Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:08, реферат

Описание работы

Одной из причин задержки формирования связной речи у учащихся коррекционных школ является то, что их речевая активность очень слаба и быстро истощается; недостаточность волевой сферы играет отрицательную роль в протекании связных речевых высказываний.
Развитие связной речи неразрывно связано с формированием лексико-грамматических категорий, которые у данного контингента детей тоже имеют свои особенности.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы работы по коррекции лексико-грамматического строя и формированию связной речи на примере изучения темы «Зимующие птицы».

Файлы: 1 файл

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формир.doc

— 219.60 Кб (Скачать файл)

Активному восприятию способствуют предварительные беседы,          создающие определённый настрой, направленность мысли; словарная работа, в ходе которой разбираем незнакомые слова, объясняем смысл некоторых высказываний. При работе над художественным произведением или         научно – популярной статьёй нужно позаботиться о том, чтобы учащиеся восприняли содержание как ряд конкретных: фактов. Поэтому наглядный материал, иллюстрирующий текст, - совершенно необходимый компонент в его усвоении.

Чтобы выяснить, насколько полно и правильно дети усвоили прочитанный материал, используется пересказ. При передаче содержания своими словами дети упражняются в построении предложений, фраз, учатся последовательно излагать свои мысли. Пересказ может быть полным, кратким, выборочным и т. д.

Учащиеся коррекционной школы нуждаются в подсказках, т.к. имеют

ослабленную память. Для них предлагаются различные опоры:

а) на частоту повторений (дети 2 - 3 раза тренируются в пересказе текста);

б) опора на образец (логопед пересказывает логично и эмоционально, затем сильный ученик, и только потом – слабый);                                                     в) опора на ключевые слова;

г) опора на картинку или серию картинок, карточки – символы;                        д) опора на план.

Работа над планом является хорошим логическим упражнением. Составление плана в начальных классах коррекционной школы носит элементарный характер в соответствии с возможностями учащихся. Чаще мы используем картинный план, как наиболее простой и понятный вид.

Иногда  используется такой приём, как монтирование картин.

Это выглядит таким образом:                                                                                          1. Готовится раздаточный материал.                                                                        2. Логопед читает текст.

3. Текст разбивается на части. У каждого ребёнка своя часть (2 – 3 предложения), и свой раздаточный материал, иллюстрирующий эту часть.       

4. Дети читают свою часть текста про себя.

5. Чтение вслух по очереди с одновременным монтированием картины на наборном полотне.

6. В заключение просим сильного ученика воссоздать содержание        прочитанного по смонтированной картине.

 

Можно использовать и приём словесного рисования, когда перед учениками ставится задача представить себе и рассказать, как содержание читаемого они изобразили бы в рисунке. Следует отметить, что этот приём нужно применять лишь тогда, когда есть соответствующий опыт у учащихся и яркость созданного в произведении образа. Не все произведения годятся для данного вида работы.

В работе по развитию связной речи  широко используется метод беседы, во время которой формируется умение вести диалог, речь обогащается лексикой, синтаксическими формами. В школе беседа как речевой акт – не самоцель, её задача – передать знания; обогащение речи детей в процессе беседы воспринимается, как сопутствующее положительное явление. Но в коррекционной школе необходимы и специальные занятия по развитию диалогической связной речи, которые проводят методом беседы и методом имитации (театрализации).

Подготовленная беседа имеет задачи: во-первых,  прямую  –  научить

беседовать, т.е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда удобно вставить реплику, стараться говорить понятно; во-вторых, задачу сопутствующую – отрабатывать навыки произносительные и грамматические, уточнять смысл известных детям слов.   

Условием результативности беседы является предварительное                ознакомление с предметами или явлениями, о которых пойдёт разговор.

Беседа строится следующим образом:

1. Вступление (зачин).                                                                                                    2.  Развитие темы разговора.                                                                                              3.  Концовка.

Вступление имеет цель привлечь внимание детей к теме разговора. Например, вступлением могут служить такие фразы: «Я часто думаю, как себя чувствуют птицы зимой…», «Дети, кто знает, что у меня в руках?» Вступлением может быть и предложенная загадка на соответствующую тему или рассматривание картинки.

Развитие темы разговора должно быть целенаправленным. Правда, иногда, можно допустить отступление от темы ради выяснения побочных факторов, но обязательно вернуться к основному предмету разговора.

Особенность мышления детей с отклонениями в развитии такова, что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу, переходят на другую тему. Задача логопеда – выработать способность доводить начатую тему до конца.

Заканчиваться беседа может тоже загадкой, стихами, показом и         комментарием картины, но чаще она заканчивается логическим выводом        логопеда.

 

Приёмы театрализации – это приёмы пересказа детьми в лицах тех произведений, с которыми их познакомил логопед. Пересказ в лицах даёт возможность совершенствовать разговорную речь детей, речь становится более богатой в эмоциональном отношении. В зависимости от ситуации она звучит то радостно, то печально, то жалобно.

Использование приёма театрализации рассмотрим на примере обыгрывания небольшого стихотворения:

- Ты откуда, снегирёк,         

  Прилетел к нам в лесок?                                                                                                   - С севера я прилетел,       

  Вкусных ягод захотел,                                                                                                                                                      - У нас метели, вьюги злятся.                                      

  Ты не будешь их бояться?      

- Я не буду их бояться,

  Пусть метут и злятся.

В театрализованном представлении участвуют дети, знающие наизусть текст стихотворения. Для создания соответствующей атмосферы используются фигурки персонажей (снегирь, девочка, мальчик), элементы декораций, вырезанные из картона.

После просмотра сценки обязательно нужно обратить внимание на выразительность речи, объяснить, как добиваться вопросительной интонации. Затем идёт беседа по вопросам для закрепления знаний, полученных ранее.

 Вопросы:                                                                                      

1. Назови действующих лиц стихотворения.

2. Откуда прилетел снегирь?

3. О чём спрашивал снегиря мальчик?                                                                             4. О чём спрашивала девочка?

5. Кто из вас видел снегиря? Где?

6. Какой он был?

7. Что он делал?

8. Почему его так называют?

Во время заучивания потешек и незатейливых стишков можно на столе разыгрывать спектакли – миниатюры с помощью игрушек, картинок.  Организация таких показов не требует особой подготовки – можно обойтись             подручными средствами. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты.

 

Также для развития диалогической речи используются специальные серии заданий.

1. Серии заданий, с помощью которых дети обучаются составлять вопросы и сообщения, используя конструкции из личных местоимений или собственных имён существительных в сочетании с глаголами 1, 2, 3 лица   единственного и множественного числа.

Порядок работы:

Перед ребёнком выкладывается картинка с изображением различных бытовых и трудовых действий. Даются инструкции.                                                Например:                                                                                                                 а) Демонстрируется картинка с изображением детей, мастерящих кормушку.

- Что страшнее для птиц зимой, холод или голод? Почему? (Вспоминаем материал, наработанный по рассказам В.Бианки).

- Вы будете рассказывать, как вы помогаете птицам зимой.

- Посмотрите на картинку.

- На ней нарисованы вы. Это ты Серёжа, это ты, Таня.

- Серёжа, что ты здесь делаешь?

- Зачем ты это делаешь?

- Какие инструменты ты используешь?

- Из какого материала ты мастеришь?

- Как ты помогаешь птицам? Расскажи об этом ребятам.

Цель данного задания – упражнять детей в составлении сообщений, включающих конструкции с личным местоимением я и глаголом 1-го лица ед.  числа.

б) Предлагаем для рассмотрения другую картинку, на которой изображены дети, развешивающие кормушки на дереве, насыпающие корм.                                - Теперь будете рассказывать, как вы угощали птиц.

- Таня, расскажи Серёже, что он  должен сделать сначала,  что  – потом. (Ты должен повесить кормушку на дерево, потом должен насыпать корм.)

- Расскажи, что делает Ваня? (Ваня откидывает снег лопатой.) Что делает Петя? (Петя кормит синичку с ладони.)

Цель данного задания: учить составлять сообщения, используя конструкции с собственными именами существительными или личными местоимениями и глаголами 2 лица единственного и множественного числа.

Помимо этого, упражняем детей в умении спрашивать, задавать              вопросы по содержанию картинок, к чему их активно побуждает педагог. Например:

- Спроси у Серёжи, нравится ли ему мастерить кормушку.

- Поинтересуйся, знает ли он, зачем нужны кормушки.

2. Упражнения, направленные на выработку умения вступать в речевые        контакты.

Предлагаются короткие диалоги (не более 2 - 3 лиц). После чтения текста некоторые диалоги разыгрываются по ролям. При воспроизведении роли и её словесного сопровождения детям позволяется видоизменять высказывания; стремление ребёнка привнести свои слова всячески         поощряется, однако здесь нужно чётко следить, чтобы смысл диалога не менялся.

Кроме того, можно давать для разучивания диалоги в стихотворной форме:

Например:

- Воробей, чего ты ждёшь,                                                                                 

  Хлебных крошек не клюёшь?

-Я давно увидел крошки,              

  Да боюсь сердитой кошки.

 

При этом происходит тренировка памяти, вырабатывается выразительность высказывания, дети учатся чувствовать ритмическую организацию стиха с использованием вспомогательных движений рук,

выразительных интонаций, силы голоса и т.д.

3. Серия заданий (самая сложная), направленная на самостоятельное      создание диалогов и рассчитана на сильных учеников. Дети, опираясь на предъявленные им сюжетные картинки, принимают роль изображённых     персонажей. Это, своего рода, попытка развить воображение, фантазию ребёнка, заставить встать его в позицию субъекта сообщения и самому    поупражняться в конструировании фраз.

Помимо описанных серий заданий можно использовать оригинальный вид работы-  комментированное рисование.

 

Комментированное рисование.

Последовательность работы:                                                                       

  1. Чтение рассказа из книги В.Чаплиной «Птицы под нашим окном».

                                     Синица.

Весь день синицы с дерева на дерево, с сучка на сучок перепархивают. Каждый листик, каждую веточку осмотрят – насекомых да личинки ищут. Ведь надо и самим поесть, и птенцов накормить.

Птенцов в каждой синичьей семье много. Бывает, даже двенадцать выведется. Еле в гнезде умещаются.

Зимой синицы в тёплые страны не улетают. Трудно им зимой – холодно, голодно. Зимой им помочь надо. Кормушки сделать. В кормушки семечки насыпать. Кусочек несолёного сала на верёвочке повесить. Синички сразу поймут, где их кормят, где не обижают, и будут каждый день к кормушке прилетать.

2. Разбор значения слов: сучок, личинки, перепархивают, птенцы. (Учащиеся коррекционной школы часто затрудняются в объяснении, казалось бы, знакомых слов.)

3. После этого логопед на доске мелом создаёт различные изображения сюжетного содержания, при этом обращается с вопросами и побуждениями. А дети комментируют его действия.

Задача педагога – организовать общение с детьми по поводу возникающего изображения.

Очень нравится детям момент, когда в изображении появляются они сами. Желание увидеть себя в определённой ситуации вызывает большой интерес. Они с нетерпением ждут появления каждого элемента изображения, чтобы узнать и сообщить, кто это, во что одет и что делает, что значительно повышает речевую активность.

 

Все этапы коррекционно-логопедического воздействия, все виды работ пронизывает работа над словарём и грамматическим строем речи.

Важным вопросом в проблеме обогащения словаря является            установление правильного соотношения вербального образа с реальным представлением о предмете.

Чтобы не было разрыва между словом и образом, словесные образы должны опираться на чувственный опыт ребёнка, для чего широко         используется наглядность, при этом происходит сопоставление услышанного (или прочитанного) с увиденным.

Информация о работе Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи