Методы обучения и воспитания в специальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые -- способами учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Использование методов специального образования

1.1.Методологические основы использования методов обучения в общем и специальном образовании

1.2.Особенности использования метода проектов

1.3.Методы специального образования

1.4.Формы организации специального обучения

Глава 2.Методы обучения

2.1.Методы воспитания

2.2.Основные группы методов

2.4.Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

Заключение

Использованная литература

Файлы: 1 файл

derkach.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Критически преобразованный метод  проектов Д. Дьюи и его последователей сможет обеспечить развитие самостоятельности  учащихся, их критического мышления, умений применять полученные знания на практике, научить их учиться. При этом роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации[13].

Формирование проектной деятельности учащихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения  различных проблем, в том числе  и образовательных [11]. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно - урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на уроке, так и во внеурочной деятельности [18].

Историографию метода проектов можно  проследить в работах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, Д. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, М.Н. Крупенина, Л.Э. Левина, А.П. Пинкевича, С.Т. Шацкого, рассматривающих метод проектов как обучение на активной деятельностной основе.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями[10].

Понятие «Метод проектов»

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных  текстов, замысел для создания реального  объекта, предмета, создания разного  рода теоретического продукта. Это  всегда творческая деятельность[3].

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств[12].

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а  на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в  создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде[20].

В методе проектов как  педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко  представленный американским педагогом  и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни [2].

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка[25].

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали[29]:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная  перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность[23].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления[16].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую  учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению[8].

1.3. Методы специального  образования

Психолого-педагогические способы помощи в становлении  и развитии личности человека с ограниченными  возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания[27].

Методы обучения. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов  обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии[14].

Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной  педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и композицию методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ученика и специфике коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация этого сочетания методов[28]. Общепедагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом. Важным является взаимодополняемость методов. Так, на начальных этапах обучения при объяснении нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.

 

 В специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования[3].

Методы воспитания. В специальной  педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе  образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка. Воспитание в системе специального образования неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня[22].

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями  здоровья и принятые в общей и  специальной педагогике классификации методов воспитания, остановимся на трех основных их группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании:

информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);

практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие  ситуации, игра, ручной труд, изобразительная  и художественная деятельность, нетрадиционные методы - арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.;[16]

побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии, во-первых, имеют специфику в своей  реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как  между собой, так и с методами обучения, будучи нередко встроенными в ту или иную специальную образовательную технологию.

Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными  особенностями детей, а также  характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных  отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе[30].

Рассмотрим в качестве примера  особенности реализации некоторых  методов воспитания в системе  специального образования.

Наиболее доступны для детей  с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Особенно эффективны они в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также применительно к тем категориям детей, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами[11].

Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются  в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка  словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка - их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) - абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) - только словесное поощрение[10].

Методы наказания также имеют  практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически  неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен(а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор[10].

В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том  случае, если ребенок понимает, что  совершил плохой поступок; если наказание  не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.

Следует добавить, что нельзя наказывать ребенка трудом, деятельностью в  целом, так как и то и другое - привлекательные для ребенка  вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве наказания. Более действенным является лишение участия в деятельности, игре, общении.

 Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения[14].

1.4.Формы организации специального обучения

Обучение детей и взрослых с  особыми образовательными потребностями  начиналось как индивидуальное. В  современной специальной педагогике индивидуальная форма организации  обучения применяется в следующих  случаях:когда обучающийся имеет  тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, так как человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями его познавательной деятельности обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения, а его сенсорные и моторные системы испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром[9].

Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут.

Индивидуально-групповая форма  организации обучения в специальном  образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда  достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах.

Классно-урочная система, урок (занятие) является одними из основных форм организации учебного процесса. Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы детей[29].

В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки  в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем, что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих образовательных затруднений.

Информация о работе Методы обучения и воспитания в специальном образовании