Методы обучения и воспитания в специальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые -- способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Использование методов специального образования

1.1.Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании

1.2.Особенности использования метода проектов

1.3.Методы специального образования

1.4.Формы организации специального обучения

Глава 2.Методы обучения

2.1.Методы воспитания

2.2.Основные группы методов

2.4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

derkach.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

В арсенале средств, используемых для обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования, имеется печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, при этом особая роль принадлежит учебникам.

Учебники, издаваемые для  различных категорий детей с отклонениями в развитии, имеют свою специфику, обусловленную особенностями развития детей. По сравнению с соответствующими учебниками массовой школы они модифицированы в зависимости от характера и степени тяжести дефекта у обучающихся, их возраста, характера учебного предмета[12].

Применение наглядности  в системе специального образования  не самоцель, а средство более полного  и глубокого осмысления учебного материала, понимания устного слова, сказанного учителем, и письменного  слова, закрепленного в печатной продукции. Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются: стремление к возможно большей естественности, натуральности предлагаемых для ознакомления и исследования объектов и предметов; наглядно-действенный характер знакомства и исследования предъявляемых предметов, объектов (ребенок по возможности должен получить максимально полную информацию об объекте, с использованием всех сохранных анализаторов, включая осязание, обоняние и вкус); воспринимаемые чувственно-наглядные образы, признаки предметов, явлений должны быть закреплены в слове.

Наилучшим средством  для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном  образовании является дидактический  материал. Дидактический материал, используемый в коррекционно-образовательном процессе, бывает предметным, изобразительным и словесным.

Предметный дидактический  материал по мере продвижения по годам  обучения становится все более отвлеченным, абстрактным, представляя собой  в конце концов «материализованные абстракции», т. е. воплощенные в предметном материале наиболее общие, сущностные характеристики тех или иных объектов, предметов или их совокупностей, действий и операций с ними. Применение предметного дидактического материала позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирование необходимых умений и навыков, устойчивого произвольного внимания.

Изобразительный дидактический  материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты) является более абстрактным по отношению к предметному. Его применение способствует развитию наблюдательности и внимания, умению сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность.

Словесный дидактический  материал - это раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, примерами, задачами, поручениями. Этот вид дидактического материала используется тогда, когда  ребенок с отклонением в развитии начинает овладевать чтением и письмом. Словесный дидактический материал развивает самостоятельность, обеспечивает выбор оптимального уровня сложности задания и темпа его выполнения, позволяет рационально организовать индивидуальную самостоятельную работу.

Для развития мыслительных операций учащихся, поэтапного формирования умственных действий, обобщения изученного учебного материала особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Под моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели)[23].

Достаточно широкое  использование в системе специального образования получили технические  средства обучения (ТСО). Применение их играет важную роль для коррекции  и компенсации недостатков развития детей. К ТСО относится аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала.

В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.; а также средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования (при обучении лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения (для лиц с нарушениями зрения).

В обучении различных  категорий лиц, имеющих особые образовательные  потребности, все шире применяется новое мощное и многообещающее средство - персональные компьютеры.

Одной из основных целей  применения компьютеров в коррекционно-образовательном  процессе является ориентация на наиболее полное использование тех физических возможностей, которые имеются у детей. В частности, это относится к таким устройствам ввода и вывода данных, которые рассчитаны на сохранные анализаторы[19].

Для этих целей разрабатываются  и создаются специальные устройства, позволяющие лицам с отклонениями в развитии работать с компьютером в режиме, отличающемся от обычного, например, вводить информацию при помощи речи, движения глаз или просто прикасаясь к экрану монитора. Это расширяет возможности обучения лиц с тяжелыми и сложными нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с комбинированными нарушениями.

При обучении слепых используются компьютеры, оснащенные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу  с буквенным обозначением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило нам сделать вывод о том, что технология обучения в специальном образовании – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

 

 Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Анцибор М.М. «Специальные  формы и методы обучения. Тула 2002.

2. Специальная педагогика http://knigi.kb200.com/a.php?id=101232026

3. И.М. Бгажнокова «Воспитание  и обучение детей с нарушениями  в развитии»,//Коррекционная педагогика. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

 4. Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.

 5. Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.

6.«Коррекционная педагогика»  / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов  н/Д.: Март, 2002.

7.«Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.

8.«Коррекционная педагогика  в начальном образовании» / Под  ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.

9.«Коррекционная педагогика»  / Поваляев М. А. — Ростов  н/Д: Феникс, 2002.

10.«Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.

11.«Психология детей  с нарушениями и отклонениями  психического развития: Хрестоматия»  — СПб., 2000.

12.«Психолого-медико-педагогическое  обследование ребёнка» / Семаго М. М. — Москва: Аркти, 1999.

13.«Специальная педагогика»  / Н. М. Назарова — Москва

14.«Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г.  Н. Пенин — Москва, 2008.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

16. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991.

17. Лернер И.Я. «Дидактические  основы методов обучения». М., 2004.

18. Кузнецова Л. «Проблемы  специальной психологии»

19. Е. И. Никольская  «Информационные технологии в  специальном образовании» //Коррекционная  педагогика, №2, 2004г., стр. 47-50

20.«Дети с задержкой  психического развития» / Власова,  Лубовский — Москва, 1984.

21.«Отбор умственноотсталых  детей в спец.учреждения» / С.  Д. Забравная — Москва, 1988.

22. Альманах Института  Коррекционной Педагогики РАО, 5/2002 «Специальная психология и коррекционная педагогика»

23. Дефектологический  словарь.— М., 1970.

24. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова.— М., 1996

25.Кукушкина О.И. Организация  использования компьютерной техники  в специальной школе // Дефектология.—1994.—№6.

26.Специальная дошкольная  педагогика: Учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и  др.; Под ред. Е.А. Стребелевой.—  М., 2001.

27.Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов  высших учебных педагогических  заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.— М., 2000

28.Дошкольное воспитание  аномальных детей / Под ред.  Л. П. 1фсковой. -- М..

1993.

29. Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция. -- М.. 1994

30.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 135—144.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

1.Специальное образование  — дошкольное, общее и профессиональное  образование, для получения которого  лицам с особыми образовательными  потребностями создаются специальные условия.

2.Коррекционно-воспитательная  работа — система специальных  педагогических мероприятий, направленная  на ослабление или преодоление  недостатков (дефектов) в развитии.

3.Специальное обучение  — специальный целенаправленный  процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

4.Специальное воспитание  — специальное воздействие на  сознание и поведение человека  с нарушениями в развитии с  целью формирования социально  устойчивого поведения и положительных  черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

5.Метод обучения –  процесс взаимодействия между  учителем и учениками, в результате  которого происходит передача  и усвоение знаний, умений и  навыков, предусмотренных содержанием  обучения.

6.Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

7.Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из  видов психологической помощи (среди  других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

8.Компенсация в психологии  — защитный механизм психики,  заключающийся в бессознательной  попытке преодоления реальных  и воображаемых недостатков.

 

 


Информация о работе Методы обучения и воспитания в специальном образовании