, простые заявления о актов индивидуальной деятельности вне "социального контекста" - система социальных отношений. Принцип деятельности становится, таким образом, в такой стандарт, социальных и психологических исследований, определяет стратегию исследования. И это зависит от конкретной методологии.
Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, часто в русском языке обозначается термином "методология". Однако, в некоторых других языках, как, например, в английском языке есть термин, и в соответствии с методологией часто относится к методу, а иногда только один. Конкретные приемы и методы, если слово "метод" понимается в узком смысле), применяемые в социально-психологических исследований, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Суть реализации предложенной "иерархия", различных методологических уровней, именно для того, чтобы избежать в социальной психологии информации всех методологических проблем, только в третьем значении этого понятия. Основная идея заключается в том, что бы эмпирические и экспериментальные методы ни применялись, они не могут рассматриваться в отрыве от общей и специальной методологии. Это означает, что любой методический прием - анкетирование, тестирование, социометрия всегда используется в "методических ключ", т.е. с учетом ряд более фундаментальных исследований вопросов. Суть дела заключается также в том, что философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Что же касается конкретных методик преподавания, они могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в том же виде, в рамках различных методологических ориентации, хотя общий набор методов, общей стратегии их применения, конечно, - методической нагрузки.
Теперь необходимо уточнить, что понимается в современной логики и методологии науки, фраза "научных исследований". Следует помнить, что социальная психология XX века, особенно настаивал на том, что она отличается от традиции XIX века была именно в поддержку "исследования", а не на "спекуляции". Оппозиция исследования спекуляции на законных основаниях, но при условии, что оно наблюдается точно и не заменен оппозиции "научно - теории". Таким образом, выявление возможности современных научных исследований, важно правильно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие функции научного исследования:
1.
Она касается конкретных
2. Это дифференциально-решена эмпирическим (отбор фактов, разработка методов измерения), логике (вывод некоторых положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, определить принципы, формулирование гипотез или законов) познавательных задач;
3.
Это четкое различие между
фактами и гипотетических
4. Его цель - не только объяснение фактов и процессов, а также их прогнозы. При подведении эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собранных данных, их интеграции в принципы, тестирования и использования этих принципов в предсказаниях.
Каждый из названных здесь ад научного исследования имеет особый характер в социальной психологии. Модели научных исследований, предложенных в логику и методологию науки, как правило, построены на примерах точных наук, прежде всего физики. В результате, многие значимые для других научных дисциплин, в особенности теряются. В частности, для социальной психологии необходимо указать ряд специфических проблем, связанных с каждой из этих функций.
Первая проблема, которая здесь возникает проблема эмпирических данных. Данных в социальной психологии могут быть любые данные на общественное поведение людей в группах, или данные, которые описывают некоторые характеристики сознания из этих физических или психологических характеристик группы. На вопрос, будет ли "разрешить", то ли в исследование этих двух типов, в социальной психологии существует ожесточенные дебаты: в различных теоретических ориентаций этот вопрос решается по-разному.
Так, в поведенческих социальной психологии данные принимаются только факты открытого поведения; когнитивных исследований, напротив, акцентирует внимание на данные, которые характеризуют только когнитивный мир человека: образы, ценности, отношения и т.д. В других традиций, социально-психологического исследования могут быть представлены как их взгляды. Но это сразу же ставит определенные требования к методам их сбора. Источником каких-либо данных в социальной психологии человека, а число методов, необходимых для регистрации актов его поведение, другие - для фиксации когнитивных образований. Признание в качестве полных данных и того, и другого доставки требует признания и разнообразие методов.
Данные проблемы также есть и другая сторона: то, что должно быть их объем? Соответственно, объем данных, присутствует в социально-психологических исследований, и все они делятся на два типа: a) взаимосвязи, на основе большого массива данных, среди которых устанавливаются различного рода корреляции, и б) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным количеством данных, и где смысл работы заключается в произвольной введение исследователя новых переменных и их мониторинга. Опять же, в этом вопросе является очень важной теоретической позиции исследователя: какие объекты, с его точки зрения, в целом, "разрешенные" в социальной психологии (думаю, в том случае, если число объектов, больших групп или нет).
Вторая характеристика научного исследования, интеграция данных в принципы, строить гипотезы и теории. И эта особенность очень указано в социальной психологии. Теории, в том смысле, в каком о них говорится в логику и методологию науки, она никогда не испытывала. Как и в других гуманитарных наук, теории в социальной психологии не дедуктивного характера, т.е., не являются хорошо организованной связи между положения, которые должны быть от одного до вывести любой другой. В социально-психологических теорий хватает серьезности такого порядка, как, например, в теории математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает принимать гипотезу. Гипотеза "подарки" в социально-психологического изучения теоретической форме знания. Здесь наиболее важным звеном в социально-психологических исследований - формулирование гипотез. Одна из причин слабости многие из исследований, является отсутствие в них гипотез или неправильно их строительство.
С другой стороны, как бы сложно ни было строить теории в социальной психологии, более или менее полное знание и там не может развиваться в отсутствие теоретических обобщений. Поэтому, даже хорошая гипотеза исследования не имеют достаточного уровня интеграции теории, в научно-исследовательская практика: уровень обобщения, полученные на основе проверки гипотезы и на основе ее подтверждения, есть еще только в самой начальной форме "организация" данных. Следующий шаг-переход к обобщению более высокого уровня, для теоретических обобщений. Конечно, лучше всего было бы построение общей теории, которая объясняет все проблемы социального поведения и деятельности личности в группе, механизмы динамики группы и т.д. Но более доступна, поскольку является разработка так называемой специальной теории (в определенном смысле их можно назвать теории среднего ранга), которые охватывают более узкие рамки отдельные аспекты социально-психологической реальности. В таких теорий может быть, включают, например, теория групповой солидарности, теория группового принятия решений, теории лидерства, и т.д. Так же, как важнейшая задача социальной психологии состоит задача разработки специальной методики, также чрезвычайно важна здесь и создание специальных теорий. Без этого, накопленный эмпирический материал, возможно, не представляют ценности для прогнозирования социального поведения, то есть решить основные задачи социальной психологии.
Третья функция научного исследования, согласно требованиям логики и методологии науки, является обязательной проверке гипотез и построения на основе обоснованные прогнозы. Проверка гипотезы, естественно, необходимый элемент научного исследования: без этого элемента, строго говоря, исследование лишены смысла. И в то же время в тестировании гипотезы социальной психологии испытывает ряд трудностей, связанных с его двойной статус.
В качестве экспериментальной дисциплины социальной психологии подлежит правилам тестирования гипотез, которые существуют в любой экспериментальной науке, которые были разработаны различные модели проверки гипотез. Однако, с характеристиками и гуманитарных дисциплин, социальной психологии попадает в трудности, связанные с того, что характеризует ее. Есть старая споры в философии ОСЗ на вопрос, что, в общем, означает, тестирование гипотез, их проверки. Позитивизм признана законной только одна форма проверки, и это сравнение суждения науки с данными непосредственного чувственного опыта. Если такое сравнение не возможно, то, по проверенным суждения, в общем, нельзя сказать, истинно оно или ложно: оно просто не может в данном случае рассматриваться судом, это "псевдосуждение".
Если строго следовать этому принципу (т.е. взять идею "жесткого" контроля), ни более или менее общее суждение науки не имеет права на существование. Далее следуют два важных заключений, принятых позитивистски ориентированных исследователей: 1) наука может использовать только экспериментальный метод (так как только в этих условиях можно организовать сравнение суд на данные непосредственного чувственного опыта) и 2) наука, по существу, не может иметь дело с теоретическими знаниями (потому что не все теоретические положения могут быть проверены). Выдвижение этого требования в философию нео скрытые возможности для развития любой неэкспериментальной науки и ставить ограничений в общем, все теоретические знания, оно давно уже критикуют. Однако, в среде исследователей, экспериментаторов, есть еще известный нигилизм по отношению к любым формам неэкспериментальных исследований: сочетание в рамках социальной психологии двух начал давать некоторую свободу, чтобы игнорировать эту часть проблемы, которые не могут быть исследованы экспериментальные методы, и где, таким образом, не представляется возможным проверку гипотез в единственной форме, в которой она была разработана в неопозитивистском версия логики и методологии науки.
Информация о работе Методология научного исследования проблем психологии и педагогики