Модернизация дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить основные этапы развития и становления системы дополнительного образования детей в России.
Задачи:
Выявить истоки возникновения и развития дополнительного образования детей в России.
Раскрыть содержание основных этапов истории становления и развития системы дополнительного образования детей в России.
Изучить и описать опыт работы современного учреждения дополнительного образования детей
Разработать электронное пособие для студентов и преподавателей «История и теория системы дополнительного образования детей в России».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м – 20- м вв.
1.1. Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации………………………………………………….5
1.2. Развитие внешкольного образования в Советской России……….9
Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России
2.1. Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века…………………………………………………..22
2.2. Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации…………………..…..29
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

1.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Более семи тысяч детей и подростков занимаются в 462 кружках и клубных  объединениях. Каждый может найти  себе дело по душе. Дети имеют в своем распоряжении теплицу, «живой уголок»,  детский кинотеатр «Солнышко», компьютерный класс, актовый и спортивный залы, тренажерный и танцевальный залы,  игротеку, читальный зал, библиотеку и другие хорошо оборудованные кабинеты.  

По просьбе родителей детей 4-7 лет в 1990 году в Доме творчества была открыта Субботняя Школа радости. В школе радости ребята учатся общаться  друг с другом, на занятиях ИЗО, музыки поют красоту окружающего мира, укрепляют здоровье в плавательном бассейне. Психолог проводит коррекционную работу с детьми и просветительскую деятельность с родителями.  В 1991 году впервые в Магнитогорске Правобережный Дом творчества совместно с образовательной   фирмой «АРТ»  открыл гимназию для дошкольников. Своей целью педагоги гимназии ставят целенаправленную психическую и практическую подготовку ребенка к школе.    Дети  5-6 лет под руководством  лучших  педагогов  занимаются творчеством и английским языком, учатся петь  рисовать , плавать,  читать и считать, грамотно говорить и фантазировать, участвуют в праздниках и игровых  программах.   

С целью с  целью социальной защиты детей методистами Дома творчества в 90-х гг. были разработаны программы  «Здоровье», «Летний отдых детей», «Одаренные дети» и другие.

В настоящее время Центр - базовое  учреждение в районе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Совместно с районной и городской ГИБДД и администрацией района создан методический кабинет по предупреждению детского дорожно- транспортного  травматизма, который проводит ежегодно среди школьников района смотр агитбригад по ПДД, соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо»,конкурс рисунков  «Мы идем по улице»,рейды по школам и другое. Все это способствует снижению детского дорожно-транспортного травматизма.   

Лагерь дневного пребывания  «Самоцветы» стал летний  «визитной карточкой»  Центра .  Ежегодно,  начиная с 1989 года, 300 детей отдыхают в нем летом, занимаются спортом и творчеством  с замечательными педагогами.   Девиз коммунарской методики «Все делать творчески, иначе зачем?!».

В учреждении разработаны и успешно  внедряются программа «Личностно-развивающая  воспитательная система» (лауреат VII областного конкурса воспитательных систем), проект «Программа информатизации центра». В 2008 году ПбЦДОД стал победителем конкурсного отбора образовательных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Грант губернатора Челябинской области получен за реализацию социального проекта «Город. Творчество. Дети».

В 2008 году Правобережный Центр дополнительного образования детей  получил грант губернатора Челябинской области Сумина П.И. как учреждение, реализующее инновационные образовательные программы.

2008 год был годом 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование прошло большой путь развития от отдельных кружков до целой системы учреждений, в которых обучаются, воспитываются и развиваются дети всех возрастов от дошкольников до молодежи.

 

2.2. Теоретические основы  современного дополнительного образования детей как института социализации

В последние годы развернулась серьезная  научно- методическая работа, благодаря  которой дополнительное образование  получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А.Березиной, А.К.Бруднова, О.Е.Лебедева, М.Б.Коваль, В.И. Панова, Г.Н.Поповой, А.И.Щетинской и др.

В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается, прежде всего, через образовательные программы, т. е. как сфера  образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус  основанных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия.

«Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства»(17, с.54).

«Дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности»(11,с.38.).

Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова  предлагают следующие приоритетные идеи дополнительного образования:

    1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о том как ребенок сам выбирает направления деятельности(художественной, технической, спортивной, экологической др.)Важно то, что ребенок, приходя в клуб, секцию, кружок, имеет право руководствоваться разными целями. Они могут быть не только образовательными, но и определяется стремлением быть вместе с друзьями, жаждой общения с новыми людьми.
    2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В дополнительном образовании ситуация иная: предмет или сфера деятельности «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей. Достижения и того и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.
    3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Самоопределение и самореализация предполагает интеграцию двух процессов: обеспечение «свободы от» (защита ребенка от подавления , угнетения, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов)и воспитания « свода для» (создание благоприятных условий творческой самореализации).
    4. Единство обучения, воспитания, развития. В воспитании преобладает ценностно - ориентационный, мотивационный, поведенческий, эмоциональный компоненты. В процессе воспитания человека обретает опыт. Принимает нравственно - эстетическое отношение и способы поведения как объективные нормы, общепринятые стандарты.
    5. Практико - деятельностная основа образовательного процесса.

Выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.

В дополнительном образовании выделяют следующие функции:

- ценностно-ориентационная, направленная  на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей  через систему личностно-значимой  деятельности;

-  коммуникативная, позволяющая расширить круг общения. Узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умение вести диалог;

-  социально-адаптацион6ная, обеспечивающая  ребенку умение решать реальные  жизненные проблемы, становиться  активным человеком сообщества, приобретать качества гражданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

-  психотерапевтическая, создающая  комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на  ошибку, где он может пережить  ситуацию успеха, но где нет постоянного оценивания и не имеют значения его неудачи в школе;

-  профориентационная, позволяющая  подрастающему человеку достаточно  рано получить представление  о мире профессий, усилить свои  стартовые возможности в сфере  трудовой деятельности, снизить риск неверного определения своего профессионального пути;

- рекреационная, восполняющая  психофизические силы человека, способствующая восстановлению творческой и социальной активности, помогающая организации содержательного досуга;

-   культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры (национальной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения (8,с.58)

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного (базового), это:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • разноуровневость (от детского сада до повышения квалификации специалистов);
  • разнообразие содержания, форм, методов образования;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса на предоставлении образовательных услуг;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала;

Ученые выделяют наиболее значимые ценности дополнительного образования, которые благоприятствуют успешной социализации  детей:

  1. Доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью.
  2. Доминирование собственной исследовательской практики ребенка над репродуктивным усвоением знаний.
  3. Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка.
  4. Паритет заданий открытого и закрытого типа.
  5. Гибкость в переструктурировании содержания деятельности в соответствии с динамикой познавательных потребностей детей.
  6. Ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности.
  7. формирование способности ребенка к самореабилитации в процессе  оценки собственных идей.
  8. Социальная предъявленность.
  9. Децентрация (11,с.44-46).

Если же обратиться к организации  дополнительного образования как  особого культурно-образовательного пространства, то следует выделить такие условия его функционирования, как:

- открытость границ

- вариативность среды

- «погружение»

- эмоционально-художественная  насыщенность среды;

       Таким образом, современное дополнительное образование детей стало сферой освоения учащимся личностно - значимого, ценностно - наполненного индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Все это составляет сущность современного дополнительного образования детей. Его миссия заключается в том, чтобы подготовить детей и подростков к осознанному определению своей жизненной позиции, выбору профессии, приобретению способности к ценностно-ориентированной деятельности, а также предоставить среду для активной самореализации личности.

 

 

Заключение

Многоаспектность, сложная функциональная разветвленность дополнительного  образования позволяют рассматривать  его в качестве необходимой и  неотъемлемой части непрерывного вариативного образования, которая представляет собой, с одной стороны, сложившуюся подсистему образования, а с другой - зону перспективного развития каждого человека и образовательной системы в целом, уникальное образовательное сообщество со своей специфической средой, а также своеобразную социокультурную технологию.

Проведенный анализ педагогической и  исторической литературы, а также изучение опыта работы современного учреждения дополнительного образования позволил нам сделать следующие выводы.

Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию

Дополнительное образование возникло 17 веке, а сам термин «дополнительное  образование детей» появился в начале 90-х годов 20-го века. Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).

Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок. Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Возникновение внешкольного образования в Москве относится  к концу XIX века. Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования.

В 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка,  а в 1905  году на окраине  города,  в Марьиной  Роще, педагогом    С. Т. Шацким    основан    первый    «сеттельмент»    (культурный поселок),  где  помимо опытной  школы находились трудовые  мастерские и летняя колония

 В первые годы советской  власти первые  за всю  историю   народного  образования   в короткий   срок  была создана   разветвленная   и высокоразвитая    инфраструктура   внешкольных детских учреждений. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями.

К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

В период 60-х годов  большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников.

Информация о работе Модернизация дополнительного образования детей