Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:08, реферат

Описание работы

Одной из причин задержки формирования связной речи у учащихся коррекционных школ является то, что их речевая активность очень слаба и быстро истощается; недостаточность волевой сферы играет отрицательную роль в протекании связных речевых высказываний.
Развитие связной речи неразрывно связано с формированием лексико-грамматических категорий, которые у данного контингента детей тоже имеют свои особенности.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы работы по коррекции лексико-грамматического строя и формированию связной речи на примере изучения темы «Зимующие птицы».

Файлы: 1 файл

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формир.doc

— 219.60 Кб (Скачать файл)

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи.

 

Общеизвестно, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека, высших форм познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают, в какой-то степени, независимо друг от друга. Но  в процессе психического развития ребёнка возникает сложное, качественно новое единство -  речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылку для социальных контактов, благодаря которым формируются представления ребёнка об окружающем мире. Овладение речью способствует осознанию, планированию, регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на деятельности и поведении, могут вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее развитие.

У детей с нарушением интеллекта расстройства речи разнообразны по своим проявлениям, механизмам и уровню, носят системный характер. При интеллектуальной недостаточности нарушаются операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой), которые в процессе коррекции так и не достигают нормы развития. Нарушения речи отличаются стойкостью, устраняются с большим трудом.

Актуальной проблемой логопедической работы в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта является развитие связной устной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется последовательно, логично, грамматически правильно.

Формирование связной речи происходит постепенно: начинается с овладения диалогической речью в ходе ситуативного общения, затем переходит к более сложной форме – монологу.

Становление связной речи у детей с отклонениями в развитии осуществляется в замедленном темпе и имеет ряд особенностей. Дети длительное время задерживаются на этапе ситуативной, вопросно-ответной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным, учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции, систематической помощи, которая проявляется в виде наводящих вопросов, подсказок. Дети с нарушением интеллекта не осознают необходимости ясно и чётко передавать содержание какого-либо события, не ориентируются на собеседника. Их связные высказывания малоразвёрнуты, фрагментарны, с нарушенной логической последовательностью.

Одной из причин задержки формирования связной речи у учащихся коррекционных школ является то, что их речевая активность очень слаба и быстро истощается; недостаточность волевой сферы играет отрицательную роль в протекании связных речевых высказываний.

Развитие связной речи неразрывно связано с формированием лексико-грамматических категорий, которые у данного контингента детей тоже имеют свои особенности.

Нарушения лексики проявляются в следующем:

  • Незнание названий многих предметов и их частей.
  • Преобладание слов с конкретным значением, трудности в усвоении слов с абстрактным значением.
  • Отсутствие обобщающих слов.
  • Отсутствие глаголов, обозначающих способы передвижения животных.
  • Замена приставочных глаголов бесприставочными.
  • Употребление незначительного количества слов, обозначающих признаки предмета.
  • Не подбирают синонимы, антонимы, редко используют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
  • Ограниченное количество наречий
  • Неточное употребление слов.
  • Преобладание пассивного словаря над активным.
  • Недостаточность сформированности семантических полей.

 

Также довольно распространённым явлением считаются нарушения словоизменения и словообразования:

Нарушения

В чём проявляются

Искажения в употреблении падежей.

Ошибки в употреблении творительного падежа и предложно-падежных конструкций.

Нарушения в построении предложно-падежных конструкций.

Замена или пропуск предлогов, замена окончаний.

Нарушения в построении словосочетаний: наречие «много» + существительное.

Часто с наречием «много» употребляется именительный падеж множественного числа или смешиваются окончания Р. п. мн.ч. различных склонений (много цаплев).

Неправильное согласование существительных и числительных.

Смешение окончаний (пять цыплята).

Неправильное согласование существительных и прилагательных.

Особые трудности в согласовании прилагательных и существительных среднего рода (красная яблоко)

Недостаточность функции словообразования.

Трудность образования прилагательных от формы существительных (варенье из яблок – яблоковое).

Трудности образования притяжательных прилагательных (медведина лапа).

Трудности образования уменьшительно-ласкательных форм.

Трудности образования приставочных глаголов.


 

Нарушения синтаксической структуры речевого высказывания:

  • Преобладание простых нераспространённых предложений.
  • Распространённые предложения отличаются однообразием, чаще включает прямое дополнение (Мальчик ест конфету.), иногда –обстоятельство места (Дети идут в школу.).
  • В самостоятельной речи имеют место фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо того и другого.
  • Нарушения структуры предложения.

 

Поскольку у детей с отклонениями в развитии оказываются несформированными все операции речевой деятельности, логопедическая работа в коррекционной школе должна быть направлена на то, чтобы заложить основы для:

  • формирования мотивации речевой деятельности, повышения потребности в речевом общении;
  • преодоления нарушений программирования речевой деятельности;
  • создания внутренних программ речевых действий и их реализации;
  • контроля за речью (сличение полученного результата с предварительным замыслом)

 

Сам ребёнок пробелов в речи не замечает, он не знает, как надо строить своё высказывание, каким требованиям оно должно отвечать, и самостоятельно он эти пробелы не восполнит. Таким образом, обозначается проблема: как преодолеть серьёзные, многообразные, трудно корригируемые речевые нарушения, как сделать работу по развитию связной устной речи более интересной и эффективной?

 

Рассмотрим некоторые методы и приёмы работы по коррекции лексико-грамматического строя и формированию связной речи на примере изучения темы «Зимующие птицы».

Немаловажную роль в работе по развитию речи играют знания об окружающем мире. Для расширения кругозора, изучения предметов и явлений окружающей действительности мы используем такие формы и методы обучения, как наблюдение за погодой, сезонными изменениями в природе, специально организованные занятия, демонстрации фильмов или слайдов.

В процессе занятий обращаем внимание на характерные признаки предметов и явлений, учимся подмечать и выделять их, сравнивать один признак с другим, делать обобщения – таким образом, развиваем у учащихся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Стараемся построить работу так, чтобы эти занятия несли и воспитательную нагрузку –     воспитывали любовь и бережное отношение к природе, оказывали воздействие на эстетическую сторону, развивали чувство прекрасного.

Если есть возможность, мы совершаем экскурсию и наблюдаем за   птицами, их повадками, сравниваем поведение птиц, делаем выводы. (Например: Снегири пугливые. Сразу улетают, если человек сделает неосторожное движение. Синички смелые. Могут даже клевать семечки с ладони человека.)

Если просматриваем фильм или слайды, то обязательно комментируем, сочетаем показ с беседой, с объяснением трудных для усвоения моментов.

После приведённых наблюдений или просмотренных фильмов изучение продолжается на предметном уроке, где учащиеся знакомятся с предметами на основе чувственных восприятий. Изучение предметов идёт по пути от выявления характерных признаков к отыскиванию общих признаков и признаков различия и заканчивается простейшими обобщениями.

Но ни наблюдения, ни демонстрация предмета, ни просмотр фильма совершенно недостаточны для образования полного представления об изучаемом объекте. Главенствующая роль здесь принадлежит слову. Это могут быть беседа, рассказ логопеда, чтение небольшого рассказа или статьи.

Кроме того, необходимо сочетание слова и средств наглядности. Для детального рассмотрения птиц можно использовать муляжи, картины, зарисовки, также  включать в работу и практические задания: обводку по шаблону контуров птиц, узнавание, раскрашивание. Лучше выбирать шаблоны тех птиц, которых легче дифференцировать, у которых ярко выражены отличительные признаки (Например: сорока, голубь, свиристель). Следует обратить внимание на формирование умения  подбирать цвета, соотносить полученный рисунок с образцом.

Изучение предмета (в данном случае, птицы) идёт поэтапно и выглядит следующим образом:

1. Установление точного названия.

2. Наблюдение и восприятие целого  предмета, без детализации.

3. Рассмотрение отдельных частей предмета, главных и второстепенных.

4. Сравнение нового предмета с ранее изученным, выяснение признаков сходства и различия.

5. Беседа об образе жизни птицы  – обитание, питание, повадки, какую пользу приносит, способы охраны.

6. Обобщение знаний, полученных из личных наблюдений, беседы, рассказа логопеда, заключающееся в ответах на вопросы или связном рассказе по плану.

7. Закрепление знаний через чтение  статей, рассказов, зарисовки, аппликацию, лепку.

В зависимости от цели занятия могут быть соблюдены не все этапы, но задача развития речи наряду с познавательной деятельностью должна оставаться главной.

 

Раскроем подробнее некоторые моменты. Покажем, какие виды работ можно использовать.

 

  Описание птицы. (Элементарная характеристика синицы с опорой на сигнальные карточки. Рассмотрение отдельных частей птицы, главных и  второстепенных).

Для описания частей тела используются наглядные опоры:  картинка с целостным образом синицы и сигнальные карточки-подсказки с изображением  отдельных частей тела птицы.

Ребёнок составляет описание, сопровождая свой рассказ показом  карточек.

Примерный образец рассказа: 

Это синица. У синицы есть голова, туловище, лапки. На голове есть глаза, клюв, на туловище – крылья на лапках – коготки.

Отработав навык описания частей тела, переходим к описанию окраски оперения. Чтобы облегчить детям задачу, используем словесный план, который позволяет последовательно рассказать об окраске оперения каждой части тела.

 

Примерный словесный план:                Рассказ ученика:

Шапочка                               У синицы шапочка чёрная,                                                            Щёчки                                   щёчки белые,

Спинка                                   спинка темно-зелёная,

Грудка                                  жёлтая грудка с чёрным галстучком посередине,

Крылья, хвост                      крылья и хвост чёрные.

 

Закрепление знаний о птицах можно осуществлять через создание зарисовок. При выполнении таких заданий происходит развитие зрительного восприятия, графических навыков.

Например: Игра «Узнай птицу по контуру».

Последовательность работы:

1. Демонстрация картинок с изображением птиц (например: сорока, голубь,свиристель).                                                                                                                   2. Называние картинок детьми.

3. Демонстрация шаблона или трафарета. Узнавание детьми контура птицы.    

4. Обводка контура по шаблону одной птицы по выбору.                                     5. Описание окраски оперения по предметной картинке с использованием картинного плана.

6. Подбор цвета. Раскрашивание.

7. Сравнение рисунка ребёнка с демонстрационной картинкой.

 

Немаловажную роль в усвоении знаний о зимующих птицах играют чтение и пересказ.

Чтение учащихся коррекционной школы бывает недостаточно сознательным. Дети не понимают некоторых слов, недостаточно правильно устанавливают взаимоотношения частей текста, временных, пространственных отношений причинных связей, следовательно, нечётко представляет себе основное содержание читаемого, не выделяет главной мысли.

Недостатки в сознательности чтения объясняются некоторыми            особенностями детей с отклонениями в развитии, которые часто воспринимают лишь формальную оболочку слова, а не образ, стоящий за ним. 0ни склонны к механическому восприятию текста.

Информация о работе Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи