Методы и приемы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:42, реферат

Описание работы

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения. Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Методы и приемы в современной школе
2. Классификация методов обучения и их характеристика в современном образовании.
3. Своеобразие методов обучения в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

д.к.р.ПЕДАГОГИКА 144-з.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

Дидактическая игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. Для уточнения и закрепления знаний о предметах быта проводится система занятий с дидактической куклой: сложим куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Устроим кукле комнату» и др. В средней, старшей и подготовительной игра является обычно частью занятия и проводится для зияний и умений и создания эмоционального настроен». 
песней, новой дается образец воспитателя.

Выбор методов я приемов обучения. Выбор методов приемов обучения зависит от содержания учебного материала, от возраста детей, от степени их подготовленности. Если перед педагогом стоит задача познакомить с новым учебным материалом, использовать наблюдение, показ с пояснением, объяснение, чтение художественной литературы; для закрепления знаний и умений лучше применять беседу, практические методы обучения, игровые приемы. Как правило, в процессе обучения сочетаются несколько приемов. Например, при проведении в младшей группе занятия на тему «Устроим кукле комнату» используется игровой сюрпризный прием («Кто-то стучится в дверь»), показ предметов, сопровождаемый пояснениями (рассматривание предметов кукольной мебели), вопросы к детям («Для чего нужен стол? стул? кровать?»), дидактическая игра (дошкольники оборудуют кукле комнату мебелью).

Использование кинофильмов и диафильмов. Применение технических средств обучения делает процесс учения привлекательнее, расширяет возможности ознакомления с окружающим, в частности с теми явлениями жизни, с которыми непосредственное знакомство невозможно. Так, в кинофильмах «Твоя книжка», «Рассказ колоска», «Откуда стол пришел» и др. рассказывается о тех видах труда, которые не всегда можно непосредственно наблюдать с детьми. Благодаря тому, что в кинокадрах одни и те же предметы могут быть показаны в крупном, среднем и общем плане, в различных ракурсах, создается возможность сосредоточить внимание на более существенном. Наглядные методы тесно связаны со словом. Пояснения уточняют непосредственные восприятия детей. Постепенно слово начинает заменять показ: педагог рассказывает, как надо выполнять движения или просто напоминает об этом. Он постоянно пользуется приемом объяснения: в начале занятия объясняет содержание задания, в ходе работы в случаях необходимости прибегает к нему повторно. Роль объяснения усиливается в связи с тем, что по мере взросления детей большее внимание уделяется усвоению знаний, в которых отражены связи и зависимости между явлениями. Эти знания достаточно сложны, и воспитатель постепенно подводит детей к ним, разъясняя материал.

Для сообщения детям новых сведений об окружающих событиях, о природе воспитатель использует свой рассказ. Это может быть рассказ о личных впечатлениях («Как я ходила в зоопарк», «Что я видела в Москве»), о жизни детей («Как дети в космонавтов», «Как дети ходили на экскурсию, на птицеферму»), об общественных событиях (о полете космического корабля, об Играх доброй воли и т. п.). Рассказ использует и 
руководитель, знакомя детей с новой песней, новой музыкальной пьесой9.

При обучении детей рассказыванию им часто дается образец рассказа (по картине, по заданной теме, по плану воспитателя).

Большое место в работе с детьми занимает чтение художественной литературы и художественное рассказывание. Детям читают рассказы, стихи, сказки для того, чтобы познакомить с художественными произведениями, сообщить новые звания, вызвать эмоциональное, отношение к событию. Если дети заучивают стихотворение, текст песни, педагог сам должен знать его наизусть. Как правило, рассказываются наизусть и народные сказки. Музыкальный руководитель и воспитатель должны владеть мастерством художественного чтения: это помогает детям глубже понять идейное содержание произведения, его художественную ценность, лучше запомнить его.

Показ картин, иллюстраций часто используется в работе по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Картина имеет то преимущество, что на ней можно рассмотреть предметы, явления, которые в условиях детского сада наблюдать не удается; на картине может быть передано какое-то событие («На демонстрацию», «Новенькая», «Зимние развлечения» и др.). Работа по картине содержит большие возможности длясообщения детям новых знаний, знакомства с миром явлений, не встречавшихся им ранее, для воспроизведения и закрепления полученных знаний.

Показ образца - прием, которым пользуются для обучения детей изобразительной деятельности, конструированию. Образцом является выполненный воспитателем рисунок, аппликация, сконструированная поделка. Образец должен быть крупного размера, с яркой привлекательной расцветкой, без излишней детализации. При обучении выполнению работы по образцу его надо рассмотреть и проанализировать с детьми. 
Показ способов действия. На музыкальных занятиях, занятиях 
по изобразительной деятельности, развитию движений воспитатель и музыкальный руководитель показывают способы действия: как выполнить движение под музыку, как петь, как играть на музыкальном инструменте, как выполнять упражнение, в какой последовательности и как выполнять работу по рисованию, вырезыванию и т. п.

При показе способов действия надо правильно выбрать место для демонстрации, удобно разместить детей. Так, показ движений под музыку выполняется в кругу, чтобы дети могли увидеть движение со всех сторон; для показа физкультурных упражнений детей выстраивают так, чтобы дети меньшего роста стояли впереди, а высокие - сзади. Педагог выбирает положение для показа таким образом, чтобы лучше было видно, как точно надо выполнять действие. Показ должен быть четким, точным, разделенным на части, чтобы дети хорошо видели каждое действие. Каждое действие воспитатель обозначает словом. Иногда, когда дети уже знают какие-то действия, им показывают только новые, незнакомые. На физкультурных и музыкальных занятиях к показу могут быть привлечены отдельные дети, но при условии, что есть уверенность в правильном выполнении ими действий.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Образовательный процесс как совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов направлен на решение задач образования, воспитания и развития личности. В данном процессе значительное место отводится специально организованному обучению – занятиям.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста складывалась в определённых формах соответственно времени. Сегодня, в рамках личностно ориентированной модели обучения, иначе должны быть осмыслены подходы к обучению, его форме и организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание: описать три игровых приёма,  используемых  в детском саду на занятии (занятие и возраст детей по выбору).

Методические рекомендации: при описании приёмов, ссылаться на классификацию методов в дошкольной педагогике.

 Конспект занятия по аппликации с детьми 3-4 лет.

Тема: “Снеговичок”

Задачи:

  1. Продолжать учить наклеивать готовые формы (круги) в нижней части листа в определенной последовательности, учитывая их величину.

  1. Закреплять знания о величине, форме.

  1. Развивать самостоятельность в украшении композиции.

Материал:

  • муляжи снежков,

  • снеговик из картона,

  • круги на каждого ребенка: большой, поменьше и маленький;

  • клей,

  • кисти,

  • салфетка,

  • тряпочка,

  • разнос.

Предварительная работа: наблюдение и эксперименты на прогулке за снегом, лепка “Снеговик”, загадки о снеге, заучивание стихотворения “На полянку на лужок, тихо падает снежок”, игра-танец “Снежки”.

Ход занятия: воспитатель с ребятами обращает внимание, что в студии (группе) кто-то раскидал снежки.

Воспитатель: Кто же это раскидал снежки? (ответы детей)

Воспитатель вешает картинку снеговика на магнитную доску.

Воспитатель: Вот кто раскидал снежки: снеговик. А зачем ты это сделал?

Снеговик: Потому, что мне скучно, мне не с кем поиграть.

Воспитатель предлагаем ребятам сделать снеговику друзей: маленьких снеговиков. Обращает внимание на величину кружков, объясняет порядок наклеивания: сначала самый большой кружок, затем поменьше, и наконец самый маленький. Перед работой разминаем пальчики гимнастикой

“Мы во двор пошли гулять”:

Мы во двор пошли гулять 
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному.) 
Мы во двор пошли гулять. 
Бабу снежную лепили. (имитируем лепку комков.) 
Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками.) 
С горки мы потом катались. (вести пальцем правой руки по ладони левой руки.) 
А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.) 
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки.) 
Съели суп и спать легли.(имитировать еду ложкой, положить руки под щеку.)

 

Во время выполнения работы детьми воспитатель следит за тем, как дети используют предметы – помощники, помогает ребятам украсить композицию: мелкие детали для снеговика (нос, ведро, пуговички), обрезки –снежинки.

Воспитатель: Снеговик, посмотри, сколько у тебя теперь друзей! Скучать тебе не придется!

Снеговик благодарит ребят:

Меня не растили, из снега слепили. 
Вместо носа ловко вставили морковку, 
Глаза – угольки, губы – сучки. 
И рад, что не один я – со мной мои друзья. 
Без них, поверьте, в жизни совсем нельзя.

Воспитатель: Наши ребята, тебе и твоим новым друзьям покажут, как можно играть со снежками.

Дети идут по кругу со снежками и говорят стихи:

Мы танцуем со снежками, 
Посмотрите все на нас. 
Вот так топаем ногами! 
Раз-два, раз-два, раз-два! (топают ногами) 
А теперь снежки положим 
Мы под елочку сюда. (кладут в круг) 
И теперь в ладошки можно 
Нам похлопать без труда. (хлопают в ладоши, приседают). 
Осторожно поднимайтесь, 
Не забудьте взять снежок. 
Поплясать теперь нам можно, 
Попляши и встань в кружок (дети пляшут).

 

Конспект занятия рисования. Лес надел белую шубку.

Программное содержание: вызвать интерес, желание помочь зайчику; учить детей передавать в рисунке картину зимнего леса; упражнять в рисовании концом кисти тонких линий – веток, точек – падающего снега; закрепить навыки рисования деревьев, умения размещать на листе бумаги однородные предметы рядом с другом.

Методы и приемы: наблюдение; частичный показ способа изображения; игровые приемы (обыгрывание силуэтного изображения зайчика, картины, обыгрывание кисточки, обыгрывание рисунков).

Материал: у воспитателя иллюстрация с изображением осеннего леса; фигурка зайца в белой шубке из картона; алгоритм “Последовательность рисования дерева”; лист бумаги с нарисованным деревом с тонкими ветвями для показа способа рисования падающего снега. У детей тонированные в голубой цвет листы формата А4; гуашь; кисти.

Методика проведения занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Маленький, беленький,  
По лесочку прыг-прыг! 
По снежочку тык-тык! 
– Кто это? (Зайка.)

Показывает детям картонного зайчика в белой шубке.

– Скажите, какого цвета у него шубка? (Белого.)

– А какого цвета шубка была у него летом? (Серого.)

– А зачем же зайка серую шубку поменял на белую? (Он подготовился к зиме; чтобы лисе трудно было найти его на фоне снега.)

– Где живет зайчик? (В лесу.) Давайте и нашего зайчика пустим в лес погулять, по лугам поскакать. (Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением осеннего леса, помещает на полянке под кустом картонного зайца.) Что-то зайка под кустиком спрятался и выходить не хочет? Сидит, ушки прижал, как будто чего боится. Ой, а зайчика-то видно в осеннем лесу, никак не спрятаться ему от лисы. Что можно сделать? (Нарисовать в лесу снег, тогда зайчика не будет видно.)

Информация о работе Методы и приемы обучения