Методы обучения и воспитания в специальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые -- способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Использование методов специального образования

1.1.Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании

1.2.Особенности использования метода проектов

1.3.Методы специального образования

1.4.Формы организации специального обучения

Глава 2.Методы обучения

2.1.Методы воспитания

2.2.Основные группы методов

2.4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

derkach.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 

          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

          ФГАОУ ПВО «Южный федеральный университет»

          Факультет педагогики и практической психологии

           Кафедра коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Курсовая работа

        Методы обучения и воспитания в специальном образовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

                                                                                  Выполнила: студентка 1 курса

                                                                                               Деркач Дарья Игоревна

                                                                                 Руководитель:

                                                                                 Климкина Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

              

 

                                             Ростов-наДону

                                                         2013год.

                                                         

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Использование  методов специального образования

 

1.1.Методологические основы  использования методов обучения  в общем и специальном образовании

 

1.2.Особенности использования  метода проектов

 

1.3.Методы специального образования

 

1.4.Формы организации специального  обучения

 

Глава 2.Методы обучения

 

2.1.Методы воспитания

 

2.2.Основные группы методов

 

2.4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного  процесса в системе специального  образования

 

Заключение

 

Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих  методах и приемах, а также  в образовательных технологиях.

Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания[24].

Методы обучения и  учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами  взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые -- способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.

В современных условиях в педагогическом сознании сформировано устойчивое представление о становлении, развитии и социализации подрастающего  человека как о процессе его образования, неразделимо интегрирующего обучение и воспитание[12].Разделение способов обучения и способов воспитания становится в таком случае искусственным, предпринимаемым оправданно в целях аналитического изучения различных сторон специального образовательного процесса. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрирующего обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся: «Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология -- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [8, с. 330]. В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями. Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях.

Актуальность данной проблемы подвела нас к выбору темы курсовой работы: «Методы обучения и воспитания в специальном образовании».

Проблема: каковы особенности  использования методов обучения и воспитания в специальном образовании.

Объект: методы обучения и воспитания в специальном образовании.

Предмет: специфика использования  методов обучения и воспитания в  специальном образовании.

Цель: изучить проблему использования методов в специальном  образовании.

Задачи:

1) проанализировать состояние  проблемы использования методов  в специальном образовании

2) определить принципы  использования методов в специальном  образовании 

3) определить преимущества методов обучения в специальном образовании;

Методы: анализ научно-методической литературы по теме исследования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Использование  методов в специальном образовании 

1.1.Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании

 К методам специального бучения относятся имитационные.

Характеристика основных методов специального обучения[3].

1. Анализ конкретных  ситуаций— один из наиболее  эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

2.Разыгрывание ролей  — игровой метод активного  обучения, характеризующийся следующими  основными признаками:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения.

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;

•  ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.    

3. Игровое производственное  проектирование — активный метод  обучения, характеризующийся следующими  отличительными признаками:

•  наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

•  разделение участников на небольшие соревнующиеся группы;

• проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений.

Метод игрового производственного  проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы[2].

4. Семинар-дискуссия (групповая  дискуссия) образуется как процесс  диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.             

5. Метод проектов является  одним из активных методов  обучения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве[23].

8. Информационные технологии. На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие  информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной  реальности и глобальных сетей[15]. Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных  сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта[27].

Под Интернет - технологиями следует понимать различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети. Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со    специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают   человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять  сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке[21]. Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности[14].

1.2. Особенности использования  метода проектов

Следует напомнить, что  к методам обучения относятся  анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, игровое производственное проектирование, семинар – дискуссия, «круглый стол», мозговой штурм, метод проектов, информационные технологии. Мы будем рассматривать два последних активных метода: метод проектов и информационные технологии, мы считаем, что они наиболее продуктивны и доступны детям с умственной отсталостью[5].

Об истории метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире[9].

Он возник еще в  начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Теоретической основой данного метода была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 - 1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

проблематизация учебного материала;

познавательная активность ребенка;

связь обучения с жизненным опытом ребенка;

организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести [6].

Радикальным внедрением идей Дж. Дьюи стало обучение по "методу проектов", разработанному американским педагогом В.Х. Килпатриком, полагавшим, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества. Он видел главную педагогическую задачу в развитии у детей способности к самостоятельному освоению различных методов решения проблем. Учебный процесс по Килпатрику направлен не столько на усвоение и запоминание материала, сколько на ориентирование в конкретных жизненных ситуациях. Школа же призвана готовить учеников не к конкуренции на рынке труда, а к осмысленному участию в совершенствовании условий жизни. Воспитание в такой школе должно основываться на уважении к личности [19].

Метод проектов привлёк внимание русских  педагогов ещё в начале XX столетия. Пропагандистами данного метода в преподавании являлись С.Т. Шацкий, А.У.Зеленко, Л.К. Шлегер. Однако в 30-х годах использование данного метода было официально запрещено. Лишь спустя несколько десятилетий метод проектов вновь стал актуальным. Е.С. Полат, И.Е. Брусникина, Т.А. Воронина, А.И. Савенков способствовали его возрождению в практике.

Известна целая школа ведущих  русских педагогов (таких, как С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин) и  другие, которые отмечали положительные  стороны метода проектов. Это - развитие инициативы школьников, навыков к  плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

 В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности[7].

Этот метод использовался и  в России в школьном и вузовском  обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод  проектов был осуждён, поскольку  он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. За эти годы наше образование под влиянием авторитарно-бюрократического государства превратилось в тотализированную систему, в которую индивидуальность ребёнка не вписывалась. В зарубежной же педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 80-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться [16]. Начали возрождаться идеи приоритетности субъективности ребёнка в образовательном процессе, ориентации на его личные интересы и особенности, нацеленности образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся [1].

Информация о работе Методы обучения и воспитания в специальном образовании