Методы обучения и воспитания в специальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые -- способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Использование методов специального образования

1.1.Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании

1.2.Особенности использования метода проектов

1.3.Методы специального образования

1.4.Формы организации специального обучения

Глава 2.Методы обучения

2.1.Методы воспитания

2.2.Основные группы методов

2.4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

derkach.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Практические методы обучения

 Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели[17].

 К практическим методам относятся письменные упражнения, где в ходе упражнения обучаемый применяет на практике полученные им знания.

 К практическим методам относятся также упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроизводящей аппаратурой, сюда же относятся компьютеры.

 Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы , а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым.

Индуктивные и дедуктивные  методы обучения.

 Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных и дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы - от частного к общему и от общего к частному.

1.Индуктивный метод.  При использовании индуктивного  метода обучения деятельность  преподавателя и обучаемых протекает  следующим образом: При использовании  индуктивного метода обучения  деятельность преподавателя и обучаемых протекает следующим образом:

 Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

 Слабость индуктивного метода обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

2.Дедуктивный метод.

Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное  мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

мно-поисковым, реализуемым  посредством специально построенной  беседы.

Репродуктивные и проблемно  поисковые методы обучения

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

Аналогичным образом  строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые  слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений не ставится[4].

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется  в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно  информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы обучаемые могли осуществить поиск знаний.

На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение.

Проблемно-поисковые  методы обучения.

 Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Каждый метод можно  представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

Словесные методы обучения

К словесным методам  обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения  преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение  учебного материала, не прерываемое  вопросами к обучаемым. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

коррекционная педагогика метод обучение

Возможно несколько  видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения  преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель  в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения  запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.

Для преподавания в модели дистанционного обучения достаточно действенный  способ, хотя не слишком усовершенствованные  речевые данные компьютера могут  влиять на качество учебного процесса, что с лихвой может заменяться аудио кассетами. Что очень эффективно для учебного процесса.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание  должного эмоционального тонуса изложения.

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии, во-первых, имеют специфику  в своей реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как между собой, так и с  методами обучения, будучи нередко встроенными в ту или иную специальную образовательную технологию.

 Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе.

 Рассмотрим в качестве примера особенности реализации некоторых методов воспитания в системе специального образования[7].

 Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Особенно эффективны они в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также применительно к тем категориям детей, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами.

2.3.Средства обеспечения  коррекционно-образовательного процесса  в системе специального образования

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями предполагает применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приемов и средств обучения приобретают особое своеобразие.

Решая вопрос о средствах  обучения, педагог должен исходить из содержания материала, наличия у  детей необходимого опыта и знаний, а также учитывать их особенности.

Слово учителя является средством передачи детям знаний. Оно должно быть воспринято детьми. Поэтому к речи педагога, работающего в системе специального образования, в силу специфики контингента обучаемых предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог специальных образовательных учреждений должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импровизации, находить и использовать ситуации, способствующие активизации речевой деятельности учащихся, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

В специальном образовании  помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды. К ним относятся  дактильная и жестовая речь, применяемые  в обучении лиц, имеющих нарушения  слуха. Жестовая речь применяется в  обучении и других категорий лиц с отклонениями в развитии[6].

Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими  информации - зрительное восприятие устной речи - «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве  литературных источников принято называть чтением с губ.

Современная специальная  педагогика в поиске таких форм и  средств все чаще обращается к  различным видам искусства как  к средству развития и коррекции.

Существует несколько  направлений в применении различных  видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии[18].

Широкое распространение  в системе специального образования  получило использование музыкальных  средств воспитания. Занятия оказывают  положительное влияние на совершенствование  ритмико-мелодической стороны устной речи учащихся, развитие их слухового  восприятия. Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но и вне занятий, в культурно-досуговых формах работы (праздниках и развлечениях, тематических вечерах, концертах и др.).

Изобразительные средства выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира.

Ручной труд как вид  декоративно-прикладного искусства  развивает историку, координацию  движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас.

Художественно-речевая  деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.

Театрализованно-игровая деятельность. Основной язык театрального искусства - действие, основные признаки - диалог и игра. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции.

Информация о работе Методы обучения и воспитания в специальном образовании