Модернизация дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные этапы развития и становления системы дополнительного образования детей в России.
Задачи:
Выявить истоки возникновения и развития дополнительного образования детей в России.
Раскрыть содержание основных этапов истории становления и развития системы дополнительного образования детей в России.
Изучить и описать опыт работы современного учреждения дополнительного образования детей
Разработать электронное пособие для студентов и преподавателей «История и теория системы дополнительного образования детей в России».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м – 20- м вв.
1.1. Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации………………………………………………….5
1.2. Развитие внешкольного образования в Советской России……….9
Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России
2.1. Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века…………………………………………………..22
2.2. Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации…………………..…..29
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

1.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Особую  роль в воспитании учащихся играла ленинская тематика. Во многих школах существовали музеи, залы и уголки В. И. Ленина. В советский период сложилась целая система ритуалов празднования различных знаменательных дат и событий, в том числе и связанных с народным образованием, среди них День знаний. В подготовке Дня знаний участвовали и внешкольные учреждения, помогавшие в разработке сценария праздника, оформлении школы, проведении выставок и спортивных мероприятий.

Сложилась широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области знаний, ведется большая массовая спортивная работа; содержательную, эмоциональную работу с детьми во вне учебное время проводят учреждения Министерства культуры. В педагогическую деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, руководство детским чтением. Большую культ просветительскую и физкультурно-оздоровительную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки. Большую воспитательную работу с детьми проводят профсоюзы. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников. К примеру, только в системе Министерства путей сообщения в 1975 году функционировало более 500 внешкольных учреждений. Огромную работу с детьми проводят учреждения Министерства речного и морского флота, ряда других ведомств.

Усилилась тенденция повышения  ответственности предприятий, организаций,      учреждений      за организацию      материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время. Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных типов внешкольных учреждений.

В эти годы постоянно увеличиваются  ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создана  разветвленная сеть внешкольных  детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью. Появляются новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы, формируется сознательное отношение к знаниям, науке. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входят радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика(13, с.34).

В этот период интенсивно развиваются  кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Претерпевают изменения методы работы с детьми: в работе с ними используются проведение экспериментов, опытов, практических занятий; экскурсий, поход, экспедиция, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок. Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах.

Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы: массовые мероприятия, смотры-конкурсы, клубы, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д.

Таким образом, 70-80-е годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.

Таким образом, история создания и развития внешкольных учреждений в СССР прошла несколько этапов. На первом этапе (1918-1939 гг.) происходило становление основных видов государственных внешкольных учреждений: станций юных натуралистов, техников и туристов, детской художественной студии, дома и дворца пионеров, детской железной дороги, детской спортивной школы. В ходе второго этапа (1939-1960 гг.) была разработана нормативно-правовая база системы внешкольных учреждений. Третий этап (1960-1984 гг.) характеризовался значительным количественным ростом учреждений и началом поиска новых направлений развития. В ходе четвертого этапа (1984-1992 гг.) формировались предпосылки к трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.

 

Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России

2.1. Становление системы  дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века

В конце 90-х гг. внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме. Период 1989-1990гг. характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы. Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений       требуется       предоставление       им большей       финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда(1, с.23).

Для решения возникших проблем  стал необходимым экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса.

Эти проблемные стороны жизнедеятельности  внешкольных учреждений особенно обострились  в условиях реформирования экономики  страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине 80-90 годов.

Период начавшейся «ломки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности.

В быстро меняющемся постсоветском  обществе возникли потребность во введении нового направления образования  — дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных  учреждений, получила приращение. В  соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей(15,с.14).

В инфраструктуру системы дополнительного  образования детей в настоящее  время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей(12, с.35).

Важной чертой функционирования системы  в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

При общем сокращении числа обучающихся  в общеобразовательных школах Российской Федерации контингент воспитанников  учреждений дополнительного  образования  детей увеличивается. Так на 1 января 2008г. 10,9 млн. детей занимались художественным и научно-техническим творчеством, эколого-биологической, учебно-исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением и т.п., что составило49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет (в 1997г. – соответственно 8,9 млн человек, или 28,7%).

Кроме того, заметно увеличилось  количество объединений (кружков) учреждений дополнительного образования детей, организованных на базе других образовательных учреждений. Если в 1997г. насчитывалось 155 тыс. таких объединений (2,5 млн чел.), то в 2007г. – уже 240 тыс. объединений (3,7 млн чел.) (12,с.34-35).

Каждое образовательное учреждение, независимо от его организационно- правовой формы, типа и вида, является неотъемлемым элементом системы образования, вмести с органами управления образованием и совокупностью преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности.

В соответствии с Законом «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей названы в ряду разных типов образовательных учреждений, деятельность которых регулируется основе уставом каждого конкретного образовательного      учреждения.      Основные      задачи учреждения дополнительного образования:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественного от 6 до 18 лет;
  • адаптация к жизни общества;
  • формирования общей культуры;
  • организация содержательного досуга(9, с.4).

Учреждения дополнительного образования  детей - социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует  на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий    спектр    разнообразных услуг,    удовлетворяет    постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам. Освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптация к социальным изменениям  и приобщения к культурным ценностям.

Деятельность учреждения дополнительного образования детей-согласованное упорядочение различных видов деятельности педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающий), осуществляемой индивидуальными и совокупными субъектами (педагогическими коллективами отделов, клубов, иных творческих объединений), входящими в состав, структуру конкретного учреждения.

В настоящее время система дополнительного  образования детей находятся в стадии развития, несмотря на многие сложности. Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения      культуры      своего     народа.      Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования. Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно- равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность (12,с.34).

В качестве иллюстрации вышесказанного нами изучен и обобщен опыт работы одного из учреждений дополнительного  образования детей г. Магнитогорска. История Правобережного центра дополнительного  образования детей г. Магнитогорска  началась с открытия Дома пионеров и школьников Правобережного района в 1976 году. В течение двух лет учреждение не имело своего здания, а кружки и секции работали на базе школ и детских клубов района. 29 октября 1978 года в день 60-летия Комсомола дети получили в подарок прекрасное здание на улице Галиуллина. Интерьер Дома пионеров создавался художниками «Художественного фонда»,  а в 1983 году по проекту архитектора Волобуева были возведены солнечные часы,  ставшие местом паломничества многих мальчишек и девчонок. Начали работать 34 кружка, в которых занимались около тысячи ребят. В 1991 году Дом пионеров и школьников был переименован в Правобережный дом творчества для детей и юношества. А в 2000 году Центру присвоен его нынешний статус — МОУ ДОД «Правобережный центр дополнительного образования детей» г. Магнитогорска. В 2005 году на базе учреждения открыт межшкольный методический центр, реализующий проект ИСО.

В настоящее время Центр —  многопрофильное, конкурентоспособное  учреждение высшей категории, в котором  занимаются 4491 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. В нем реализуется 119 образовательных программ, по которым работают 122 педагога.

"Правобережный  Центр дополнительного образования  детей" организует работу детских  творческих объединений (кружков,  секций, клубов, учебных групп, ансамблей, студий и др.) для воспитанников 6-18 лет. Работают детские творческие объединения по восьми образовательным направленностям: научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, культурологической, естественно-научной. Кроме образовательной деятельности организуется также методическая и культурно-досуговая.

Основными направлениями деятельности Центра являются: развитие и реализация творческого потенциала участников образования, реализация личностно-развивающей воспитательной системы ПбЦДОД, использование возможностей социума в воспитательной системе и образовательной деятельности учреждения, реализация программы информатизации учреждения, использование современных педагогических технологий, реализация программы по профессиональному самоопределению и предпрофильной подготовки старшеклассников.

Образование в Центре ориентировано  на раскрытие природных склонностей  обучающихся, развитие их личностного и творческого потенциала, воспитание личности, нацеленной на самопознание, самообразование и самореализацию.

Информация о работе Модернизация дополнительного образования детей