Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:48, контрольная работа
Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos – теория, учение) – учение об обществе.
Социология – наука, изучающая общество, интересы и потребности социальных групп, которые его составляют.
Предмет социологии – социальный организм, состоящий из социальных общностей, институтов, коллективов, групп, а также процессов взаимодействия этих комплексов друг с другом, так как они занимают решающее место в развитии общества.
2.Методы социальной
психологии как науки. Социально-психологический
эксперимент.
Среди методов исследования различают
методы сбора информации
и методы ее обработки.
Методы обработки данных часто не выделяются
в специальный блок, поскольку большинство
из них не являются специфичными для социально
психологического исследования.
Методы сбора информации:
наблюдение, чтение документов (контент
анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты
(наиболее распространен социометрический
тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
Наблюдение –
«старый» метод социальной психологии.
Главная проблема – обеспечить фиксацию
каких-то определенных классов характеристик,
чтобы «прочтение» протокола наблюдения
было понятно и другому исследователю.
Изучение документов
имеет большое значение, поскольку при
помощи этого метода возможен анализ продуктов
человеческой деятельности. Особая проблема
возникает в связи с тем, что интерпретирует
документ исследователь, человек со своими
собственными, присущими ему индивидуальными
психологическими особенностями. Важнейшую
роль при изучении документа играет способность
к пониманию текста.
Для преодоления «субъективности» (интерпретации
документа исследователем) вводится особый
прием, получивший название «контент-анализ».
Это особый метод анализа документа, когда
в тексте выделяются специальные «единицы»,
а затем подсчитывается частота их употребления.
Метод контент-анализа
есть смысл применять только в тех случаях,
когда исследователь имеет дело с большим
массивом информации.
Опросы – распространенный
прием в социально-психологических исследованиях.
Обычно критические замечания по этому
методу выражаются в недоумении по поводу
того, как же можно доверять информации,
полученной из непосредственных ответов
испытуемых, по существу из их самоотчетов.
Среди видов опросов наибольшее распространение
получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные
методологические проблемы заключаются
в конструировании вопросника.
Первое требование здесь – логикапостроения.
Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты,
реже –групповыетесты.
Тест – это особого
рода испытание, в ходе которого испытуемый
выполняет или специально разработанное
задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся
от вопросов анкет или интервью. Вопросы
в тестах носят косвенный характер.
Смысл последующей обработки состоит
в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести
полученные ответы с определенными параметрами.
Эксперимент
– один из основных методов исследования
в социальной психологии. Различают два
основных вида эксперимента: лабораторный
и естественный.
Социально-психологическая
наука строится на основе проведения социально-психологических
исследований.
Социально-психологическое исследование
— вид научного исследования с целью установления
в поведении и деятельности людей психологических
закономерностей, обусловленных фактом
включения в социальные (большие и малые)
группы, а также психологических характеристик
самих этих групп.
Любое социально-психологическое исследование
нацелено на получение информацию
с помощью научных методов.
Принимая во внимание
достоинства изучаемого метода, тем не
менее, следует отметить, что предметное
поле социальной психологии ограничено
для его применения. С помощью данного
метода изучаются: условия и социально-психологические
технологии воздействия на профессиональное,
экономическое, нравственное и другие
виды самосознания личности; некоторые
аспекты формирования социального интеллекта,
организаторских и коммуникативных способностей,
лидерства, помогающего поведения; социально-психологическую
динамику (ценностных ориентаций, установок,
отношений, представлений) личности в
трудовой, учебной и игровой деятельности;
факторы производительности труда и различные
категории отношений в производственных
коллективах и т. п. – в большинстве они
выступают в качестве зависимых переменных.
Независимыми переменными в таком типе
эксперимента обычно являются различные
виды социального воздействия, осуществляемые
в разных формах: обучения(социального,
экономического, профессионального и
т. п.), воспитания (в семье и вне семьи),
трудовой деятельности, досуга, общения,
игры, тренингов, дискуссий,собраний ит.д.
3.Этапы развития социальной
психологии. Значение социальной психологии
на современном этапе развития общества
и образовательных систем.
Историю развития социальной психологии
можно разделить на
3 этапа:
1) описательный этап(VI в.
до н. э. середина ХIХ в.) – зарождение и первые
шаги социально-психологического знания
встречаются уже в трудах философов античности.
СоциоцентризмПлатона– социум
стоит над индивидом, диктует ему линию
поведения. Индивидуальные особенности
человека и его социальное поведение и
положение у Платона связано с тремя частями
тела: головой (умом) – развит у философов,
сердце (мужество) – у воинов и живот (телесные
вожделения) – у ремесленников. На подобной
основе Платон различает и отдельные народы.
ЭгоцентризмАристотеля –человек
рассматривался как «социальное животное»,
которое не может развиваться нормально
вне общества, однако, решая общественные
проблемы, нужно идти от интересов индивида
к массе.
Тории «плохого»
и «хорошего» человека.В эпоху Возрождения
существовало два учения, одно из которых
(«реалистическое») придерживалось мнения
о изначальной порочности человека и аморальности
общества (Н. Макиавелли, Т.
Гоббс). Согласно другому учению («романтическому»),
человек по своей природе добр, но именно
общество портит его, формируя негативные
черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант,
Д. Дидро).
В XVIII в.получила развитие теория, строящаяся
на принципе личной выгоды (И. Бентам, А. Смит).
Главным принципом поведения объявлялась
оценка всех явлений, исходя из их полезности,
для отдельного индивида. Благосостояние
общества, по этой теории, должно строиться
на свободе действий каждого его члена
в соответствии со своим собственным интересом
в экономической сфере.
Методологии позитивизма О.Конта–при
изучении поведения человека и явлений
общественной жизни необходимо использовать
тот же самый научный подход, что и при
изучении естественного мира. Психика
человека, по мнению Конта, развивается
только в обществе и он всегда должен рассматриваться
исходя из своего социального окружения.
2) Этап становления социально-психологического
знанияхарактеризовался следующими направлениями:
Психология народов(возникло
под влиянием идей Гегеля)– «дух»
нации или народа противопоставлялся
«духу» отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь).
В. Вундтатакже считал, что психические
продукты, общественного характера человеческой
жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы,
только исходя из индивидуального сознания,
и имеют социальное происхождение.
Теории доминирующего факторасводили
основы всех социально-психологических
явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тардназывали
в качестве такого фактора подражание, Г. Лебон– внушение, У. Джеймс– привычку, У. Макдугалл и У.
Троттер– инстинкт, Э.Дюркгейм и Л. Леви-Брюль–
«коллективное сознание».
Социальный дарвинизмделал
акцент на «борьбе за существование» посредством
межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер).Спенсер
использовал дарвинизм, чтобы доказать
превосходство одних социальных групп
над другими, оправдывая войну, политику
колониализма и вообще любые действия,
которые подразумевают конкуренцию или
конфликт.
Психоаналитическая
теория 3. Фрейда–
инстинктивные импульсы человека приходят
в конфликт с интересами общества, результатом
чего являются фрустрации. В основе эмоциональных
связей общества лежат идентификация
и десексуализация «либидо» (сублимация).
3) Этап экспериментально-
На рубеже XIX–XX вв. в
развитии социальной психологии начинается
новый период – исследователи обращаются
к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического
эксперимента считается Н. Триплет.
В современной социальной психологии
основными разделами являются следующие:
Решение указанных задач социальной
психологии возможно благодаря использованию
научно-психологических методов.
В современной социальной психологии
существуют 4 базы, сформировавшейся базы
школьной теории.
1.Психоанализм.
2.Бихевиоризм.
3.Когнетивизм.
4.Интерактионизм.
4.Психоанализ как
теоретическая основа социальной психологии.
Теория лидерства З.Фрейда.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение)
- часть психотерапии, врачебный метод
исследования, развитый Зигмундом Фрейдом
для диагностики и излечения истерии.
Затем он был переработан Фрейдом в психологическую
доктрину, направленную на изучение скрытых
связей и основ душевной человеческой
жизни.
В результате творческой эволюции З. Фрейд
рассматривает организацию психической
жизни в виде модели, имеющей своими компонентами
различные психические инстанции, обозначенные
терминами: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).
Это называют структурой личности по модели
Зигмунда Фрейда.
Метод Фрейда - сведение сложного
к простому, примитивному и архаичному.
Фрейд ставит вопрос об отношениях между
влечением и смыслом, языком и той силой,
которая стремится найти выражение в языке.
И сновидения, и невротические симптомы
являются носителями скрытого смысла:
существует тайный язык глубинных психических
процессов, доступный переводу на язык
сознания.
Это лежит в основе всей психотерапии
Фрейда, который утверждал: «Там где было
Оно, должно стать Я». Иначе говоря вместе
с выходом бессознательных представлений
на свет сознания, они теряют ту психическую
энергию, которая не находила ранее иного
пути, кроме создания невротических симптомов.
Самым интересным в психоанализе является
понятие перенаправления (сублимация)
влечения, отклонение влечения от своей
цели, когда эротическое стремление становится
произведением искусства.
З.Фрейд понимал лидерство как
двуединый психологический процесс: с
одной стороны, групповой, с другой – индивидуальный.
В основе этих процессов лежит способность
лидеров притягивать к себе людей, бессознательно
вызывать чувство восхищения, обожания,
любви. Поклонение людей одной и той же
личности может сделать эту личность лидером.
Лидером становится тот, в ком группа нуждается,
при этом лидер не очень нуждается в группе.
5.Когнитивизм как
теоритическая основа социальной психологии.
Теория социальных установок Л.Фестингера.
Когнитивизм - теоретический подход
к пониманию ума, который утверждает, что
функционирование ума может быть понято
при помощи количественных, позитивистских
и научных методов.
Когнитивизм стал доминирующей тенденцией
в психологии в конце двадцатого века,
заменив бихевиоризм, как наиболее популярная
парадигма понимания ментальных процессов.
Если следовать по пути бихевиоризма,
то каждый наш поступок является реакцией
на раздражитель. Если правильно позиционировать
раздражители, то можно добиться предсказуемости
поступков и заставить человека выполнить
определенную программу. По мнению когнитивистов
поведение индивида является осознанным,
структура поведенческого акта имеет
примерно следующий вид: получение информации,
ее расшифровка, осмысливание, совершение
действия в соответствии с принятым решением.
Термин «когнитивность» также используется
в более широком смысле, обозначая сам
«акт» познания или само знание. В этом
контексте он может быть интерпретирован
в культурно-социальном смысле как обозначающий
появление и «становление» знания и концепций,
связанных с этим знанием, выражающих
себя как в мысли, так и в действии. Когнитивность
может ярко выражаться в «домысливании»
ситуации.
Огромную роль в становлении когнитивизма
сыграла теория когнитивного диссонанса,
разработанная Леоном Фестингером в 1956
году. Он рассматривал состояние индивида,
характеризующееся столкновением в его
сознании противоречивых знаний, убеждений,
поведенческих установок относительно
некоторого объекта или явления, при котором
из существования одного элемента вытекает
отрицание другого, и связанное с этим
несоответствием ощущение неполноты жизни.
Когнитивный диссонанс должен вызывать
стремление либо изменить представления
и знания в соответствии с реальностью
(то есть стимулировать процесс познания),
либо перепроверить поступающую информацию
на предмет её истинности.
Как таковой, когнитивизм редко используется
как теоретическая основа для создания
предвыборной кампании.
Большинство полит-консультантов делают
упор на поведенческие реакции избирателей.
Это выражается в желании сформировать
общественное мнение, в социальном программировании.
Иногда это может перерасти в использование
НЛП или даже «зомбирования» во время
предвыборной кампании.
В заключении хотелось бы отметить, что
когнитивная теория может давать хорошие
результаты только при нескольких условиях:
если человек имеет представление о предмете
и он обладает развитым логическим мышлением.
Если нет, то вряд ли это даст какие-либо
результаты, так как для домыслов не хватит
понятийного аппарата. Человек не уловит
причинно-следственных связей и не сможет
сделать вывод из данного сообщения, а
просто поступить шаблонно или стихийно.
6.Бихевиоризм как
теоритическая основа социальной психологии.
Теория агрессивного поведения А.Бандуры.
Бихевиоризм — направление в западной психологии,
ориентировавшее исследователей на изучение
не собственно общественного сознания
людей, а различных форм их поведения,
понимаемых как совокупность реакций
организма (R) человека на стимулы внешней
среды (S).
А.Бандурой попытка применить новую концепцию
«оперантногообусловливания» для объяснения
и формирования социального поведения
привела к созданию теории социального
бихевиоризма.
Основной проблемой бихевиористской ориентации
традиционно является научение (learning).
Именно через научение приобретается
весь репертуар наблюдаемого поведения,
за пределы которого исследователи обычно
не выходят. В рамках бихевиоризма предложено
общее описание хода научения и сформулирован
ряд законов, принципов, относящихся к
переменным ситуации научения. Пытаясь
ответить на вопрос о том, как происходит
научение, авторы фокусируют внимание
на условиях окружения (среды) – стимулах,
которые «ответственны» за приобретение,
модификацию, ослабление определенных
поведенческих образцов.
Научение представляют как установление
или изменение ассоциации между реакциями
обучающегося и стимулами, которые побуждают
или подкрепляют его.
Образцы поведения могут приобретаться,
по мнению Бандуры, через прямой личный
опыт, а также через наблюдение поведения
других и его последствий для них, т.е.
через влияние примера.
Бандура вычленяет следующие возможные
направления влияния модели на наблюдателя:
1) посредством наблюдения поведения модели
могут приобретаться новые реакции;
2) через наблюдение последствий поведения
модели (его вознаграждения или наказания)
может усиливаться или ослабляться сдерживание
поведения, которому наблюдатель ранее
научен, т.е. существующее у наблюдателя
поведение модифицируется благодаря наблюдению
модели;
3) наблюдение поведения другого (модели)
может облегчить реализацию реакций, ранее
приобретенных наблюдателем.
Агрессивный инстинкт -> агрессивное
поведение
Бандурой и его коллегами проведен целый
ряд исследований, лабораторных и полевых,
посвященных, в частности, детской и юношеской
агрессивности. Например, широко известны
эксперименты с демонстрацией детям фильмов,
в которых были представлены разные образцы
поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные),
имевшие различные последствия (вознаграждение
или наказание). После просмотра фильма,
демонстрировавшего определенную манеру
обращения взрослого с игрушками, дети
оставались одни играть с игрушками, похожими
на увиденные ими в фильме. Дети, которые
видели в фильме агрессивные модели, обнаруживали
значительно более агрессивное поведение
в данной ситуации, чем дети, не смотревшие
этот фильм. Часто их поведение оказывалось
просто копией поведения взрослого (модели).
Причем дети, наблюдавшие вознаграждаемую
агрессивную модель, проявляли большее
подражание в агрессии, чем наблюдавшие
модель, наказываемую за агрессию.
Интерпретируя результаты, Бандура указывает,
что, хотя реакция может приобретаться
простым наблюдением поведения модели,
готовность реализовать эту реакцию во
многом определяется тем, вознаграждалась
или наказывалась модель за соответствующее
поведение.
7.Теория интеракционизма
в социальной психологии.
Интеракционизм - (от англ. interaction —
взаимодействие) — направление в современной
социальной психологии, базирующееся
на концепциях американского социолога
и психолога Дж. Г. Мида.
Под социальным взаимодействием в интеракционизме
понимается непосредственная межличностная
коммуникация («обмен символами»), важнейшей
особенностью которой признается способность
человека «приниАмать роль другого», представлять,
как его воспринимает партнер по общению
или группа («генерализованный другой»),
и соответственно интерпретировать ситуацию
и конструировать собственные действия.
Развитие личности с точки зрения интеракционизма
происходит в процессе взаимодействия
с другими людьми в обществе, которое трактуется
как система непосредственных коммуникаций,
причем структура личности содержит компоненты,
обеспечивающие ее активность, а также
контроль над собственным поведением
в соответствии с социальными нормами,
ролями и социальными установками партнеров
по взаимодействию. В интеракционизме
изучены структура личности, процессы
социализации, ролевое поведение, функции
референтной группы и др. Интеракционизмуприсуща
психологизация общественныхотношений,которые
сводятся к непосредственной и межличностной
коммуникации.
Малая группа - небольшое количество людей
от 2-3 до 20-30 человек, которые выделяются
по следующим общим для них признакам:
--наличие общего дела (цели, деятельность
и т.п.);
--личное знание друг друга;
--непосредственное взаимодействие друг
с другом;
существование установившихся личных
и деловых взаимоотношений между членами
группы;
наличие внутренней организованности
группы (присутствие лидера, распределение
ролей, групповых норм).
Малая группа имеет
следующие психологические характеристики:
а) групповые интересы,
б) групповые ценности,
в)групповые потребности,
г)групповые цели,
д)групповые мнения.
Типичными примерами малых групп является
семья, учебный класс, студенческие группы,
спортивные и воинские команды, группы
друзей, небольшие трудовые коллективы.
Классификация групп:
1. Лабораторные
и естественные, случайные, (временные,
непостоянные по составу) и стационарные
(постоянные по составу) группы.
Лабораторные - группы, которые создаются
с целью проведения какого-либо научного
исследования.
Случайные - группы, которые собираются
из случайно оказавшихся в данном месте
людей.
Стационарные (постоянные) - группы, которые
созданы и существуют длительное время,
не прекращают своего существования и
после того, как задача, поставленная в
данный момент времени перед группой,
уже решена.
2. Формальные
и неформальные группы.
Формальные - группы, которые возникают
и существуют в обществе как официально
зарегистрированные в нем, являясь, например,
структурными подразделениями тех или
иных общественных (социальных) организаций.
Неформальные - группы, которые не имеют
официального статуса в обществе (не узаконены
соответствующими нормативными актами).
К ним относятся небольшие группы людей,
группы друзей, приятелей и т.п.
3. Группы
низкого и высокого уровня развития.
Малые группы низкого уровня развития
- такие объединения людей, в которых отсутствуют
или сравнительно слабо развиты признаки
групповой структуры, в том числе единая
цель (задача), лидерство, распределение
ролей, система деловых и личных взаимоотношений.
Группа низкого уровня развития, как правило,
плохо справляется с возложенными на нее
обязанностями.
Группы высокого уровня развития - малые
группы, которые имеют высокоразвитую
групповую структуру и благодаря ей могут
успешно справляться со стоящими перед
ней задачами. В современной психологии
такие группы принято называть коллективами.
4. Группы
членства и референтные группы.
Группа членства - социальная группа, к
которой человек реально принадлежит.
Референтные группы - малые группы, которые
являются наиболее значимыми для человека
и оказывают на него наибольшее психологическое
влияние.
Динамику малой группы представляют через
происходящие в группе социально-психологические
процессы, включая те, которые связаны
с развитием группы как коллектива или
команды. Под развитием понимается продвижение
группы на пути ее превращения в высокоразвитый
коллектив (команду). Психологически развитой,
как коллектив считается такая малая группа,
в которой сложилась система деловых и
личных взаимоотношений, строящихся на
высокой нравственной основе.