Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования - выявление основных направлений деятельности работы социального педагога с неполной материнской семьей для устранения недостатков в воспитании детей.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «неполная семья», дать характеристику;
2. Выявить основные направления деятельности, социального педагога с неполной материнской семьей;
3. Рассмотреть методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей.
Введение…………………………………………………………………………3
§1. Характеристика неполной материнской семьи ……………………………………………………………………………..……...6
§2. Основные направления деятельности социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………………………………………………….…….…..14
§3.Методы и формы работы социального педагога с неполной материнской семьей ………………………………….…………………………………...…...21
Заключение………………………………….……………….…………….…..26
Литература…………………………………………………..……….…….…...29
- недостаточность положительных примеров для подростка со стороны матери;
- несогласованность воспитательных действий одиноких матерей со школой, разногласия с ней;
- недостаточное представление родителей о целях, методах, задачах воспитания; слепая любовь к ребёнку, чрезмерная строгость, отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми [5, 75].
Как видим, неполные семьи имеют больше отрицательных аспектов, чем положительных, но это не означает, что во всех материнских семьях встречаются вышеперечисленные признаки, где-то они протекают незаметно, не оказывая должного влияния на развитие ребёнка, а где-то требуют педагогического вмешательства. Детям из неполной материнской семьи угрожает эмоциональная депривация (недостаточность эмоциональных контактов внутри семьи), чем в семье, где есть мать и отец. Так как число неполных материнских семей растет, нельзя откладывать исправление и профилактику. Помощь детям, растущим в данных семьях – одна из самых неотложных задач социального педагога [17, 58].
Таким образом, терминология, которой необходимо руководствоваться специалисту, чрезвычайно разнообразна по своему характеру. Прежде чем разрабатывать программу работы с неполной материнской семьёй, социальный педагог должен выяснить причины образования данной категории семьи, её особенности, рассмотреть специфические особенности данного типа семьи.
§3. Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей
Очень важна социальная помощь неполным материнским семьям, детям, которые не виноваты в том, что родились в такой семье.
Многие социологи, предлагая методы организации социальной работы с неполной материнской семьёй, злоупотребляют неэкономическими методами, что приравнивает все их начинания к популизму и носит показной характер. Необходимо понимать, что все неэкономические методы должны применяться только тогда, когда неполная материнская семья имеет достаточный уровень жизни. Грубо говоря, нельзя говорить о душе, когда тело требует простой пищи. Именно поэтому, главное и первостепенное в социальной работе с неполной материнской семьёй - это выравнивание её экономического положения до нормального уровня. Экономическая сторона вопроса лежит на государстве и на органах социальной поддержки населения. При этом роль социального педагога заключается в разъяснении и оказании содействия родителю в получении всех полагающихся ему пособий и льгот, как родителю-одиночке [12, 105].
Существует множество методик работы социального педагога с неполной семьёй. Более того, каждый социальный педагог может самостоятельно вырабатывать такие методики, выделяя лучший опыт других педагогов. В настоящее время используются все возможные методы и формы педагогического просвещения родителей. Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно [25, 73].
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
Решать эти задачи можно при
помощи различных методов
Многие педагоги ведут учет поручений, выполненных заданий, предложений своих воспитанников. Таким образом, в течение года накапливается большая фактическая информация. Еще лучше, когда социальный педагог совместно с классным руководителем ведет дневник наблюдений, который превращается в полезнейший педагогический документ. Если записи ведутся систематически, по ним можно проследить некоторые закономерности в развитии ребенка. Эти наблюдения позволяют выделить определенные особенности и закономерности по социальному и психологическому развитию детей из не полных материнских семей [29, 75].
Разрабатывая методику работы социального педагога с конкретным ребёнком из неполной семьи, необходимо разграничивать такие понятия, как «неполная семья» и «неблагополучная семья». Неблагополучными бывают и полные семьи, как и благополучными неполные. Кроме того, не всякая неполная семья образуется в результате рождения ребенка вне брака: значительная часть неполных семей - семьи, распавшиеся в результате развода [9, 42].
Социальный педагог должен уметь выделить психологические особенности детей из неполных семей, чтобы в дальнейшем при необходимости производить коррекцию. Для этого существует множество способов. Это анализ собранной информации из школьных журналов, по проведению внеклассной работы, различные способы наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса и так далее [4, 127].
Чтобы оказывать настоящую помощь семье, а точнее, чтобы осуществлять педагогическое руководство семейным воспитанием, нужно глубоко и всесторонне знать каждую семью. Это для социального педагога главная проблема. Рекомендуется собрать следующие сведения:
Социальный работник в одиночку не сможет сделать того, что можно сделать в союзе с родителем и учителями. Важным моментом в учебно-воспитательной работе с детьми из неполных семей является организация и проведение родительских собраний и классных часов. Но собрание - не единственная возможность встречи родителей и социального педагога. В поисках менее официальных форм некоторые школы организуют родительские огоньки, вечера, просто посиделки, где ведется свободный, непринужденный разговор на волнующие всех темы. Можно проводить встречи родителей не только в школе, но и, например, на дому [9, 47].
Залогом успешной совместной работы семьи и школы является хорошая взаимная информированность. Говоря о взаимодействии семьи и школы, хочется сказать еще об одном важном обстоятельстве - о возросшей в последнее время необходимости компенсировать недостатки семейного воспитания. В школах, как правило, много неполных материнских. В школе, как известно, мужчин мало (преподаватели труда, физкультуры, начальной военной подготовки). Поэтому нужно привлекать к участию в жизни школы родителей-мужчин [8, 65].
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение. Одна из форм работы социального педагога с неполной материнской семьей - социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющий установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач [22, 154].
Существует множество методик работы социального педагога с неполной семьёй. Более того, каждый социальный педагог может самостоятельно вырабатывать такие методики, выделяя лучший опыт других педагогов. Необходимо обратить внимание на индивидуальный подход к ребёнку из неполной семьи, который нуждается в социальной помощи. Нельзя выработать одну методику и с её помощью осуществлять социальную работу со всеми детьми из неполных семей.
Заключение
По определению, данному Лодкиной Т.В., первичной ячейкой общества, которая объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета и выполняет функции физического воспроизводства населения, является семья. Существование семьи как социальной ячейки зависит от того, насколько она как система находится в состоянии равновесия с окружающей средой. И всякое нарушение этого равновесия, обусловленное обстоятельствами внешней среды, вызывает необходимость некоторой перегруппировки в строении жизненных функциях семьи.
Семья - сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы [15, 3-5].
Наиболее удачное определение неполной семьи дал Горкин А.П. Неполная семья – это семья, в которой есть только один родитель, проявляющий заботу о детях [6, 199]. Различают следующие основные типы неполных материнских семей: внебрачная, осиротевшая, разведённая [14, 102] . Неполная материнская семья имеет как свои плюсы, так и минусы. К преимуществам относится следующее: свобода и независимость от мнения другого, возможность самостоятельно принимать решения, всё внимание уделяется ребёнку. Дети из данной категории семей обладают более высокой самостоятельностью и активностью, частым участием в принятии важных семейных решений, чем дети из полных семей. Основными недостатками являются: чувство одиночества, неполноценности, невозможность благополучного воспитания ребёнка, материальные трудности, отсутствие помощи, поддержки, высокая ответственность одинокой матери за ребёнка, недостаточное влияние на ребёнка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неуравновешенности родительских чувств, возникновение в сознании ребёнка мысли о собственной неполноценности.
Социальный педагог – специалист, который на основе диагностики может разработать и реализовать план социально-педагогической помощи несовершеннолетнему и его ближайшему социальному окружению с целью оптимизации процесса социализации [32, 20].
Мы выяснили, что в неполной
семье возникают такие
- слабая включённость подростка в жизнь семьи;
- стремление родителя к постоянному оправданию проступков подростка (ведь чаще всего его воспитывает одна мать);
- дефицит общения в семье, внимания со стороны родителя;
- отсутствие контроля со стороны родителя за поведением ребёнка;
- крайняя ограниченность совместных досуговых занятий, бедность коммуникативных контактов;
- недостаточность положительных примеров для подростка со стороны матери;
- несогласованность воспитательных действий одиноких матерей со школой, разногласия с ней;
- недостаточное представление родителей о целях, методах, задачах воспитания; слепая любовь к ребёнку, чрезмерная строгость, отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми [5, 75].
Помощь неполной материнской семье в устранении педагогических дефектов воспитания, развития и социализации ребёнка проявляются в работе социального педагога по таким направлениям:
Информация о работе Методы работы социального педагога с неполной семьей