Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования - выявление основных направлений деятельности работы социального педагога с неполной материнской семьей для устранения недостатков в воспитании детей.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «неполная семья», дать характеристику;
2. Выявить основные направления деятельности, социального педагога с неполной материнской семьей;
3. Рассмотреть методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей.
Введение…………………………………………………………………………3
§1. Характеристика неполной материнской семьи ……………………………………………………………………………..……...6
§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………………………………………………….…….…..14
§3.Методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………….…………………………………...…...21
Заключение………………………………….……………….…………….…..26
Литература…………………………………………………..……….…….…...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Характеристика неполной материнской
семьи …………………………………………………………………………….
§2. Основные направления деятельности
социального педагога с неполной материнской
семьей ………………………………………………………………………….…
§3.Методы и формы работы социального
педагога с неполной материнской семьей
………………………………….…………………………………...
Заключение………………………………….……………
Литература………………………………………………….
Введение
Ведущее место в социализации ребенка занимает семья. Роль семьи несравнима с ролями никаких других социальных институтов. Именно в семье закладываются основные нравственные ценности, нормы поведения. Семья помогает раскрыться человеку как личности. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей жизни. Среди причин, приведших к семейному неблагополучию можно выделить перемены в социальной жизни, политике, экономике. Все это негативно отражается на членах семьи. Одним из самых распространенных неблагополучий является именно неполная семья. Стабильно высокое количество числа разводов, не компенсируемых вступлением в брак, ростом смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста, способствует увеличению количества неполных семей. По данным микропереписи 1994 года в таких семьях воспитывался каждый седьмой ребенок, не достигший 18 лет (14% от общего числа детей). По данным переписи 2005 года из 40 миллионов семей 4,8 миллионов, то есть 12% были неполными. Учитывая относительно высокое число овдовений и разводов, можно предположить, что число несовершеннолетних детей, оставшихся без одного из родителей, продолжает расти [20]. Отсутствие полноценного образца семьи почти всегда приводит к нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. На мой взгляд, кажется, что актуальность моей темы заключается в том, что именно семья в современных условиях жизни получила наибольшее количество ударов. Повышение цен на продукты, коммунальные услуги и разумеется безработица. Все это в совокупности ударило в первую очередь по семье. В самом тяжелом положении оказались семьи с несовершеннолетними детьми и неполные семьи. В семьях растет наркомания и алкоголизм. Также страдают семьи интеллигенции: труд учителя и врача до сих пор низкооплачиваем. Происходит размывание и падение нравственных устоев, повышается желание отвечать и обеспечивать только самого себя. Все это приводит к увеличению числа разводов. В настоящее время много детей, воспитывающихся в неполных семьях. В современном мире достаточно высок показатель смертности населения в силу разных причин (наркомания, алкоголизм, несчастные случаи, заболевания, суицид), растет количество разводов, увеличивается число детей, рожденных вне брака. И следствие всего этого-рост числа неполных семей.
Специалисты, занимающиеся изучением неполных семей, приводят различного рода исследования, в которых раскрывается, что дети, воспитывающиеся в неполной семье, испытывают ряд различных трудностей. Исследования психологических особенностей неполных семей показывают нам то, что дети из таких семей имеют низкую успеваемость, у них проявляются склонности к невротическим расстройствам, также проявляется инфантильность, они обладают неадекватной заниженной самооценкой. Дети из неполных семей всегда в поиске «значимого» взрослого. Поэтому данные семьи требуют пристального внимания социального педагога, а поддержка таких семей является деликатной и особой задачей общества.
Работой над проблемой
неполных семей занимались российские
и зарубежные учёные: Ю.П. Азаров [1],
А.Г. Волков [4], З. Матейчек [17], Э.Г. Эйдемиллер
[33]. Авторы статей в печатных изданиях
не раз поднимали проблему таких семей:
И. Дементьева [8], Н. Дружинина [9], Б. Нусхаева
[23], а также современные педагоги выпускают
книги, посвящённые воспитанию детей в
неполных материнских семьях. Наибольшую
популярность в современном обществе
получил труды такого деятеля как М.Г.Коляда
[13]. Все российские и зарубежные
ученые, расходясь в каких-то аспектах,
приходят к единому мнению, что не любая
полная семья является нормальной средой
для полноценного развития и воспитания
ребенка, но все-таки наличие в семье обоих
родителей помогает намного успешнее
решать многие проблемы и задачи, связанные
с сохранением его психического здоровья.
Объект - неполная семья.
Предмет - социально-педагогическая деятельность с неполной семьей.
Цель исследования - выявление основных направлений деятельности работы социального педагога с неполной материнской семьей для устранения недостатков в воспитании детей.
Задачи:
§1. Характеристика неполной материнской семьи
Неполные семьи существуют давно. Целые тысячелетия причиной появления таких семей служила смерть одного из родителей. Были вдовы, вдовцы, сироты. Общество традиционно это учитывало и имело особые подходы к подобным проблемам. Защита вдов и сирот считалась признаком сострадания, показателем набожности, гражданской добродетели. Существовали сиротские приюты и понятия «заменяющие» родители - отчим и мачеха. Разводы тоже не уникальное свойство современности, существуют они с давних времён. И всё же так массово они начали появляться только в последние десятилетия. Со снижением смертности людей среднего возраста существенно снизилось число сирот и, зато заметно прибавилось число неполных материнских семей из-за развода и внутреннего распада [4, 59]. Что же подразумевается под неполной семьёй? Если семья в искомой форме состоит из двух родителей и ребёнка (или нескольких детей), то в неполной семье с ребёнком или детьми присутствует только один родитель, причём второго нет, или, говоря официальным языком, он «не прописан в семье для постоянного проживания»[17, 59]. Из этого следует, что неполная семья – это семья, в которой есть только один родитель, проявляющий заботу о детях [6, 199]. Так, оставшийся после распада состав «мать и ребёнок» называется неполной материнской семьей. Неполная материнская семья является самым распространённым типом неполной семьи. Существует три типа неполных семей:
- один родитель ушёл, а оставшийся не вступил в повторный брак;
- одинокий человек официально стал приемным родителем ребёнка или же оформил опеку и попечительство над ребенком;
-незамужняя женщина после смерти кормильца одна воспитывает сына или дочь [13, 75].
Неполная материнская семья образуется вследствие внебрачного рождения ребёнка, расторжения брака, смерти одного из родителей. В связи с этим различают следующие основные типы неполных материнских семей: внебрачная, осиротевшая, разведённая. Неполная материнская семья представляет собой пример семьи, в жизни которой заложен ряд специфических социальных и юридических проблем. С юридической точки зрения, под неполной семьёй подразумевается такая семья, в состав которой входит один из родителей и его дети. Неполная материнская семья может возникнуть по следующим проблемам:
-женщина юридически брак не оформляла;
-из-за кончины одного из родителей (отца);
-один из родителей окончательно оставил семью и потребовал развода [14, 102].
Положение женщины, оставшейся с детьми одной без мужа, в прошлом было очень тяжёлым. Наиболее остро вставал вопрос о материальном обеспечении. Брак давал женщине экономическую стабильность. Если мать оставалась с детьми одна, то она оказывалась в безвыходном положении, так как большое количество женщин не имело профессии. В результате продолжительной борьбы женщин за свои права, образование, работу и экономическую независимость положение женщин резко изменилось.
В настоящее время более важными, чем материальные условия, являются педагогические проблемы, которые должны решать родители. В неполной материнской семье их возникает значительно больше, и появляются такие, каких почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психического развития и жизни ребёнка [23, 63].
Известно, что даже в полной семье, в которой оба родителя, созданы условия для упорядоченного и полноценного образа жизни, где о детях заботятся, в процессе воспитания неизбежно возникают трудности, много различных проблем, разрешением которых заняты оба родителя. Если в семье один родитель, то вся тяжесть воспитания лежит на нём. Один воспитатель должен объединить в себе все эти интересы. Жизнь ребёнка только с матерью развивает в нём какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других детей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства [10, 72].
Воспитание – целенаправленная
профессиональная деятельность педагога,
содействующая максимальному
В неполной материнской семье женщина часто психологически напряжена своим социальным положением разведённой женщины или матери-одиночки.
Она взваливает все проблемы на себя. Ребёнок же нуждается в близком друге – мужчине (это может быть его родной дядя, дедушка, кто-то ещё из родственников). Нужно чтобы взрослый мужчина установил дружеские, доверительные отношения с ребёнком. Взрослый мужчина нужен, так как правильная половая идентификация ребёнка осуществится только в том случае, если он будет иметь возможность сравнивать роль мужчины и женщины [11, 259].
Успешность семейного воспитания во многом зависит от типа семьи, её социального статуса. Выделяют следующие особенности неполной семьи каждого типа:
- осиротевшая неполная семья. Она образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга. В такой семье чаще всего не возникают такие трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет оставшийся родитель, который учится жить и заботиться о семье
один;
- неполная разведенная семья. В ней ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается как освобождение. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакция на непринятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений;
- семья матери-одиночки. Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Иногда у одинокой женщины ребенок появляется на свет незапланированным. Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщины, начинаются еще в период беременности. Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны и ей одной приходится нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. Во-вторых, родительские обязанности одинокой матери никто вроде бы не усложняет, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка. Это может быть связано также и с тем, что мать обычно перегружена работой и ребенку уделяет недостаточно внимания. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания (круглосуточные группы детского сада, интернаты и тому подобное). Воспитание таких детей почти ничем не отличается от воспитания тех, кто вырос вообще без родителей и провел первые годы в детском доме. Нередко одинокая мать дрожит над ребенком и воспитывает его по своему образу и подобию он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.
Наиболее значимые различия в воспитании детей наблюдались между полной и неполной семьёй. Проявление позитивных качеств у подростков из неполных материнских семей ниже, чем у их сверстников из полных семей. Следует помнить, что попытки одинокой матери компенсировать, заменить собой обоих родителей чаще всего оказываются безуспешной [9, 45-50].
Также отмечается недостаточная сформированность социально значимых качеств у подростков из неполных материнских семей. Это часто обусловлено объективными обстоятельствами жизнедеятельности таких семей, неправильно организованной педагогической средой: низкая материальная обеспеченность, отсутствие отца как мужского эталона поведения и идентификации, повышенная тревожность членов семьи, психологически напряжённая атмосфера в семье, неустойчивость воспитательных воздействий и тому подобное. Под влиянием этих и других факторов перед подростками из неполных материнских семей встают специфические проблемы, препятствующие полноценному формированию позитивных личностных качеств. Безусловно, лучшие условия для процесса воспитания создаются там, где семья полная, и где все её члены взаимно связаны отношением глубокого понимания, доверия и симпатии. Но полная семья сама по себе не служит надёжной гарантией успешной социализации[23, 64].
Окружающая действительность показывает, что в некоторых случаях ребёнок, воспитанный одной матерью, быстрее созревает и более успешно входит в общественную жизнь. Правда, объяснить такое явление нелегко[17, 56].
Но вместе с тем психология учит, что умеренные трудности, умеренное напряжение при преодолении препятствий, умеренная тревожность возбуждает стремление к деятельности. Ребёнок же, у которого хорошая воспитательная основа, окажется в ситуации умеренного затруднения, то его стремление преодолеть препятствие повысится. И если человек в отношениях с матерью проявляет эмоциональную зрелость, тогда и его социальные усилия имеют положительную направленность и освобождённая энергия найдёт соответствующее применение. И вполне вероятно, что такой ребёнок или подросток будет более инициативен, целеустремлён, уверен в своих действиях, поступках, чем тот, кто вырос в материальном и эмоциональном благополучии. Меньше всего воспитательных проблем бывает в неполных материнских семьях с несколькими детьми. Обычно мать распределяет работу между детьми, так как она не в силах ходить на работу и одна вести домашнее хозяйство [17, 61].
Развитие детей в неполных материнских семьях также носит кризисный характер. Наблюдения психологов свидетельствуют, что отсутствие интенсивных контактов с отцом наносит непоправимый вред детям, в равной мере мальчикам и девочкам. Степень выражения негативных последствий примерно одинакова. Однако дифференцируется характер их проявлений в зависимости от пола ребёнка. Для мальчиков отец – объект самоидентификации, мужской образец поведения. Отсутствие такого примера для подражания в материнской семье приводят к искажению половой идентичности мальчика.
Информация о работе Методы работы социального педагога с неполной семьей