Методы и приемы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:42, реферат

Описание работы

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения. Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Методы и приемы в современной школе
2. Классификация методов обучения и их характеристика в современном образовании.
3. Своеобразие методов обучения в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

д.к.р.ПЕДАГОГИКА 144-з.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

6. мЕТОДЫ И ПРИЕМЫ  ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. Методы и приемы в современной школе

5

  1. Классификация методов обучения и их характеристика в современном образовании.

8

  1. Своеобразие методов   обучения  в детском саду.

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения. Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала. В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы

 Впрочем, приемы и методы  обучения иногда могут быть  взаимозаменяемыми. Так, если во  время урока учитель использует  метод подачи нового материала  и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей  наглядности и лучшего усвоения  изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема. Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов -- преподавания и обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

Процесс обучения - это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т. е. способами познания мира1.

Признаки процесса обучения:

- двусторонний характер;

- совместная деятельность учителей и учащихся;

- руководство со стороны учителя;

- специальная планомерная организация и управление;

- целостность и единство;

- соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

- управление развитием и воспитанием учащихся.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном - это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

- словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);

- наглядные;

- практические.

Словестные методы обучения:

- рассказ;

- лекция;

- беседа;

- работа с учебником (печатное  слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность2.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

Познавательные игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.

Главное назначение этого метода - стимулирование познавательного процесса. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Среди таких игр - разнообразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры типа электронных викторин, игры с тематическими наборами. В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры, т. е. способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему3.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. Применяемые в программном обучении методы можно разделить на:

- методы предъявления информации;

- методы выполнения программированных заданий.

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЧЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций.Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения. 
      Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них4.

1. Классификация методов  по источнику передачи и характеру  восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие  признаки и методы:

а) пассивное восприятие - слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

2. Классификация методов  на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу  классификации положена последовательность  приобретения знаний на конкретном  этапе (уроке):

а) приобретение знаний;

б) формирование умений и навыков;

в) применение приобретенных знаний;

г) творческая деятельность;

д) закрепления;

е) проверки знаний, умений и навыков.

3. Классификация методов  по источникам передачи информации  и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников  и др.). Методами этой классификации  являются:

а) словесные - живое слово учителя, работа с книгой;

б) практические - изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

4. Классификация методов  по типу (характеру) познавательной  деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся.

Этой классификации присущи следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

в) проблемное изложение знаний;

г) частично-поисковый (эвристический);

д) исследовательский.

5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания  и соответствующие им методы  учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена  следующими методами:

а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;

б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

6. Классификация методов  по организации и осуществлению  учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и  мотивации; методам контроля и  самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация  представлена тремя группами  методов:

Информация о работе Методы и приемы обучения