10.Групповая динамика.
Групповая динамика —
это совокупность тех динамических процессов,
которые одновременно происходят в группе
и знаменуют собой ее развитие. К этим
процессам относятся: нормативное влияние,
развитие и принятие групповых решений.
Динамические процессы характеризуют
ситуацию в группе в каждый конкретный
момент ее существования. Реальные группы
существуют достаточно длительное время,
они «проживают» свою собственную жизнь.
Поэтому они претерпевают определенные
изменения.
Феномен групповой динамики в социально-психологической
литературе определяется неоднозначно.
Так, групповая динамика определяется
как процесс, посредством которого взаимодействие
между конкретными индивидами уменьшает
напряжение между ними или приводит их
к взаимному удовлетворению; как развитие
человеческих отношений в группе, изменения,
которые наступают в результате действующих
в группе сил.
Впервые термин «групповая динамика»
был использован К. Левином в 1939 году (США)
- дисциплина, исследующая положительные
и отрицательные силы, которые действуют
в данной группе. При объяснении принципов
групповой динамики К. Левин опирался
на законы гештальтпсихологии.
1) Целое доминирует над его частями.
Следовательно, группа – это не сумма
индивидов, она модифицирует поведение
своих членов; извне легче повлиять на
поведение всей группы, чем на поведение
отдельного ее члена; каждый член признает,
что он зависит от всех других.
2) Отдельные элементы объединяются в целое.
Следовательно, не сходство, а взаимосвязь
членов является основой для формирования
группы; человек склонен становиться членом
той группы, с которой он себя отождествляет,
а не той, от которой он зависит; человек
остается среди тех, к кому он чувствует
себя принадлежащим, даже если их поведение
кажется несправедливым, а давление недружелюбным.
В настоящее время термин «групповая динамика»
употребляется в трех значениях.
Направление исследования малых
групп в социальной психологии - школа
К. Левина.
Методики, которыми можно пользоваться
при изучении малых групп. «Групповая
динамика» – особый вид лабораторного
эксперимента, специально предназначенный
для изучения групповых процессов.
Совокупность динамических
процессов, которые одновременно происходят
в группе в какую-то единицу времени и
знаменуют движение группы от стадии к
стадии.
В современном понимании групповая
динамика – это развитие или движение
группы во времени, обусловленное взаимодействием
и взаимоотношениями членов группы между
собой, а также внешним воздействием на
группу.
Когда говорят о групповой динамике, чаще
всего анализируют: фазы развития группы;
лидерство; сплоченность группы; процесс
группового решения; эффективность групповой
деятельности; групповое давление и конформизм.
Современные исследователи
проблем групповой динамики выделяют
три ее механизма:
1) РАЗРЕШЕНИЕ ВНУТРИГРУППОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ.
Выражением внутригрупповых противоречий
оказывается конфликт. В теории групповой
динамики он выступает в качестве интегратора
новых структур.
2) ИДИОСИНКРАЗИЧЕСКИЙ КРЕДИТ. Термин,
который предложил использовать Е. Холландер.
Им обозначается поведение, отклоняющееся
от групповых норм. Идиосинкразический
кредит - механизм групповой динамики,
когда группа дает разрешение на девиантное
поведение своему лидеру или отдельным
ее членам во имя достижения поставленных
целей.
3) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. Ценностный обмен
представляет собой обоюдное удовлетворение
участниками взаимодействия своих социальных
потребностей путем взаимного предоставления
соответствующих ценностей (Р. Л. Кричевский,
Е. М. Дубовская).
Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа
связей в группе, которые позволяют внешне
заданную структуру превратить в психологическую
общность людей, в сложный психологический
организм, живущий по своим собственным
законам.
11. Личность в группе.Конформность
как предмет социально-психологических
исследований.
Осуществляя трудовую деятельность совместно
с другими людьми каждая личность вносит
определенный вклад в создание материальных
ценностей, в которых отражена степень
участия ее в жизни того сообщества, к
которому она принадлежит. Совместный
труд делает личность трудолюбивой, общительной,
внимательной, отзывчивой, ответственной
не только за себя лично, но и за деятельность
всех членов трудовой группы.
То как личность может проявлять
себя в группе зависит от той роли,
которую она добровольно берет на себя
или которую ей навязывает группа. Если
роль соответствует возможностям личности,
то у индивида начинают проявляться качества,
одобряемые группой. В противном случае
она начинает негативно относиться к субъекту,
который не справляется со своей ролью.
В группе личность не только проявляет
себя, но и находит защиту от посягательств
субъектов, недоброжелательно относящихся
к ней как внутри группы, так и за ее пределами.
Если вся группа начинает негативно относиться
к какому-либо ее члену, то он становится
изгоем "гадким утенком", которого
все могут безнаказанно обижать. И все
же такой субъект не покидает группу, а
остается в ней, хотя и терпит насмешки
и издевательства. Это объясняется тем,
что человек общественное существо и он
не
может существовать отдельно от людей.
Потребность быть с людьми заставляет
его искать контакты с себе подобными
и таким образом, удовлетворять эту потребность.
В противном случае его ждет одиночество
и изоляция от общества.
Как видим, личность не может жить и развиваться
вне конкретной группы людей, к которой
она принадлежит. Влияние группы на личность
является разносторонним и очень важным,
так как она выполняет по отношению к личности
целый ряд важных функций: объединения,
социализации, прагматизации, экс-прессивности
и поддержки.
Функция объединения соединяет отдельные
личности в группу, которая представляет
собой основную ячейку человеческого
общества и которая дает возможность каждой
личности приобщиться к роду людей. Функция
социализации превращает индивида в сознательно
действующую личность, одухотворяет ее
и наделяет истинно человеческими свойствами
и качествами. Прагматическая функция
приобщает личность к совместной деятельности
с другими людьми и дает возможность развивать
человеческие способности, необходимые
для создания предметов, нужных для жизни
общества.
Конформность (от лат. conformis - подобный,
сообразный) не является однозначным понятием.
А. Ребер (2000) выделил 3 различных модели
употребления этого термина, А,П. Сопиков
(1969) описал 4 круга проблем, входящих в
понятийное поле конформности.
Конформность, демонстрируемая человеком
в группе, является, по сути, не индивидуальным,
а групповым феноменом.
Уровень конформности определяется особенностями
групповой жизни, а также множеством других
факторов ситуационной и психологической
природы.
Конформность членов группы является
фактором стабилизации группы и межличностных
отношений в ней.
Наиболее распространенным механизмом
социализации является конформность.
Понятие конформности связано
с термином "социальный конформизм"
т. е. некритическое принятие и следование
господствующим в обществе стандартам,
авторитетам идеологии.
Посредством группового давления
и распространения стереотипов массового
сознания формируется тип обезличенного
обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.
Мера развития конформности
может быть разной.
Есть внешняяконформность,
которая проявляется лишь во внешнем согласии,
но при этом индивид остается при своем
мнении.
Привнутреннейиндивид
действительно меняет свою точку зрения
и преобразует внутренние установки в
зависимости от мнения окружающих.
Негативизм - это конформизм наоборот, стремление
во что бы то ни стало поступать вопреки
позиции большинства и любой ценой утверждать
свою точку зрения.
Определены и другие явления,
рассматриваемые как механизмы социализации:
внушение, групповые экспектации, ролевое
научение и др.
Социальное становление человека
происходит в течение всей жизни и в разных
социальных группах.
Семья, детский сад, школьный
класс, студенческая группа, трудовой
коллектив, компания сверстников - все
это социальные группы, составляющие ближайшее
окружение индивида и выступающие в качестве
носителей различных норм и ценностей.
Такие группы, задающие систему
внешней регуляции поведения индивида,
называются институтами социализации.
Наиболее влиятельные институты
социализации - семья, школа, производственная
группа.
12.Социальная фасилитация,
социальная ингибиция, социальное расслабление:
особенности проявления, пути и способны
коррекции.
Социальнаяфасилитация
- естественно происходящее повышение
активности субъекта вследствие наличия
социального окружения.
Фасилитатор - тот, чье присутствие дает облегчение,
кто естественным образом способствует
повышению показателей в производимой
человеком (или группе) деятельности.
Один из эффектов «группы» состоит
в том, что активность индивида повышается
в условиях ее осуществления в «группе»
по сравнению с обычным уровнем этой же
активности при индивидуальном осуществлении.
Чаще всего социальнаяфасилитация обнаруживается
в ситуации соревнования с другими членами
«группы». Данный эффект замечен не только
у людей, но и у животных, например в пищевом
поведении (у насекомых, рыб, кур, крыс
и др.). Впервые факт социальнойфасилитации
был научно зафиксирован в исследовании
НорманаТриплетта (Triplett, 1898), который измерял,
насколько велосипедисты увеличивают
скорость в присутствии других велосипедистов.
Социальная фасилитация
- помеха при выполнении сложных задач
Экспериментально было доказано,
что в присутствии посторонних люди, переживающие
стресс, больше потеют, у них учащаются
дыхание и пульс, больше напрягаются мышцы
и заметнее поднимается артериальное
давление. Участники экспериментов при
наблюдателях быстрее решали простые
примеры на умножение и вычеркивали из
текста определенные буквы. Однако в определенных
ситуациях посторонние люди мешали. Так,
в присутствии наблюдателей студенты
быстрее справлялись с легким лабиринтом
и дольше – с трудным.
.
Социальнаяингибиция - естественно происходящее снижение
активности субъекта вследствие наличия
социального окружения.
От лат. inhibere — сдерживать, останавливать.
Ухудшение продуктивности выполняемой
деятельности, ее скорости и качества
в присутствии посторонних людей или наблюдателей,
как реальных, так и воображаемых. Свойство
ингибициисоциальной противоположно.
Социальное расслабление
- когда усилия каждого отдельного
индивида объединены таким образом, что
судить об индивидуальном вкладе каждого
из них трудно или даже совсем невозможно
индивиды часто работают менее усердно
по сравнению с их работой в одиночестве.
Уменьшение индивидуальной продуктивности
получило название социального расслабления
(М. Рингельман).
Теория социального воздействия
(Б. Латане, 1981): В ситуациях фасилитации
социальное воздействие аудитории направлен
на единственного индивида ("исполнителя").
По мере того как численность, сила и непосредственность
аудитории возрастают, социальное давление,
которое чувствует единичный исполнитель,
также возрастает, что увеличивает его
возбуждение. В ситуациях социального
расслабления, в отличие от случаев фасилитации,
каждый исполнитель в группе представляет
собой лишь одну из нескольких "мишеней"
социального воздействия со стороны аудитории,
и это воздействие оказывается рассеянным
среди соисполнителей.
Л. Санна, социальнаяфасилитация и социальное
расслабление — это два взаимно дополняющих
друг друга социальных явления, к анализу
которых можно подойти, используя теорию
самоэффективности А. Бандуры (Вапйига,
1977).
В соответствии с этой теорией на выполнение
индивидом каких-либо действий оказывают
влияние два типа ожиданий:
1) ожидание самоэффективности — вера
в то, что индивид способен успешно справиться
с данной задачей.
2) ожидание результата — вера в то, что
выполнение определенных действий приведет
к известным результатам (похвалам, поклонению,
деньгам).
Санна считает, что, когда люди верят, что
они могут выполнить задачу хорошо (ожидание
высокой самоэффективности), они еще верят
и в то, что это принесет им желаемые плоды
(ожидание высоких результатов), и тогда
они прилагают большие усилия, чтобы действительно
выполнить свою задачу хорошо. Этот тип
сценария соответствует условиям социальной
фасилитации, когда усилия отдельного
индивида оцениваются аудиторией.
13.Понятие общения
в социальной психологии. Психологическая
характеристика трех основных сторон
общения.
Однако разные исследователи
вкладывают в понятие общения далеко не
одинаковый смысл.
Называют общением ласковую речь взрослого,
обращенную к младенцу.
Общение - взаимодействие
двух (или более) людей, направленное на
согласование и объединение их усилий
с целью налаживания отношений и достижения
общего результата. Общение есть не просто
действие, но именно взаимодействие: оно
осуществляется между участниками, из
которых каждый равно является носителем
активности и предполагает его в своих
партнерах.
Цель общения – конкретный
результат, на достижение которого в конкретной
ситуации направлены разнообразные действия,
совершаемые человеком в процессе общения.
В цели общения включаются: передача и
получение знаний, согласование действий
людей в их совместной деятельности, установление
и прояснение личных и деловых взаимоотношений,
убеждение и мотивирование собеседника
и многое другое.
Храктеристика трех основных
сторон общения.
1 |
Коммуникативная сторона общения |
– это обмен информацией между
людьми |
2 |
Интерактивная сторона общения |
- это обмен знаниями, умениями,
навыками и идеями
|
3 |
Перцептивная сторона общения |
– это процесс восприятия друг
друга и установление взаимопонимания |
14.Психология убеждения.
Прямой икосвенный способ убеждения.
Убеждение — наука, хотя часто его
ошибочно считают искусством... Изучая
психологию убеждения и используя предлагаемые
стратегии, научиться хорошо убеждать
могут даже те, кто считает себя неспособным
уговорить ребенка поиграть.
Умение убеждать — малоизученная
наука, наука отношений. Она основана на психологических
исследованиях и методах.
Убедить кого-либо в чем-либо
- значит добиться такого состояния, когда
убеждаемый, вследствие.
Основными средствами убеждения выступают
графический знак, образ, тембр речи, жест,
мимика, эмоционально-волевые состояния,
ритм речи и действий, свет и цвет наглядного
средства, результаты труда, статус и авторитет
убеждающего.
Следует добавить, что не все люди в равной
степени обладают готовностью принять
точку зрения воздействующего лица. Чаще
всего воспринимается лишь та информация,
которая согласуется с имеющимися установками
логических рассуждений и умозаключений,
согласится с определенной точкой зрения
и будет готов защищать ее или действовать
в соответствии с ней
Когда у человека есть возможность системно
обдумать суть информации, возникают благоприятные
условия для сосредоточения на аргументах
и реализации "прямого способа убеждения".
Если аргументация сильна, вероятность
принятия убеждения велика. Если в сообщении
нет ничего, кроме легковесных аргументов,
думающие люди обязательно обратят на
них внимание и опровергнут их.
Однако порой сила аргументации не имеет
никакого значения: когда мы можем или
не хотим серьезно размышлять. Если мы
думаем одругом, если сообщение нам не
интересно или нам просто некогда, мы не
обращаем внимания на содержание сообщения.
Вместо оценки аргументации мы можем пойти
по "косвенному пути", когда механизм
согласия запускается без серьёзных размышлений.
При этом привычные и понятные суждения
оказываются более убедительными, чем
оригинальные и нестандартные.
Таким образом, слагаемыми
успеха убеждающего субъекта являются:
а)доверие;
б)авторитет;
в)компетентность;
г)честность;
д)привлекательность.
15.Социальная мотивация
личности.
Под мотивацией в
широком смысле подразумевается то, ради
чего человек выполняет ту или иную деятельность.
Всякая деятельность осуществляется вследствие
какого-либо внутреннего импульса (потребности)
и ради некоторой внешней по отношению
к ней ценности. Эти отношения и образуют
два полюса реальной мотивационной системы.
Таким образом, мотив - это предмет, на
который направлена деятельность, и соответствующий
некоторой человеческой потребности.
Иерархия основных потребностей человека,
предложенная А. Маслоу, была впервые опубликована
в 1943 г.
А. Маслоу разграничил не отдельные мотивы,
а целые их группы, которые упорядочены
в ценностной иерархии соответственно
их роли в развитии личности. Маслоу выделил
пять основных групп потребностей:
- физиологические потребности (в пище,
питье, кислороде);
- потребность в безопасности (физической
и психологической);
- потребности в привязанностях, любви
и причастности к группе;
- потребность в самоуважении;
- потребность самоактуализации.