Методы и приемы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:42, реферат

Описание работы

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения. Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Методы и приемы в современной школе
2. Классификация методов обучения и их характеристика в современном образовании.
3. Своеобразие методов обучения в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

д.к.р.ПЕДАГОГИКА 144-з.docx

— 55.43 Кб (Скачать файл)

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.),

- репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),

- методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

7. Классификация методов  обучения, в которой в единстве  сочетаются источники знаний, уровень  познавательной активности и  самостоятельности учащихся, а также  логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).

8. Классификация методов  в сочетании с формами сотрудничества  в обучении предложена немецким  дидактом Л. Клинбергом.

а) Монологические методы:

- лекция;

- рассказ;

- демонстрация;

б) Формы сотрудничества:

- индивидуальные;

-  групповые;

- фронтальные;

- коллективные.

в) Диалогические методы: - беседы.

9. Классификация методов  К. Сосницкого (Польша) предполагает  существование двух методов учения:

а) искусственное (школьное);

б) естественное (окказиальное).

Этим методам соответствуют два метода обучения:

а) преподносящее;

б) поисковое.

10. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная  в «Введении в общую дидактику»  В. Оконя (Польша), представлена четырьмя  группами:

а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем:

- классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;

- метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;

- ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения;

- банк идей - это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей;

- микро-преподавание - метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;

- дидактические игры - использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);

в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности:

- импрессивные методы;

- экспрессивные методы;

- практические методы;

- учебные методы;

г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.

Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. «Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление - это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия - от самых простых структур наиболее общего характера до сложных5.

Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, - может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними».

11. Исходя из того, что  целостный педагогический процесс  обеспечивается единой классификацией  методов, которая в обобщенном  виде включает в себя все  остальные классификационные характеристики  методов Б.Т. Лихачев называет  ряд классификаций как бы составляющих  классификацию классификацией. За  ее основу он берет следующие:

- Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.

- Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.

- Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.

- Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.

- Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации.

- Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, «влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов» и стимулов поведения.

- Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).

В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.

В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса6.

По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).

Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контроль но-коррек-ционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

 

 

  1. СВОЕОБРАЗИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

 

Особенности методов обучения детей дошкольного возраста. 
Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы: их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей дошкольного возраста.

Для ознакомления детей с животным и растительным миром, природными и общественными явлениями организуются наблюдения, планомерное, более или менее длительное изучение предметов или явлений окружающего мира7.

Педагог помогает детям овладеть деятельностью наблюдения: ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способам обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию его, помогает выделить в соответствии с поставленными задачами характерные, существенные признаки.

При организации наблюдений соблюдается ряд условий: для наблюдения выбираются такое место и такие моменты, которые позволяют детям увидеть наиболее характерные особенности наблюдаемого объекта; вопросы и указания должны привлечь внимание детей к разным признакам наблюдаемого объекта. Не следует отвлекать детей вопросами, рассказами, которые непосредственно не связаны с наблюдением, читать стихотворения или загадывать загадки. Во время наблюдения все внимание ' должно быть направлено на объект.

Наблюдениям может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, возможные ошибочные представления детей, даются указания, на что следует обратить внимание. 
Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в развитии растений, в неживой природе. Организуется наблюдение общественных явлений; дети наблюдают труд взрослых, движение транспорта, оформление города к празднику и др8.

Применение практических методов предполагает разработку системы постепенно усложняющихся заданий. Детей старшей и подготовительной групп учат планировать практическую работу. Под руководством воспитателя они намечают основные этапы работы и способы действий, которые будут использовать на каждом этапе. Дети младшей и средней групп производят это планирование в самой общей форме: «Сейчас поставлю стенки, потом на них поставлю крышу».

Игровые методы и приемы, используемые в обучении детей дошкольного возраста, повышают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Это — дидактические, музыкально- дидактические, подвижные игры, игры-драматизации, игровые эпизодические приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением учебных заданий). Особенно велика их роль в младших группах.

В обучении младших дошкольников большое место занимают игры с дидактическими игрушками: башенками, матрешками, цветными шарами, вкладышами. В процессе их дети приобретают практический чувственный опыт различения величины, цвета, формы, учатся обозначать эти качества словом.

Информация о работе Методы и приемы обучения