Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования - выявление основных направлений деятельности работы социального педагога с неполной материнской семьей для устранения недостатков в воспитании детей.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «неполная семья», дать характеристику;
2. Выявить основные направления деятельности, социального педагога с неполной материнской семьей;
3. Рассмотреть методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей.
Введение…………………………………………………………………………3
§1. Характеристика неполной материнской семьи ……………………………………………………………………………..……...6
§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………………………………………………….…….…..14
§3.Методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………….…………………………………...…...21
Заключение………………………………….……………….…………….…..26
Литература…………………………………………………..……….…….…...29
Для девочки отсутствие в семье отца, также чревато серьёзными последствиями, так как в её сознании не формируется реалистическое представление о мужской части общества. Интерес девочки к противоположному полу деформируется, особенно это заметно в переходном возрасте, либо она демонстрирует полное неприятие мужского общества (избегает контактов), либо её поведение приобретает излишне сексуализированные формы (отсутствие чувства меры). Такие поведенческие девиации объясняются недостатком навыков общения с взрослыми представителями противоположного пола и её пониманию об отце, которого она любила, и который оставил её, совершив этим акт предательства [8, 67].
Часто в неполных материнских семьях возникает преобладание женского влияния. По определённым стечениям обстоятельств, неполная материнская семья становится благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, хотя сама по себе неполная материнская семья не является криминогенным фактором [7, 154]. Так как неполная материнская семья сталкивается с рядом трудностей при выполнении функции социализации детей. О наличии проблем свидетельствуют, в частности, рост числа несовершеннолетних правонарушителей из неполных материнских семей. Выполнение социализирующей функции в неполной материнской семье имеет особенности, которые определяются отличием её образа жизни. В частности, для семей одиноких матерей характерна более ограниченная социальная жизнь, а также в ряде случаев более демократический стиль семейной жизни [23, 63].
Мать-одиночка вынуждена принимать на себя все функции. Кроме принятия самостоятельно всех важнейших решений, она вынуждена материально обеспечивать себя и детей, зарабатывать на жизнь. Финансовое обеспечение семьи забирает у неё большую часть времени [29, 24].
В результате ребенок лишается не только отца, но и матери. На основании результатов психологических тестов исследователи приходят к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной материнской семье хуже, чем у девочек. Это чаще всего связано с ощущением личностной изоляции, мальчики в неполной материнской семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей [7, 155].
Социализация – это процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу[21, 10]. По мнению специалистов, адекватная социализация детей с одним родителем практически невозможна.
Особую озабоченность общества вызывает судьба детей, психологическая травма, которую они получают, лишаясь постоянных контактов с отцом. Последствия этой травмы человек может испытывать в течение всей жизни. Наиболее очевидно она проявляется в размывании образца собственной семейной жизни, поэтому очень часто дети, выросшие в неполных материнских семьях, оказываются не способными сохранить и свою семью. Поэтому здесь очень важно определить основные проблемы и ошибки в воспитании детей и разработать меры по их предотвращению или коррекции [16, 36].
§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей
Главная цель, которую ставит
перед собой социальный педагог,
заключается в определении
И поэтому тот факт, что ребёнок воспитывается одной матерью, сам по себе не способствует появлению каких-то отклонений у ребёнка. Дело всего лишь в том, что у процесса воспитания в таких условиях есть свои недостатки им и придётся уделить внимание социальному педагогу.
Социальный педагог – специалист, который на основе диагностики может разработать и реализовать план социально-педагогической помощи несовершеннолетнему и его ближайшему социальному окружению с целью оптимизации процесса социализации [32, 20]. Он призван повысить психолого-педагогическую культуру семьи с учётом её уклада жизни и создавать безопасную среду. К одному из методов осуществления деятельности социального педагога относят семейное консультирование. Это один из видов психолого-педагогической помощи, оказываемой семье и членам семьи. Семейное консультирование направлено на осмысление своей деятельности по сохранению нравственного климата в семье, формированию наиболее оптимальных внутрисемейных отношений, а также проблем взаимоотношения с детьми [18, 257].
Неполная материнская семья относится к семье группы риска, так как она характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить её как благополучную и снижающую адаптивные способности данной категории семьи. Поэтому социальному педагогу необходимо провести диагностику, а на основе полученных результатов разработать комплекс мероприятий и направлений для конкретной семьи. Помощь неполной материнской семье в устранении педагогических дефектов воспитания, развития и социализации ребёнка проявляются в работе социального педагога по таким направлениям:
1. Всестороннее информирование одиноких родителей о типичных недостатках в воспитании детей;
2. Укрепление детско-родительских контактов, улучшение отношений в неполной материнской семье
3.Помощь одинокой матери в решении воспитательных затруднений [5, 175].
Содержательное наполнение
этих направлений деятельности весьма
разнообразно по своему характеру и
структуре. Информирование одиноких родителей
о типичных недостатках воспитания
детей имеет своей целью
В связи с этим социальный
педагог убеждает одинокого родителя
как важно в интересах ребёнка
владеть информацией о
Следующей задачей социального
педагога на пути создания благоприятных
условий для личностного
Если в рассматриваемой
категории семьи нарушены отношения
в эмоциональной сфере, то социальный
педагог работает с эмоциональным
настроением семьи, с формированием
взаимного уважительного и
К одному из направлений работы с данной категорией семей относится взаимодействие с другими социальными институтами, учреждениями, которые позволят рационально построить работу с неполными семьями, снизить социальную напряжённость. Главная задача специалиста – обеспечение взаимосвязи с данными источниками. К ним относятся следующие:
- аналогичные семьи: обмен опытом, организация совместного отдыха, взаимопомощь, взаимовыручка;
- психолог: оказание помощи
в решении проблем во
- место работы родителей: вопрос о предоставлении льгот одиноким матерям по месту работы, постановка в очередь в детские дошкольные учреждения, оказание материальной помощи, решение жилищного вопроса;
- служба занятости: поиск удобной для одиноких матерей работы;
- органы здравоохранения: вопрос здоровья всех членов семьи;
- органы социальной защиты:
предоставление одиноким
- органы образования: проблема бесплатного питания, обеспечение учебниками, оказание помощи в решении психологических проблем детей, организация работы по обеспечению досуга ребёнка;
- исполнительная власть: обеспечение жильём;
- юрист: вопрос пособий, пенсий, жилищный вопрос, проблемы по работе; [12,76].
М.В. Шакурова к основным направлениям работы социального педагога относит следующее:
Социальный педагог играет большую роль в разрешении конфликтов и проблем, возникающих в неполной материнской семье. Педагогическая помощь детям и подросткам из данных семей в решении проблем социализации – часть общешкольной системы социально-педагогической поддержки. Возможности социального педагога в реализации программы помощи неполной материнской семье достаточно широки [23, 50].
Таким образом, специфика работы социального педагога с неполными материнскими семьями заключается во взаимодействии с неполными материнскими семьями, цель которых – оптимизировать семейные отношения между одинокими матерями и их детьми, разработать рекомендации для родителей
Неполные материнские семьи занимают особое положение, и её правовые проблемы выступают довольно ясно. Неполные семьи являются социально незащищёнными слоями населения, поэтому социальной политикой государства разработаны мероприятия, направленные на оказание помощи матерям-одиночкам. Не состоящая в браке с отцом ребёнка женщина-мать имеет статус одинокой матери. Это означает, что:
Вопрос о материнстве регулирует закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995г. В законодательстве конкретного субъекта Российской федерации предусматриваются дополнительные выплаты [27, 59].
Для получения пособия необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства с письменным заявлением и указанием сведений о доходах семьи[28, 24].
Таким образом, перед социальным педагогом встают проблемы организации педагогической системы в неполной семье, главными из которых являются следующие:
- слабая включённость подростка в жизнь семьи;
- стремление родителя к постоянному оправданию проступков подростка (ведь чаще всего его воспитывает одна мать);
- дефицит общения в семье, внимания со стороны родителя;
- отсутствие контроля со стороны родителя за поведением ребёнка;
- крайняя ограниченность совместных досуговых занятий, бедность коммуникативных контактов;
Информация о работе Методы работы социального педагога с неполной семьей