Методы работы социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление основных направлений деятельности работы социального педагога с неполной материнской семьей для устранения недостатков в воспитании детей.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «неполная семья», дать характеристику;
2. Выявить основные направления деятельности, социального педагога с неполной материнской семьей;
3. Рассмотреть методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Характеристика неполной материнской семьи ……………………………………………………………………………..……...6
§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………………………………………………….…….…..14
§3.Методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………….…………………………………...…...21
Заключение………………………………….……………….…………….…..26
Литература…………………………………………………..……….…….…...29

Файлы: 1 файл

курсовая Лианина.docx

— 71.18 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3 

§1. Характеристика неполной материнской семьи ……………………………………………………………………………..……...6

§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………………………………………………….…….…..14

§3.Методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………….…………………………………...…...21

 Заключение………………………………….……………….…………….…..26

Литература…………………………………………………..……….…….…...29

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущее место в социализации ребенка занимает семья. Роль семьи  несравнима с ролями никаких других социальных институтов. Именно в семье  закладываются основные нравственные ценности, нормы поведения. Семья  помогает раскрыться человеку как личности. Связь с семьей человек ощущает  на протяжении всей жизни. Среди причин, приведших к семейному неблагополучию можно выделить перемены в социальной жизни, политике, экономике. Все это негативно отражается на членах семьи. Одним из самых распространенных неблагополучий является именно неполная семья. Стабильно высокое количество числа разводов, не компенсируемых вступлением в брак, ростом смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста, способствует увеличению количества неполных семей. По данным микропереписи 1994 года в таких семьях воспитывался каждый седьмой ребенок, не достигший 18 лет (14% от общего числа детей). По данным переписи  2005 года из 40 миллионов семей 4,8 миллионов, то есть 12% были неполными. Учитывая относительно высокое число овдовений и разводов, можно предположить, что число несовершеннолетних детей, оставшихся без одного из родителей, продолжает расти [20]. Отсутствие полноценного образца семьи почти всегда приводит к нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. На мой взгляд,  кажется, что актуальность моей темы заключается в том, что именно семья в современных условиях жизни получила наибольшее количество ударов. Повышение цен на продукты, коммунальные услуги и разумеется безработица. Все это в совокупности ударило в первую очередь по семье. В самом тяжелом положении оказались семьи с несовершеннолетними детьми и неполные семьи. В семьях растет наркомания и алкоголизм. Также страдают семьи интеллигенции: труд учителя и врача до сих пор низкооплачиваем. Происходит размывание и падение нравственных устоев, повышается желание отвечать и обеспечивать только самого себя. Все это приводит к увеличению числа разводов. В настоящее время много детей, воспитывающихся в неполных семьях. В современном мире достаточно высок показатель смертности населения в силу разных причин (наркомания, алкоголизм, несчастные случаи, заболевания, суицид), растет количество разводов, увеличивается число детей, рожденных вне брака. И следствие всего этого-рост числа неполных семей.  

Специалисты, занимающиеся изучением неполных семей, приводят различного рода исследования, в которых раскрывается, что дети, воспитывающиеся в неполной семье, испытывают ряд  различных трудностей. Исследования психологических особенностей  неполных семей показывают нам то, что дети из таких семей имеют низкую успеваемость, у них проявляются склонности к невротическим расстройствам, также проявляется инфантильность, они обладают неадекватной заниженной самооценкой. Дети из неполных семей всегда в поиске «значимого» взрослого. Поэтому данные семьи требуют пристального внимания социального педагога, а поддержка таких семей является деликатной и особой задачей общества.

Работой над  проблемой  неполных семей занимались российские и зарубежные учёные: Ю.П. Азаров [1], А.Г. Волков [4], З. Матейчек [17], Э.Г. Эйдемиллер [33]. Авторы статей в печатных изданиях не раз поднимали проблему таких семей: И. Дементьева [8], Н. Дружинина [9], Б. Нусхаева [23], а также современные педагоги выпускают книги, посвящённые воспитанию детей в неполных  материнских семьях. Наибольшую популярность в современном обществе получил труды такого деятеля как М.Г.Коляда [13]. Все российские и зарубежные ученые, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все-таки наличие в семье обоих родителей помогает намного успешнее решать многие проблемы и задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.  
Объект - неполная семья.

Предмет - социально-педагогическая деятельность с неполной семьей.

Цель исследования - выявление основных направлений деятельности работы социального педагога с неполной материнской семьей для устранения недостатков в воспитании детей.

Задачи:

  1. Проанализировать понятие «неполная семья», дать характеристику;
  2. Выявить основные направления деятельности, социального  педагога с неполной материнской семьей;
  3. Рассмотреть методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Характеристика неполной материнской семьи

Неполные семьи существуют давно. Целые тысячелетия причиной появления таких семей служила смерть одного из родителей. Были вдовы, вдовцы, сироты. Общество традиционно это учитывало и имело особые подходы к подобным проблемам. Защита вдов и сирот считалась признаком сострадания, показателем набожности, гражданской добродетели. Существовали сиротские приюты и понятия «заменяющие» родители - отчим и мачеха. Разводы тоже не уникальное свойство современности, существуют они с давних времён. И всё же так массово они начали появляться только в последние десятилетия. Со снижением смертности людей среднего возраста существенно снизилось число сирот и, зато заметно прибавилось число неполных материнских семей из-за развода и внутреннего распада [4, 59]. Что же подразумевается под неполной семьёй? Если семья в искомой форме состоит из двух родителей и ребёнка (или нескольких детей), то в неполной семье с ребёнком или детьми присутствует только один родитель, причём второго нет, или, говоря официальным языком, он «не прописан в семье для постоянного проживания»[17, 59]. Из этого следует, что неполная семья – это семья, в которой есть только один родитель, проявляющий заботу о детях [6, 199]. Так, оставшийся после распада состав «мать и ребёнок» называется неполной материнской семьей. Неполная материнская семья является самым распространённым типом неполной семьи. Существует три типа неполных семей:

- один родитель ушёл, а оставшийся не вступил в повторный брак;

- одинокий человек официально стал приемным родителем ребёнка или же оформил опеку и попечительство над ребенком;

-незамужняя женщина после смерти кормильца одна воспитывает сына или дочь [13, 75].

Неполная материнская  семья образуется вследствие внебрачного рождения ребёнка, расторжения брака, смерти одного из родителей. В связи с этим различают следующие основные типы неполных материнских семей: внебрачная, осиротевшая, разведённая. Неполная материнская семья представляет собой пример семьи, в жизни которой заложен ряд специфических социальных и юридических проблем. С юридической точки зрения, под неполной семьёй подразумевается такая семья, в состав которой входит один из родителей и его дети. Неполная материнская семья может возникнуть по следующим проблемам:

-женщина юридически брак не оформляла;

-из-за кончины одного из родителей (отца);

-один из родителей окончательно оставил семью и потребовал развода [14, 102].

Положение женщины, оставшейся с детьми одной без мужа, в прошлом  было очень тяжёлым. Наиболее остро вставал вопрос о материальном обеспечении. Брак давал женщине экономическую стабильность. Если мать оставалась с детьми одна, то она оказывалась в безвыходном положении, так как большое количество женщин не имело профессии. В результате продолжительной борьбы женщин за свои права, образование, работу и экономическую независимость положение женщин резко изменилось.

В настоящее время более  важными, чем материальные условия, являются педагогические проблемы, которые  должны решать родители. В неполной материнской семье их возникает  значительно больше, и появляются такие, каких почти не бывает в  полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психического развития и жизни ребёнка [23, 63].

Известно, что даже в полной семье, в которой оба родителя, созданы условия для упорядоченного и полноценного образа жизни, где о детях заботятся, в процессе воспитания неизбежно возникают трудности, много различных проблем, разрешением которых заняты оба родителя. Если в семье один родитель, то вся тяжесть воспитания лежит на нём. Один воспитатель должен объединить в себе все эти интересы. Жизнь ребёнка только с матерью развивает в нём какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других детей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства [10, 72].

Воспитание – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его  в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной  жизни, формированию его мотивов  и ценностей [24, 139]. В то же время никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, а другой только пассивно всё принимал. Учёные и практики изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава, особенно остро стоит проблема неполной материнской семьи [10, 68].

В неполной материнской семье  женщина часто психологически напряжена своим социальным положением разведённой женщины или матери-одиночки.

Она взваливает все проблемы на себя. Ребёнок же нуждается в близком друге – мужчине (это может быть его родной дядя, дедушка, кто-то ещё из родственников). Нужно чтобы взрослый мужчина установил дружеские, доверительные отношения с ребёнком. Взрослый мужчина нужен, так как правильная половая идентификация ребёнка осуществится только в том случае, если он будет иметь возможность сравнивать роль мужчины и женщины [11, 259].

  Успешность семейного воспитания во многом зависит от типа семьи, её социального статуса. Выделяют следующие особенности неполной семьи каждого типа:

- осиротевшая неполная семья. Она образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга. В такой семье чаще всего не возникают такие трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет оставшийся родитель, который учится жить и заботиться о семье

один;

- неполная разведенная семья. В ней ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается как освобождение. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакция на непринятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений;

- семья матери-одиночки. Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Иногда у одинокой женщины ребенок появляется на свет незапланированным. Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщины, начинаются еще в период беременности. Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны и ей одной приходится нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. Во-вторых, родительские обязанности одинокой матери никто вроде бы не усложняет, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка. Это может быть связано также и с тем, что мать обычно перегружена работой и ребенку уделяет недостаточно внимания. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания (круглосуточные группы детского сада, интернаты и тому подобное). Воспитание таких детей почти ничем не отличается от воспитания тех, кто вырос вообще без родителей и провел первые годы в детском доме. Нередко одинокая мать дрожит над ребенком и воспитывает его по своему образу и подобию он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Наиболее значимые различия в воспитании детей наблюдались между полной и неполной семьёй. Проявление позитивных качеств у подростков из неполных материнских семей ниже, чем у их сверстников из полных семей. Следует помнить, что попытки одинокой матери компенсировать, заменить собой обоих родителей чаще всего оказываются безуспешной [9, 45-50].

Также отмечается недостаточная  сформированность социально значимых качеств у подростков из неполных материнских семей. Это часто обусловлено объективными обстоятельствами жизнедеятельности таких семей, неправильно организованной педагогической средой: низкая материальная обеспеченность, отсутствие отца как мужского эталона поведения и идентификации, повышенная тревожность членов семьи, психологически напряжённая атмосфера в семье, неустойчивость воспитательных воздействий и тому подобное. Под влиянием этих и других факторов перед подростками из неполных материнских семей встают специфические проблемы, препятствующие полноценному формированию позитивных личностных качеств. Безусловно, лучшие условия для процесса воспитания создаются там, где семья полная, и где все её члены взаимно связаны отношением глубокого понимания, доверия и симпатии. Но полная семья сама по себе не служит надёжной гарантией успешной социализации[23, 64].

Окружающая действительность показывает, что в некоторых случаях  ребёнок, воспитанный одной матерью, быстрее созревает и более успешно входит в общественную жизнь. Правда, объяснить такое явление нелегко[17, 56].

Но вместе с тем психология учит, что умеренные трудности, умеренное  напряжение при преодолении препятствий, умеренная тревожность возбуждает стремление к деятельности. Ребёнок же, у которого хорошая воспитательная основа, окажется в ситуации умеренного затруднения, то его стремление преодолеть препятствие повысится. И если человек в отношениях с матерью проявляет эмоциональную зрелость, тогда и его социальные усилия имеют положительную направленность и освобождённая энергия найдёт соответствующее применение. И вполне вероятно, что такой ребёнок или подросток будет более инициативен, целеустремлён, уверен в своих действиях, поступках, чем тот, кто вырос в материальном и эмоциональном благополучии. Меньше всего воспитательных проблем бывает в неполных материнских семьях с несколькими детьми. Обычно мать распределяет работу между детьми, так как она не в силах ходить на работу и одна вести домашнее хозяйство [17, 61].

Развитие детей в неполных материнских семьях также носит  кризисный характер. Наблюдения психологов свидетельствуют, что отсутствие интенсивных контактов с отцом наносит непоправимый вред детям, в равной мере мальчикам и девочкам. Степень выражения негативных последствий примерно одинакова. Однако дифференцируется характер их проявлений в зависимости от пола ребёнка. Для мальчиков отец – объект самоидентификации, мужской образец поведения. Отсутствие такого примера для подражания в материнской семье приводят к искажению половой идентичности мальчика.

Информация о работе Методы работы социального педагога с неполной семьей