Модернизация дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные этапы развития и становления системы дополнительного образования детей в России.
Задачи:
Выявить истоки возникновения и развития дополнительного образования детей в России.
Раскрыть содержание основных этапов истории становления и развития системы дополнительного образования детей в России.
Изучить и описать опыт работы современного учреждения дополнительного образования детей
Разработать электронное пособие для студентов и преподавателей «История и теория системы дополнительного образования детей в России».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м – 20- м вв.
1.1. Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации………………………………………………….5
1.2. Развитие внешкольного образования в Советской России……….9
Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России
2.1. Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века…………………………………………………..22
2.2. Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации…………………..…..29
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

1.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м – 20- м вв.

1.1. Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации………………………………………………….5

1.2. Развитие внешкольного образования в Советской России……….9

 

Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России

2.1. Становление системы дополнительного  образования детей в конце  20-го – начале 21 века…………………………………………………..22

2.2. Теоретические основы  современного дополнительного образования детей как института социализации…………………..…..29

 

Заключение………………………………………………………………..35

 

Список литературы………………………………………………………38

 

 

               

Введение

В Российской Федерации исторически  сложился уникальный социальный институт дополнительного образования детей, который существует уже более 90 лет. Претерпевая изменения на различных этапах развития российского общества, социальный заказ определял тенденции особенности как внешкольный работы, так и дополнительного образования детей(12.с.33-36).

Система дополнительного образования  детей Российской Федерации в  её новом качественном состоянии  развивается на протяжении более 15 лет. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Образование как процесс целенаправленной трансляции культурного наследия, поколениями людей, является важнейшим фактором развития общества. Чем выше это развитие, тем сложнее и эффективнее функционирующая в обществе система образования. История российского образования - яркое тому подтверждение. Изучение истории внешкольного образования, внешкольного воспитания является важнейшим условием становления и развития нового педагогического явления - системы дополнительного образования детей.

Образовательный процесс в системе  дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую,        воспитывающую,        развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Имеющийся опыт работы  внешкольного образования может быть использован и в настоящее время, поэтому выявление положительных методов и форм деятельности в истории дополнительного  образования в настоящее время необходимо.

Актуальность данной   проблемы   и   предопределила   выбор   нами   темы исследования:    История    и теория дополнительного образования как института социализации детей и подростков.

Цель исследования: выявить основные этапы развития и становления системы дополнительного образования детей в России.

Объектом данной работы выступает система дополнительного образования детей в России как институт социализации.

Предмет исследования: процесс развития и становления системы дополнительного образования детей в России.

Задачи:

  1. Выявить истоки возникновения и развития дополнительного образования детей в России.
  2. Раскрыть содержание основных этапов истории становления и развития системы дополнительного образования детей в России.
  3. Изучить и описать опыт работы современного учреждения дополнительного образования детей
  4. Разработать электронное пособие для студентов и преподавателей «История и теория системы дополнительного образования детей в России».

Гипотеза исследования: уровень  развития системы дополнительного  образования детей зависит от социально-экономических и социально-политических условий жизни общества, а также  социального заказа на образование детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и исторической литературы по проблеме исследования, ретроспективный анализ, изучение передового педагогического  опыта.

Практическая  значимость исследования: полученные нами результаты могут быть использованы в процессе обучения студентов педагогических специальностей, на курсах повышения квалификации работников образования и культуры. 

Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м –20 –м вв.

1.1.    Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации

Дополнительное образование детей - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоение знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (11,с.47). Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов 20 века.

Система дополнительного  образования в России формировалась  из уникальных отечественных форм внешкольной  работы (внешкольного воспитания).

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России(12, с.34).

Примерно  с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских  парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Еще в середине прошлого века в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского были сформулированы идеи, имеющие непреходящее значение для теории дополнительного образования: общечеловеческое образование, подготовка к труду в жизни, свободная организация образовательного процесса. В середине XIX века интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н. И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.

В конце 19-го века при народных домах стали открываться первые клубы для детей. Многие из них были прообразами станций юных техников и натуралистов. В начале 20-го века были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам(7, с.23).

На рубеже ХIХ-ХХ веков московское образование по праву слыло зеркалом российской школы, отражая практически все стороны. Сеть его учреждений представляла собой несколько типов учреждений: огромное разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Сеть образовательных учреждений города была децентрализованной. Основная масса горожан не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции предпринимали шаги по созданию образовательных курсов для малограмотной молодежи. Особую популярность получили курсы на заводах Бромеля и Михельсона  на Покровке для рабочих сахарного завода, при типографии печатников. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные в 1897 году. В разные годы здесь преподавали И. М. Сеченов, И. Е. Репин, Е. Б. Вахтангов, выступали перед слушателями такие выдающиеся артисты, как А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов,Л.В. Собинов и др.(16, с.12).

Таким образом, возникновение внешкольного образования  относится к концу XIX века, с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовала этому( 7, с.45).

Идеи свободы и равенства, охватившие русское общество, нашли отражение  и в области воспитания. Так, в 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С. Т. Шацким основан первый «сеттельмент» (культурный поселок) на средства, выделенные владельцами крупных предприятий братьев Сабашниковых, Кушнеровых, Морозовой, по проекту А.У. Зеленко (архитектор по своей основной профессии) на окраине Москвы в Марьиной роще было построено клубное здание для детей.  Педагогический коллектив состоял из талантливых выпускников Московского университета  Е.А. Казимировой,  К.А. и А.А. Фортунатовых. Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитиновой. Дети посещали различные клубы. Каждый из которых имел свое название и самоуправление.  Подростки учились ремеслу, пению, танцам, занимались астрономией,  биологией, театральным творчеством, где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония. В 1908 году этот поселок был закрыт за попытку «ввести социализм в среду детей». В 1910 году Шацкий С.Т.  создал аналогичное общество - «Детский труд и отдых», а в 1911 году - летнюю колонию «Бодрая жизнь». В ней ежегодно проводили лето 60-80 детей, которые посещали учреждения детского общества. Здесь Щацкий С.Т. вместе с сотрудниками в опытной работе проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Детский коллектив вместе с педагогами обсуждал все дела колонии. Творческому развитию способностей воспитанников содействовала разумная организация досуга детей по их желанию, она включала в себя игры, чтение, пение, драматический кружок  и другие занятия(20).

В 1912 г. в обществе « Детский труд и отдых» был создан проект, который включал в себя все возрастные группы детей и основные виды работы с ними. Сюда же входили клубы, мастерские, детские библиотеки и так  называемая детская трудовая колония. Содержание, формы и методы новаторского социального воспитания были обобщены в монографии В.Н. Щацкой и С.Т. Щацкого «Бодрая жизнь», изданной в 1915г.    

 Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря.

Организатором активного досуга московских детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки.

С 1895 года в  Москве работала Комиссия по организации  подвижных игр на открытом воздухе (в 1909 году преобразована в Общество физического воспитания, которая  считала игры основным методом физического  воспитания детей)(16, с.23).

В предвоенные  годы новым явлением в жизни средней  школы было занятие спортом, который  ранее признавался «неинтеллигентным» занятием. Создавались футбольные и  теннисные клубы, стали возникать  детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бойскауты» (по английскому образцу)(7, с.35).

Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда   своей   деятельностью   реализовывали   принцип   связи   образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения как в потребностях самого ребенка, так и общества.

1.2. Развитие внешкольного  образования в Советской России

Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

После Октябрьской  революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 года был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы. На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В ноябре 1917г. в Народном комиссариате по просвещению был создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительной работы прежде всего среди неграмотного взрослого населения. В этот период формируется организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения России. Н.К.Крупская подчеркивала чрезвычайную важность внешкольной работы для правильного воспитания детей, создания условия для их всестороннего развития. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники. В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию(19).

Информация о работе Модернизация дополнительного образования детей