Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа
Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые -- способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.
Введение
Глава 1. Использование методов специального образования
1.1.Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании
1.2.Особенности использования метода проектов
1.3.Методы специального образования
1.4.Формы организации специального обучения
Глава 2.Методы обучения
2.1.Методы воспитания
2.2.Основные группы методов
2.4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
Заключение
Использованная литература
В арсенале средств, используемых для обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования, имеется печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, при этом особая роль принадлежит учебникам.
Учебники, издаваемые для различных категорий детей с отклонениями в развитии, имеют свою специфику, обусловленную особенностями развития детей. По сравнению с соответствующими учебниками массовой школы они модифицированы в зависимости от характера и степени тяжести дефекта у обучающихся, их возраста, характера учебного предмета[12].
Применение наглядности в системе специального образования не самоцель, а средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного слова, закрепленного в печатной продукции. Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются: стремление к возможно большей естественности, натуральности предлагаемых для ознакомления и исследования объектов и предметов; наглядно-действенный характер знакомства и исследования предъявляемых предметов, объектов (ребенок по возможности должен получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов, включая осязание, обоняние и вкус); воспринимаемые чувственно-наглядные образы, признаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове.
Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидактический материал. Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе, бывает предметным, изобразительным и словесным.
Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обучения становится все более отвлеченным, абстрактным, представляя собой в конце концов «материализованные абстракции», т. е. воплощенные в предметном материале наиболее общие, сущностные характеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действий и операций с ними. Применение предметного дидактического материала позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания.
Изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты) является более абстрактным по отношению к предметному. Его применение способствует развитию наблюдательности и внимания, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность.
Словесный дидактический
материал - это раздаточные карточки
с заданиями, упражнениями, примерами,
задачами, поручениями. Этот вид дидактического
материала используется тогда, когда
ребенок с отклонением в
Для развития мыслительных операций учащихся, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Под моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели)[23].
Достаточно широкое
использование в системе
В ходе организации коррекционно-
В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяется новое мощное и многообещающее средство - персональные компьютеры.
Одной из основных целей
применения компьютеров в коррекционно-
Для этих целей разрабатываются
и создаются специальные
При обучении слепых используются компьютеры, оснащенные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным обозначением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.
Заключение
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило нам сделать вывод о том, что технология обучения в специальном образовании – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.
Список использованной литературы:
1. Анцибор М.М. «Специальные формы и методы обучения. Тула 2002.
2. Специальная педагогика
http://knigi.kb200.com/a.php?
3. И.М. Бгажнокова «Воспитание
и обучение детей с
4. Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.
5. Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
6.«Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
7.«Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
8.«Коррекционная педагогика
в начальном образовании» / Под
ред. Г. Ф. Кума-риной. —
9.«Коррекционная педагогика» / Поваляев М. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
10.«Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.
11.«Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
12.«Психолого-медико-
13.«Специальная педагогика» / Н. М. Назарова — Москва
14.«Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
16. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991.
17. Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения». М., 2004.
18. Кузнецова Л. «Проблемы специальной психологии»
19. Е. И. Никольская «Информационные технологии в специальном образовании» //Коррекционная педагогика, №2, 2004г., стр. 47-50
20.«Дети с задержкой психического развития» / Власова, Лубовский — Москва, 1984.
21.«Отбор умственноотсталых детей в спец.учреждения» / С. Д. Забравная — Москва, 1988.
22. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 5/2002 «Специальная психология и коррекционная педагогика»
23. Дефектологический словарь.— М., 1970.
24. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова.— М., 1996
25.Кукушкина О.И. Организация
использования компьютерной
26.Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой.— М., 2001.
27.Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.— М., 2000
28.Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. 1фсковой. -- М..
1993.
29. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. -- М.. 1994
30.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 135—144.
Приложение:
1.Специальное образование
— дошкольное, общее и профессиональное
образование, для получения
2.Коррекционно-воспитательная
работа — система специальных
педагогических мероприятий,
3.Специальное обучение
— специальный
4.Специальное воспитание
— специальное воздействие на
сознание и поведение человека
с нарушениями в развитии с
целью формирования социально
устойчивого поведения и
5.Метод обучения –
процесс взаимодействия между
учителем и учениками, в
6.Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.
7.Психологи́ческая корре́кция
(психокорре́кция) — один из
видов психологической помощи (среди
других: психологическое
8.Компенсация в психологии
— защитный механизм психики,
заключающийся в
Информация о работе Методы обучения и воспитания в специальном образовании