Методы работы социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление основных направлений деятельности работы социального педагога с неполной материнской семьей для устранения недостатков в воспитании детей.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «неполная семья», дать характеристику;
2. Выявить основные направления деятельности, социального педагога с неполной материнской семьей;
3. Рассмотреть методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Характеристика неполной материнской семьи ……………………………………………………………………………..……...6
§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………………………………………………….…….…..14
§3.Методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………….…………………………………...…...21
Заключение………………………………….……………….…………….…..26
Литература…………………………………………………..……….…….…...29

Файлы: 1 файл

курсовая Лианина.docx

— 71.18 Кб (Скачать файл)

Для девочки отсутствие в семье отца, также чревато серьёзными последствиями, так как в её сознании не формируется реалистическое представление о мужской части общества. Интерес девочки к противоположному полу деформируется, особенно это заметно в переходном возрасте, либо она демонстрирует полное неприятие мужского общества (избегает контактов), либо её поведение приобретает излишне сексуализированные формы (отсутствие чувства меры). Такие поведенческие девиации объясняются недостатком навыков общения с взрослыми представителями противоположного пола и её пониманию об отце, которого она любила, и который оставил её, совершив этим акт предательства [8, 67].

  Часто в неполных материнских семьях возникает преобладание женского влияния. По определённым стечениям обстоятельств, неполная материнская семья становится благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, хотя сама по себе неполная материнская семья не является криминогенным фактором [7, 154]. Так как неполная материнская семья сталкивается с рядом трудностей при выполнении функции социализации детей. О наличии проблем свидетельствуют, в частности, рост числа несовершеннолетних правонарушителей из неполных материнских семей. Выполнение социализирующей функции в неполной материнской семье имеет особенности, которые определяются отличием её образа жизни. В частности, для семей одиноких матерей характерна более ограниченная социальная жизнь, а также в ряде случаев более демократический стиль семейной жизни [23, 63].

  Мать-одиночка вынуждена принимать на себя все функции. Кроме принятия самостоятельно всех важнейших решений, она вынуждена материально обеспечивать себя и детей, зарабатывать на жизнь. Финансовое обеспечение семьи забирает у неё большую часть времени [29, 24].

В результате ребенок лишается не только отца, но и матери. На основании результатов психологических тестов исследователи приходят к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной материнской семье хуже, чем у девочек. Это чаще всего связано с ощущением личностной изоляции, мальчики в неполной материнской семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей [7, 155].

Социализация – это  процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[21, 10]. По мнению специалистов, адекватная социализация детей с одним родителем практически невозможна.

Особую озабоченность  общества вызывает судьба детей, психологическая  травма, которую они получают, лишаясь  постоянных контактов с отцом. Последствия  этой травмы человек может испытывать в течение всей жизни. Наиболее очевидно она проявляется в размывании образца собственной семейной жизни, поэтому очень часто дети, выросшие в неполных материнских семьях, оказываются не способными сохранить и свою семью. Поэтому здесь очень важно определить основные проблемы и ошибки в воспитании детей и разработать меры по их предотвращению или коррекции [16, 36]. 

 

 

§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей

Главная цель, которую ставит перед собой социальный педагог, заключается в определении специфики  работы с неполной материнской семьей, позволяющей выявить проблемы данного типа семьи и наметить пути их эффективного преодоления. Также, опираясь на достигнутые результаты и особенности неполной материнской семьи, большое значение имеет создание условий для содействия понимания матерью своего положения, своей воспитательной позиции, потребностей ребёнка и осознания цели, к которой она хочет его привести [10, 68].

И поэтому тот факт, что  ребёнок воспитывается одной  матерью, сам по себе не способствует появлению каких-то отклонений у ребёнка. Дело всего лишь в том, что у процесса воспитания в таких условиях есть свои недостатки им и придётся уделить внимание социальному педагогу.

Социальный педагог – специалист, который на основе диагностики может разработать и реализовать план социально-педагогической помощи несовершеннолетнему и его ближайшему социальному окружению с целью оптимизации процесса социализации [32, 20]. Он призван повысить психолого-педагогическую культуру семьи с учётом её уклада жизни и создавать безопасную среду. К одному из методов осуществления деятельности социального педагога относят семейное консультирование. Это один из видов психолого-педагогической помощи, оказываемой семье и членам семьи. Семейное консультирование направлено на осмысление своей деятельности по сохранению нравственного климата в семье, формированию наиболее оптимальных внутрисемейных отношений, а также проблем взаимоотношения с детьми [18, 257].

Неполная материнская  семья относится к семье группы риска, так как она характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить её как благополучную и снижающую адаптивные способности данной категории семьи. Поэтому социальному педагогу необходимо провести диагностику, а на основе полученных результатов разработать комплекс мероприятий и направлений для конкретной семьи. Помощь неполной материнской семье в устранении педагогических дефектов воспитания, развития и социализации ребёнка проявляются в работе социального педагога по таким направлениям:

           1. Всестороннее информирование одиноких родителей о типичных недостатках в воспитании детей;

           2. Укрепление детско-родительских контактов, улучшение отношений в неполной материнской семье

           3.Помощь одинокой матери в решении воспитательных затруднений [5, 175].

Содержательное наполнение этих направлений деятельности весьма разнообразно по своему характеру и  структуре. Информирование одиноких родителей  о типичных недостатках воспитания детей имеет своей целью актуализировать  проблемы ребёнка в глазах родителя. Следует признать, что воспитание в неполной материнской семье не обязательно ведёт к деформации личности ребёнка. Однако в совокупности с неблагоприятными факторами, возникающими как следствие жизнедеятельности семьи, неполнота семьи всё же негативно влияет на развитие и социализацию ребёнка [9, 50].

В связи с этим социальный педагог убеждает одинокого родителя как важно в интересах ребёнка  владеть информацией о негативных факторах, влияющих на развитие ребёнка. Также следует обратить внимание и на эмоциональные факторы, которые оказывают глубокое влияние на развитие личности ребёнка в неполной материнской семье. Поэтому для социального педагога решающими стали две функции: обеспечить положительный эмоциональный фон всем членам семьи и подготовить детей из данной категории семей для успешной социализации в общество [17, 59].

Следующей задачей социального  педагога на пути создания благоприятных  условий для личностного развития ребёнка в процессе семейного  воспитания является оказание помощи одинокому родителю в решении  его воспитательных задач. Для расширения знаний родителя в области воспитания, психического развития ребёнка или  подростка социальному педагогу предстоит провести психолого-педагогическое просвещение родителя. Для этой работы социальный педагог предлагает такие формы работы как родительский лекторий, тематические конференции по обмену знаниями в области семейного воспитания, индивидуальные консультации. Для преодоления недостатков семейного воспитания социальному педагогу предстоит помочь родителям, воспитывающим детей в одиночку, в формировании таких необходимых умений как:

  1. Организовать жизнедеятельность неполной материнской семьи так, чтобы подружиться с ребёнком, совместно решать жизненные проблемы;
  2. Поддерживать доверительные отношения с подростками;
  3. Обеспечивать активную жизненную позицию ребёнка;
  4. Формировать в ребёнке стремление к успеху и достижениям;
  5. Организовывать совместный досуг детей и родителей;
  6. Предъявлять требования к ребёнку и добиваться их осуществления;
  7. Относиться критически к недостаткам ребенка;
  8. Развивать собственные коммуникативные качества;
  9. Планировать вместе с ребёнком его будущее;
  10. Поддерживать связь со школой для совместных действий по обеспечению позитивной социализации ребёнка в общество [22, 52].

Если в рассматриваемой  категории семьи нарушены отношения  в эмоциональной сфере, то социальный педагог работает с эмоциональным  настроением семьи, с формированием  взаимного уважительного и заботливого  отношения матери и ребёнка. Также проводится индивидуальная работа с одинокой матерью, осуществляется социально-психологическая подготовка женщины для воспитания ребёнка. Работа социального педагога заключается в определении роли матери, в формировании у своего ребёнка адекватного поведения в отношении со сверстниками и организация индивидуальных консультаций с матерью, а также с ребёнком посредством создания специальных ситуаций [5, 176].

К одному из направлений  работы с данной категорией семей  относится взаимодействие с другими  социальными институтами, учреждениями, которые позволят рационально построить  работу с неполными семьями, снизить  социальную напряжённость. Главная задача специалиста – обеспечение взаимосвязи с данными источниками. К ним относятся следующие:

- аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, взаимопомощь, взаимовыручка;

- психолог: оказание помощи  в решении проблем во взаимоотношениях  с детьми, разработка рекомендаций  по улучшению психологического  климата в данной семье; 

- место работы родителей:  вопрос о предоставлении льгот  одиноким матерям по месту  работы, постановка в очередь в детские дошкольные учреждения, оказание материальной помощи, решение жилищного вопроса;

- служба занятости: поиск  удобной для одиноких матерей  работы;

- органы здравоохранения:  вопрос здоровья всех членов  семьи; 

- органы социальной защиты: предоставление одиноким матерям  и их детям всех видов пособий  и пенсий;

- органы образования:  проблема бесплатного питания, обеспечение учебниками, оказание помощи в решении психологических проблем детей, организация работы по обеспечению досуга ребёнка;

- исполнительная власть: обеспечение жильём;

- юрист: вопрос пособий,  пенсий, жилищный вопрос, проблемы  по работе; [12,76].

М.В. Шакурова к основным направлениям работы социального педагога относит следующее:

  1. Выявление такого рода семей, где женщина одна воспитывает одного либо нескольких детей, наблюдение за этими семьями, изучение внутрисемейных отношений, что позволяет определить направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организаций;
  2. Оказание юридической помощи: отстаивание интересов матери и её ребёнка, предоставление различного рода юридических консультационных услуг;
  3. Оказание психологической и материальной помощи неполным материнским семьям;
  4. Выявление основных проблем неполной материнской семьи, проектирование направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае [30, 122].

Социальный педагог играет большую роль в разрешении конфликтов и проблем, возникающих в неполной материнской семье. Педагогическая помощь детям и подросткам из данных семей в решении проблем социализации – часть общешкольной системы социально-педагогической поддержки. Возможности социального педагога в реализации программы помощи неполной материнской семье достаточно широки [23, 50].

Таким образом, специфика  работы социального педагога с неполными  материнскими семьями заключается  во взаимодействии с неполными материнскими семьями, цель которых – оптимизировать семейные отношения между одинокими  матерями и их детьми, разработать  рекомендации для родителей 

Неполные материнские семьи занимают особое положение, и её правовые проблемы выступают довольно ясно. Неполные семьи являются социально незащищёнными слоями населения, поэтому социальной политикой государства разработаны мероприятия, направленные на оказание помощи матерям-одиночкам. Не состоящая в браке с отцом ребёнка женщина-мать имеет статус одинокой матери. Это означает, что:

  1. Рождённый ею ребёнок будет носить её фамилию по её указанию, об этом делается отметка в книге записей рождений;
  2. Даже если случится, что фамилия ребёнка совпадёт с фамилией действительного отца, никаких правовых последствий это не породит;
  3. Никаких прав и обязанностей, предусмотренных семейным кодексом, в том числе связанных с уплатой алиментов, женщина иметь не будет.

Вопрос о материнстве  регулирует закон «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. В законодательстве конкретного субъекта Российской федерации предусматриваются дополнительные выплаты [27, 59].

Для получения пособия  необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с письменным заявлением и указанием сведений о доходах семьи[28, 24].

Таким образом, перед социальным педагогом встают проблемы организации  педагогической системы в неполной семье, главными из которых являются следующие:

- слабая включённость подростка в жизнь семьи;

- стремление родителя к постоянному оправданию проступков подростка (ведь чаще всего его воспитывает одна мать);

- дефицит общения в семье, внимания со стороны родителя;

- отсутствие контроля со стороны родителя за поведением ребёнка;

- крайняя ограниченность совместных досуговых занятий, бедность коммуникативных контактов;

Информация о работе Методы работы социального педагога с неполной семьей