Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:08, реферат

Описание работы

Одной из причин задержки формирования связной речи у учащихся коррекционных школ является то, что их речевая активность очень слаба и быстро истощается; недостаточность волевой сферы играет отрицательную роль в протекании связных речевых высказываний.
Развитие связной речи неразрывно связано с формированием лексико-грамматических категорий, которые у данного контингента детей тоже имеют свои особенности.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы работы по коррекции лексико-грамматического строя и формированию связной речи на примере изучения темы «Зимующие птицы».

Файлы: 1 файл

Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формир.doc

— 219.60 Кб (Скачать файл)

Основные задачи лексической работы:

1. Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их            значений).

2. Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и         эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).                                                       

3. Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов (так, например, дети иногда вместо слова «обувь» говорят «обутки», вместо «одежда» - «одёжка», «тряпки»).

Можно выделить следующие группы упражнений в целях обогащения словаря:

  1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова.

Здесь используются упражнения: наблюдение за словом в контексте,          объяснение его значения с помощью контекста, объяснение значения путём замены слова синонимом.

2. Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих      содержание слов и понятий.

Большое место занимают упражнения, содержащие элементы     логических операций: выделение основных признаков предмета, сопоставление двух предметов по сходству и различию с целью более глубокой их характеристики, систематизация и обобщение, составление элементарных характеристик, описаний предметов по вопросам, сигнальным карточкам, и самостоятельно.

3. Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности,  правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом   богатстве слова (многозначности, сочетаемости и т. д.).

Лексико-стилистические упражнения проводятся на основе наблюдения за словом в тексте, в самостоятельной речи и дают представление о богатстве русского языка – синонимах, омонимах, антонимах,         многозначности слова, его эмоциональной окраске.

4. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка (эпитетов, сравнений, метафор). Здесь детям оказывается помощь в подборе художественных средств для более образного высказывания, описания.

Работа над образностью высказывания ярко прослеживается при изучении стихотворных произведений.

Например: С детьми идёт  заучивание  стихотворения:

 

Ночью ветер волком выл

И по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно –

Там волшебное кино;

Раскатала белый холст,

Набросала светлых звёзд

И папахи на дома

Нахлобучила зима.

 

При разборе стихотворения задаётся ряд вопросов:

- Что значит выражение «волком  выл»?              

- Может ли ветер бить по крыше палкой?

- Что означает это высказывание?

- Как ты себе это представляешь?

Здесь мы развиваем внимание к переносному, образному значению слава. Чтобы убедиться, что этот образ понятен, проверяем его восприятие путём словесного рисования картины.

В стихотворении встречаются такие выражения и фразы: «волшебное кино», «раскатала белый холст», «набросала светлых звёзд», «папахи на дома нахлобучила зима» и все они требуют объяснения. Задача состоит в том,  чтобы, встретившееся в стихотворении, выражение стало понятным, т.е. создавало определённый художественный образ.

Можно задать такие вопросы:

- Какие слова показывают, что поэт изображает зиму как живое существо?         - Что означают выражения: «волшебное кино», «белый холст», «светлые      звёзды»?

- Вместо какого слова употребляется слово «нахлобучила»?

К данным упражнениям следует сделать одно замечание: никакие сравнения и картины дети правильно не представят, если предварительно не будет выяснено, понимает ли он значение слов (в данном случае – папаха, холст, нахлобучила).

В связи с особенностями  познавательной деятельности учащиеся коррекционных школ осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выражены и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Для закрепления и активизации словаря довольно эффективны такие приёмы, как «Копилка новых слов», «Волшебный словарик». «Волшебный словарик» представляет собой книжечку из рисунков, аппликаций, сделанных детьми.

Работу  со словариком строим следующим образом:

-  рассматриваем  картинку с изображением предмета;

- называем предмет;

- выделяем его признаки, определяем  назначение предмета, какие действия  он может совершать;

- делаем зарисовку или аппликацию  из приготовленных заранее частей  предмета с проговариванием;

- помещаем рисунок или аппликацию в специальную папку-скоросшиватель (можно вносить рисунки в специальную тетрадь или альбом, который будет играть роль словарика);

- при необходимости извлекаем  рисунки из папки, повторяем изученные  слова.

Данный приём довольно увлекательный, дети с удовольствием выполняют предложенное задание, «копят» новые слова.

«Копилка новых слов» представляет собой пособие в виде сундучка-конверта, в который вложены чистые листочки. На этих листочках дети будут записывать новые слова, предварительно разобрав их значение; затем положат в «копилку». Если слова сложны для самостоятельной записи, логопед раздаёт готовые карточки с уже напечатанными словами.

 

В младших классах расширение словаря идёт за счёт наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: «Кто что делает?», «Кто как голос подаёт?», «Кто что ест?», «Кто как передвигается?» и т.д.

Рассмотрим вариант игры «Кто как голос подаёт».

Предлагаются картинки с изображением птиц: воробья, свиристеля, вороны, сороки, голубя, клёста;  таблички со словами: чирикает, свиристит, каркает, стрекочет, воркует, клёкает.

Задания даются в такой последовательности:

1. Рассмотри картинки. Назови птиц.

2.Прочитай слова на табличках.

3. Какая птица чирикает? ( Воробей).

4. Прикрепи табличку со словом чирикает, рядом с воробьем.

5. Проговори предложение. (Воробей чирикает.)

  Так работаем с каждой птичкой. Затем таблички со словами убираем. И дети, уже по памяти, подбирают к словам – предметам слова – действия.

 

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих   основные цвета, форму, величину. В дальнейшем отрабатываются слова,          обозначающие высоту, толщину, длину, ширину, вкусовые качества, качества поверхности.

Затем проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов, а также над прилагательными,  сложными по семантике. Например: оценочными, обозначающими           внутренние  качества. (Например: Синичка  шустрая,  смелая, бойкая).

Обогащение словаря осуществляется и за счёт местоимений, наречий и других частей речи.

Работа над обогащением словаря предполагает и уточнение слов – синонимов.

  Уточнение значения слов в коррекционной школе должно быть тесно связано с уточнением представлений (Зима – это время года.), с классификацией предметов (Птицы. Зимующие птицы. Перелётные птицы.).

Классификация может проводиться как в неречевом плане (разложи картинки на две группы), так и с использованием речи (выбери и назови только зимующих птиц; найди лишнее; назови одним словом и т.д.)

Здесь можно широко использовать картины, рисунки поделки,  аппликации, которые помогут детям усвоить различные категории предметов, овладеть родовидовыми отношениями.

Работа над значением слова должна постепенно переходить от   конкретного значения к усвоению его грамматического значения в словосочетании, предложении.

Расширение и обогащение словаря детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи.

 

Основные задачи работы над грамматическим строем речи – это преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи путём ознакомления с явлением многозначности, синонимии, омонимии синтаксических конструкций.

Очень важно привести ребёнка к пониманию связи слов в предложении, которое вырабатывается путём длительных и постоянных упражнений в течение длительного периода.

На первых порах работа над предложением осуществляется преимущественно по предлагаемым логопедом моделям. При этом логопед уделяет значительное внимание созданию условий, исключающих возможность ошибочного решения предлагаемых задач.

Можно использовать такие виды заданий:         

 I. Составление предложений по опорным картинкам.

Цель: наглядно показать, что предложение состоит из слов, тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в  составлении схемы предложения, которая готовит учащихся к раздельному написанию слов.

а) На доске вывешиваются предметные картинки (снегирь, рябина) и бумажная полоска.

Дети должны составить предложение из 3 слов (Снегирь клюёт рябину.), проговорить его и обозначить одной длинной чертой |_______ (Логопед – на доске, дети в тетради или с помощью разрезного раздаточного материала из бумаги).

Логопед спрашивает, сколько слов в предложении. Слова обозначаются в схеме короткими чертами: |____  ____  ____.

Дети по показу логопеда выборочно называют второе, третье или первое слово в предложении (картинки служат подсказкой).

б) Логопед демонстрирует сюжетные картинки. Дети составляют предложения по картинкам. Определяют количество и последовательность слов в предложении, используя схему.

  Дети упражняются в распространении предложений по предложенной схеме. (Например: Кто?  Что делает?  Что?)

Сначала даётся простое нераспространённое предложение. Дети читают его: Синица клюёт.

В предложении прослеживается некоторая незаконченность. Просим  ребёнка добавить одно слово с помощью вопроса: Синица клюёт (что?).

Или другой вариант:

Даётся готовая схема, дети выбирают нужное.

 

                                      зерно


 Синица клюёт            крошки


                                     семечки

 

Можно использовать карточки со словами: зерно, крошки, сахар, сало, из которых ребёнок должен выбрать подходящие по смыслу.

                          


Синица клюёт            


 

 

 

Далее наша задача – показатъ необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.

Дети должны усвоить, что предложение является смысловой и структурно-грамматической единицей, которая характеризуется тем, что выражает законченную мысль. Не менее значимым оказывается развитие у учащихся представлений о словорасположении. Нужно привлекать внимание к тому, что с изменением порядка слов изменяется смысл, содержание высказывания.

Для понимания необходимости связи слов в предложении детям         предлагалось послушать поучительную историю про одного иностранца, который  очень хотел говорить по-русски:

«Один иностранец очень хотел научиться говорить по-русски, но не знал, как это надо делать. Он купил толстый словарь и выучил много русских слов. После этого он решил, что сможет свободно говорить по-русски. Но, к его большому огорчению, у него ничего не получилось, так как он не знал, как надо связывать слова в предложениях. Значит, недостаточно знать слова. Нужно знать по каким законам они связываются друг с другом.

Далее логопед делает запись на доске, читает её и поясняет.

Например:

Щебечут (отдельное слово не всегда передаёт мысль).

Щебечут. Птицы. Парк. (Ряд слов, не связанных между собой, не является предложением.)

Щебечут птицы парке в (слова, записанные в беспорядке, тоже не передают мысль).

  В парке щебечут птицы. (Это предложение, оно составлено с учётом       грамматических норм языка и выражает законченную мысль.)

Просим детей составить из ряда слов предложение. Например: птицы в, края, улетели, перелётные, тёплые.

Можно поупражнять учащихся в согласовании, например, в  практическом использовании категории числа (без её определения). Для этого проводим игру «один – много» с использованием мяча.

Логопед: Гроздь рябины.

          Ученик: Гроздья рябины.

Логопед: Сильный мороз.

Ученик: Сильные морозы.

 

Согласование в роде и числе.

Детям предлагаются три  картинки с изображением воробья, синицы, стайки птиц и карточки со словами: прилетел, прилетела, прилетели, склевал, склевала, склевали, и т.д. Ученики должны были подобрать к картинкам подходящие слова.

 Для закрепления падежных форм выполняли такие виды работ:

1.  а) В два столбика на доске записаны словосочетания.

Снегири сидят                              к кормушке

Информация о работе Методы и приёмы коррекции лексико-грамматического строя и формирования связной речи