Методы развития речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать методы развитие речи в дошкольном возрасте.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить методы развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка;
- выявить особенности развития речи в разные периоды детства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка
1.1 Закономерности усвоения речи…………………………………..4
1.2 Развитие функций речи в дошкольном возрасте ………………15
Глава 2. Особенности развития речи в разные периоды детства
2.1 Развитие речи в раннем детстве………………………………18
2.2 Процесс развития речи в дошкольном возрасте ……………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Теория и технологии речи детей.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Развитие функций  речи в дошкольном возрасте.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. 
Коммуникативная функция самая ранняя: первое слово, родившееся из модулированного лепета на девятом — двенадцатом месяце жизни ребенка, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года он может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых. 
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. 
Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функции начинается усвоение ребенком речи как регулятора поведения. Первыми словами — регуляторами поведения становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т. д. 
— Нельзя! — говорит с подчеркнутой интонацией страха взрослый ребенку, тянущему руки к лезвию ножа или пламени.— Вите будет больно. (Суть запрета: надо быть осторожным, т. е. избегать опасных предметов.) 
— Нельзя! — говорит он с интонацией обиды, если ребенок пытается потрогать рукой глаз.— Мне больно. Лучше пожалей меня, погладь ручкой. (Надо быть добрым, не обижать, не причинять боль другим.) 
— Нельзя! — говорит мать твердо, отбирая у малыша книжку, которую тот пытается порвать.— Книжка уйдет от Вити, скажет: «Витя плохой». (Суть запрета: нельзя обращаться с книгой небрежно. Если она порвется, ею нельзя будет пользоваться.) 
Подобные слова пробуждают самосознание ребенка, тренируют его волю, дисциплинируют. Дисциплина и позднее самодисциплина как качество личности — залог развития черт характера, необходимых человеку. 
Разумеется, слово нельзя, как и другие регулирующие поведение ребенка слова, должно быть правильно введено в его сознание, именно с теми примерно мотивировками, которые приводятся выше. Труднопоправимую ошибку допускают те воспитатели, которые вводят в сознание ребенка слово нельзя просто как синоним угрозы. В этом случае, если угроза наказания оказывается ложной, ребенок начинает играть «в опасность», он нарочно продолжает делать то, что ему запрещено. 
      Глаголы-приказания, так же как и нельзя, должны усваиваться без отрицательных эмоций. Тогда слова эти станут средством тренировки воли ребенка, и он, правильно воспринимая их, вникнет в содержание других, новых слов, тоже выполняющих функцию регуляторов его поведения. Наконец, ребенок научится пользоваться своей речью (внутренней) для планирования собственного поведения. Это высшая форма владения речью. 
Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т. е. от постоянного реагирования на уже усвоенные слова. Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания. С этого времени взрослые должны быть особенно внимательны к своим словам, к своему поведению. 
Как указано в предыдущем параграфе, первые регулирующие поведение слова, которые должен усвоить ребенок,— это слова нельзя, можно, надо, с их помощью он усваивает и понятия и  «хорошо», «плохо». Слово можно разрешает хорошие, добрые поступки на пользу людям, животным, растениям. С помощью слова надо тренируется воля, воспитывается действенное отношение ребенка к своему долгу: надо сделать то, что делать совсем не хочется, надо подкармливать птиц зимой, заботиться о растениях, помогать бабушке в домашней работе, надо защитить слабого от несправедливости. 
Осваивая родной язык, ребенок воспринимает и свойственные ему синтаксические конструкции.

Так, поняв изменение глаголов по лицам, ребенок усвоит форму вежливости (например, в обращении к воспитателю: «Что вы почитаете нам?», «Не можете ли вы почитать нам?» вместо капризного: «Ну, читай!»). 
Когда ребенок поймет такие слова родного языка, как доброта, доброжелательность, отзывчивость, заботливость, правдивость, трудолюбие, честность, скромность, верность, они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребенок впитает в себя их содержание, т. е. научится поступать в соответствии с нравственными требованиями, составляющими смысл этих слов, он сможет противопоставить им смысл слов-антонимов: бессердечие, завистливость, черствость, невнимательность, лживость, лень, бесчестность, хвастливость, неверность. 
Конечно, на ранних возрастных ступенях малыш не будет произносить этих слов, он будет сначала слушать потешки, сказки, рассказы, стихи, в которых герои своим поведением показывают примеры честности, верности, трудолюбия, служения долгу. Ребенок захочет следовать хорошим поступкам и осмысленно усвоит слова, обозначающие соответствующие нравственные понятия. 
Родной язык дает и первые уроки эстетики. 
— Мой цветочек! Мое солнышко! — говорит мама, лаская сынишку или дочку.— Ласточка моя! Рыбка моя золотая! 
Сначала ребенок понимает только интонацию. (Очевидно, способность понимать интонацию врожденная, этому учить не нужно.) Позже он начинает понимать, с чем его сравнивают, и это сравнение вызывает в нем радостное чувство причастности к чему-то хорошему, красивому. 
Ребенку поют песенки, тешат потешками, прибаутками, читают стихи, рассказывают сказки, и в нем рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами. И все это дает родной язык!

 

Глава 2. Особенности развития речи в разные периоды детства

2.1 Развитие речи в  раннем детстве.

 

«Программа воспитания в детском саду» включает следующие виды работы по обучению речи на специальных занятиях: 
а) воспитание звуковой культуры речи детей; 
б) обогащение словаря; 
в) формирование грамматических навыков; 
г) обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам); 
д) ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть. 
Конечной целью работы является овладение каждым ребенком связной речью: на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для рассказывания о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений. В его монологе должны соответствовать литературной норме грамматическая структура предложений (со стороны морфологии и синтаксиса), употребление лексем, фонологическое оформление речи (со стороны дикции, орфоэпии, просодии — интонации). 
К монологической речи воспитатель ведет детей через постепенное усвоение каждого компонента (грамматики, лексики, фонологии) в отдельности. Учит детей словоизменению — склонению и спряжению. Склонять и спрягать целесообразно только те слова, лексический смысл которых понятен, отсюда задача воспитателя — по возможности обогащать словарный запас каждого ребенка. Учит понимать лексическое значение слова, грамматические значения его форм, смысл интонации предложения. Учит выделять на слух в чужой речи фонемы и просодемы, артикулировать звуки речи и модулировать интонацию фразы. Наконец, разговаривая с детьми, помогает им овладеть диалогической речью, в которой каждая реплика должна быть синтаксически оформленным предложением. 
Осваивая монологическую речь, дети как бы перенимают ее из уст воспитателя, который рассказывает о реальных событиях, описывает реальные предметы или объясняет причины и следствия реальных явлений. В своем повествовании, описании, рассуждении воспитатель опирается на жизненный опыт детей и одновременно расширяет его (знакомит с окружающим). 
В свободном речевом общении с детьми воспитатель использует форму законченного предложения. В предложении он выделяет те слова, лексическое значение которых нужно пояснить. «Посмотрите, дети, кто к нам пожаловал,— говорит воспитатель, показывая новые игрушки.— Это тигр, тигрица и тигренок!» 
 
Обращаясь поочередно к каждому ребенку, он предлагает им повторить названия зверей: «Теперь ты, Андрей, скажи: тигр». Если воспитатель учит детей употреблению грамматических форм, он выделяет в тексте определенные словоформы и словосочетания. «Скажи, Андрюша, к кому приблизился тигренок: к тигру или к тигрице?» — «Он приблизился к тигрицу» (малыш искажает дательный падеж).— «Нет, надо сказать: к тигрице»,— учит воспитатель. Ребенок снова произносит это предложение и старается исправить ошибку. Чтобы научить ребенка правильно артикулировать звук, воспитатель также выделит его в тексте. «Тиггица»,— говорит малыш, картавя, т. е. искажая звук [р]. «А ты, Андрюша, помнишь, как рычат звери? — спрашивает воспитатель.— Гыр-р-р, гы-р-р-р». Мальчик вступает в игру, Тоже «рычит» и в конце концов овладевает артикуляцией трудного для него звука. 
/ Так же примерно работает воспитатель над связной речью и /ее компонентами на специальных занятиях: он читает или рассказывает детям связный текст (разного объема на разных воз-I растных этапах), из которого вычленяет предложения и словосочетания, если тренирует в употреблении грамматических форм; словосочетания и отдельные слова, если предстоит объяснить их лексическое значение; вычленяет отдельные звуки речи, если тренирует детей в правильном произношении. 
Обычно занятия по развитию речи детей начинаются чтением — слушанием художественного произведения, монологическим рассказом воспитателя о действительном событии или специально подготовленной беседой (диалогом). После того как дети послушали связную речь (монолог или диалог), их упражняют на адаптированном (приспособленном для целей обучения) языковом дидактическом материале — на отдельных словах, словосочетаниях, звуках, звукосочетаниях, добиваясь развития лексических, грамматических, фонетических навыков. 
Отдельные занятия могут быть посвящены развитию навыков грамматических, произносительных (для совершенствования дикции и интонации), развитию-лексических навыков (способности понимать смысл слов высоких степеней обобщения, например пониманию слова игрушка в отличие от кубик, мишка, пониманию слова растение в отличие от трава, пониманию слова трава в отличие от подорожник, клевер и т. д.). На таких занятиях работа над связным текстом носит подчиненный характер и занимает меньшее количество учебного времени, но не исключается совсем.

Мышечные ощущения говорящего от движений артикуляционных органов — это и есть «материя языка» в его субъективном восприятии. В устной речи к мышечным добавляются еще слуховые ощущения. 
Ребенок, научившийся воспринимать тот или иной комплексзвуков как слово, т. е. понявший его как знак определенного явления действительности, запоминает слуховые и мышечные ощущения от данного слова. Поскольку ребенок еще не умеет владеть своими артикуляционными органами, сначала он учится слышать слово (речь), а затем произносить его. Однако слуховой и «мышечный» образы слова создаются одновременно; другое дело, что «мышечный» образ слова на первых порах бывает очень неточным. Известно, что дети третьего и даже четвертого года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают эти слова. 
Чувственная основа речи для каждого человека — это его ощущения: слуховые и мышечные (речедвигательные). По данным физиологов, именно речедвижения, отражаясь в мозгу, заставляют работать определенные его участки как орган речи. Знание этой закономерности для воспитателя обязательно: ребенка надо учить артикулировать звуки речи, модулировать просодемы, т. е. надо помочь усвоить «материю языка», иначе он не сможет усвоить речь. 
Выше уже было сказано, что артикуляционные органы — это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи участвуют глаза, рука, пальцы пишущей руки. Пальцы руки являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устной. Оказывается, эта роль пальцев была известна (бессознательно понята) очень давно. Талантливые люди из народа создавали, учитывал это, такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и др., в которых мать, няня заставляет работать пальцы ребенка («Этому дала, этому дала»,— говорит она, начиная перебирать пальчики малыша). 
Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. В основу экспериментов была положена мысль о том, что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок двигательной области (почти треть всей площади) «заведует» движениями кистей рук, и находится он рядом с участком, «заведующим» движениями органов речи. С детьми в возрасте от 10 мес. до 1 года 3 мес. организовывались игры-занятия по 20 мин для тренировки пальцев (нанизывание пуговиц на проволоку под наблюдением взрослого, складывание пирамид и т. д.). Единичные голосовые реакции были получены уже на 3-й день; с 7-го дня в 41%, а с 15-го дня в 67,3% случаев это было уже более правильное звукоподражание . 
Ученые обследовали более 500 детей в различных детских учреждениях и установили закономерность: уровень развития  речи ребенка  находится  в  прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 
Следовательно, детей надо учить правильным речедвижениям, а стимулировать речедвижения помогает тренировка тонких движений пальцев рук. Эту закономерность воспитатель должен использовать при выборе (или создании новых) приемов обучения детей речи. 
Немаловажную роль для развития устной речи играет правильная постановка дыхания. Звуки речи, просодемы образуются при определенном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно правильно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут должен прийти на помощь воспитатель, имеющий профессиональные знания. Например, он может организовать для малышей увлекательную игру («Подуем на пушинку», «Посмеемся громко в лад»), которая незаметно для них окажется и серьезной учебной работой. 
Упражнения речевого аппарата должны способствовать развитию навыков модуляции голоса для выражения различных эмоциональных состояний и в конечном счете навыков стилистической дифференциации речи. 
Дети очень рано начинают понимать стилистические различия (эмоциональную окраску) звуковой стороны речи, хотя, конечно, даже в 7 лет они еще не знают самого термина «стиль». Как мы уже говорили, обучение ребенка произносительному стилю речи одновременно является воспитанием у него этических норм поведения. Так, «Программа воспитания в детском саду» уже для детей третьего года жизни предусматривает формирование «умения вежливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой» (с. 52). Все слова с указанным смыслом требуют произношения их с интонацией вежливости, которую ребенок должен слышать в речи взрослых и учиться имитировать ее осмысленно. Чувства симпатии, дружелюбия, доброжелательности могут развиваться у детей к окружающим взрослым, если они будут иметь возможность соотносить действия этих людей с интонациями речи и подражать их поступкам и интонации. 
Разумеется, положительные интонации станут более понятны детям в сопоставлении с отрицательными. 
Интонации, выражающие отрицательные чувства или свойства характера, воспитатель должен показать малышам, например, инсценируя какой-нибудь сказочный сюжет, где действуют отрицательные персонажи: в их речи надо передать грубость, злобность, жадность и т. д.— все, что дети оценят как плохое и чему не захотят подражать.

В первый год жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается и мозг ребенка, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять свои функции. В этом возрастном периоде выделяются следующие этапы: от рождения до 2,5— 3 мес, от 2,5—3 до 5—6 мес, от 5—6 до 9—10 мес, от 9— 10 мес. до 1 года. 
Одновременно должна развиваться и речь ребенка. На каждом из перечисленных этапов первого года жизни малыш должен получить, перенять от взрослых, предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющихся компонентами связной человеческой речи, овладев которой позже он осознает окружающий мир, войдет в человеческое общество как его полноправный член. 
Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны: 1) говорить с ним, когда кормят, купают, пеленают, укладывают его спать; 2) заниматься специально (1—2 мин в день); 3) говорить во время игры, закрепляя уже полученные ребенком предречевые навыки. 
Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты. Содержанием обучения в этот возрастной период является развитие предречевых навыков. 
Предпосылки связной речи. До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Воспитатель обязан сформировать у него положительное эмоциональное отношение к окружающим людям, поддерживать потребность в общении с окружающими, побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова. Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему. 
Формирование произносительных навыков. До 2,5—3 мес. у ребенка развивают умение прислушиваться к различным звукам: к речи и пению взрослого, к звучанию погремушки. На третьей — пятой неделе ребенок начинает реагировать на голос взрослого, на его улыбку ответной улыбкой и радостными звуками. На 2—3-м месяце радость при общении со взрослым проявляется более полно и разнообразно в так называемом «комплексе оживления»: ребенок улыбается, энергично двигается и произносит звуки. 
От 2,5—3 до 5—6 мес. у ребенка развивается способность внимательно слушать.и различать звуки: знакомый голос сразу привлекает его внимание, радует, успокаивает. К 4 мес. малыш уже поворачивает голову и находит взглядом звучащую погремушку или зовущего взрослого. В периоды бодрствования внимание ребенка надо специально занимать пением, музыкальными игрушками, обращать его внимание на движения взрослого под музыку. С 4 мес. ребенок начинает громко смеяться, привязывается к людям, которые повседневно общаются с ним, и охотно подражает их речевым действиям. 
Постоянно разговаривая с ребенком, взрослый вызывает и развивает у него голосовые реакции: в 3—4 мес. — гортанные звуки, в 5 мес. — певучие гласные (гуление, свирель), в 5— 6 мес.— слоги (ба, ма, па), т. е. лепет. Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения — предпосылок для развития речи. 
От 5—б до 9—10 мес. у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать: поощрять многократное повторение звуков, произносимых взрослым; с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать слуховое сосредоточение; добиваться, чтобы он сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям. 
От 9—10 мес. до 1 года необходимо продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов н все новых сочетаний звуков, чтобы к году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай, иди-иди, ко-ко, ав-ав, ам-ам и др. Это же начало усвоения лексики родного языка. 
Обогащение словаря. Началом работы по обогаще-ию словаря ребенка является тренировка внимания. Воспитание нимания ребенка начинается с предречевой ориентации его окружающем. До 2,5—3 мес. необходимо обеспечивать разно-бразные зрительные, слуховые и осязательные впечатления от кружающих людей и предметов. Ребенка приучают внимательно сматриваться в лицо разговаривающего с ним человека, останав-ивать взгляд на красочных и блестящих игрушках, следить а передвигающимся предметом. 
В 7 мес. на вопросы взрослого: «Где мама? Где часы?» т. п. — ребенок поворачивается в сторону названного челове-а или указывает находящийся на обычном месте п р едет. К 8—9 мес. ребенок настойчиво ищет и находит названый предмет независимо от его местоположения. В 9 мес. дети ачинают понимать слова, обозначающие знакомые движения: адушки, до свидания, дай ручку, садись, ложись, и с готовностью выполняют соответствующие просьбы взрослых. 
От 9—10 мес. до 1 года ребенок может научиться различать имена близких взрослых и детей; его пассивный словарь включает названия некоторых окружающих вещей, игрушек, животных, некоторых действий и движений. Активный словарь при правильном обучении может включать до 20 слов и звукоподражаний: мама, папа, дядя, дай, иди, ав-ав, би-би, му и т. п., хотя понимать ребенок может гораздо больше. 
Развитие грамматических навыков. Усвоение грамматики начинается с того, что ребенок осознает вопросы взрослых: «Где мама? Кому дать каши? Кто это? Что это? Кто пойдет гулять?» и др., т. е. начинает осмысливать отношения (пространственные, предметные, предикативные) между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений — это и начало мышления, показатель того, что у ребенка уже зародился интеллект. Долг воспитателя — приложить все старания (а главное, профессиональное умение) к тому, чтобы развивать интеллект ребенка и далее, на втором году жизни. 

Развитие речи детей на втором году жизни

Этот год жизни ребенка в соответствии с его физическим и умственным развитием делят на два этапа: от 1 года до 1 года 6 мес. и от 1 года 6 мес. до 2 лет. 
Формирование произносительных навыков. В период от 1 года до 1 года 6 мес. взрослые продолжают развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. К полутора годам дети усваивают артикуляции многих согласных звуков: [б], [в], [г], [д], [м], [н], [п], [т], поэтому могут уже более свободно и точно имитировать звуковой состав слов из обращенной к ним речи взрослых, прибауток, стихов, песенок. Но главным в развитии речи детей этого возраста является освоение эмоциональной (тембровой) окраски голоса говорящих: они начинают различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и т. д. и пытаются воспроизводить эти интонации. 
Ребенка от 1 года 6 мес. до 2 лет надо научить на материале доступных им речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи», обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувства. 
Обогащение словаря.

 От 1 года до 1 года 6 мес. ребенок  может научиться понимать собственные имена — свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды (платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы), обуви (туфли, сапоги), из мебели, посуды, названия некоторых средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек (рука, нога, голова, рот, глаза, уши).

 Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре (ложиться, спать, садиться, гулять, показать, снять, надеть, открыть, закрыть и т. д.). 
Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но охотно тренируется в их употреблении; его прилежание надо всячески поощрять. 
           От 1 года 6 мес. до 2 лет тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя); слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее — в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство малыша с природой, и он узнает, что вода, которой он умывается, в которой купается, течет в речке, в ручье. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также называть (кошка, собака, рыбка, птичка, курочка) иподражать их голосам (мяу, ав-ав, чик-чи-рик, ко-ко-ко); учится называть основные части тела животных (хвост, па), движения (прыгает, летает, плавает), овощи и фрукты, торые употребляют в пищу. 
           В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший). Развитие грамматических навыков.

Информация о работе Методы развития речи дошкольников