Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель исследования: выявить основные этапы развития и становления системы дополнительного образования детей в России.
Задачи:
Выявить истоки возникновения и развития дополнительного образования детей в России.
Раскрыть содержание основных этапов истории становления и развития системы дополнительного образования детей в России.
Изучить и описать опыт работы современного учреждения дополнительного образования детей
Разработать электронное пособие для студентов и преподавателей «История и теория системы дополнительного образования детей в России».
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. История дополнительного образования детей в России в 17-м – 20- м вв.
1.1. Истоки возникновения дополнительного образования детей как института социализации………………………………………………….5
1.2. Развитие внешкольного образования в Советской России……….9
Глава 2. История и теория дополнительного образования детей в современной России
2.1. Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века…………………………………………………..22
2.2. Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации…………………..…..29
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………38
Более семи тысяч детей и подростков занимаются в 462 кружках и клубных объединениях. Каждый может найти себе дело по душе. Дети имеют в своем распоряжении теплицу, «живой уголок», детский кинотеатр «Солнышко», компьютерный класс, актовый и спортивный залы, тренажерный и танцевальный залы, игротеку, читальный зал, библиотеку и другие хорошо оборудованные кабинеты.
По просьбе родителей детей 4-7 лет в 1990 году в Доме творчества была открыта Субботняя Школа радости. В школе радости ребята учатся общаться друг с другом, на занятиях ИЗО, музыки поют красоту окружающего мира, укрепляют здоровье в плавательном бассейне. Психолог проводит коррекционную работу с детьми и просветительскую деятельность с родителями. В 1991 году впервые в Магнитогорске Правобережный Дом творчества совместно с образовательной фирмой «АРТ» открыл гимназию для дошкольников. Своей целью педагоги гимназии ставят целенаправленную психическую и практическую подготовку ребенка к школе. Дети 5-6 лет под руководством лучших педагогов занимаются творчеством и английским языком, учатся петь рисовать , плавать, читать и считать, грамотно говорить и фантазировать, участвуют в праздниках и игровых программах.
С целью с целью социальной защиты детей методистами Дома творчества в 90-х гг. были разработаны программы «Здоровье», «Летний отдых детей», «Одаренные дети» и другие.
В настоящее время Центр - базовое учреждение в районе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Совместно с районной и городской ГИБДД и администрацией района создан методический кабинет по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма, который проводит ежегодно среди школьников района смотр агитбригад по ПДД, соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо»,конкурс рисунков «Мы идем по улице»,рейды по школам и другое. Все это способствует снижению детского дорожно-транспортного травматизма.
Лагерь дневного пребывания «Самоцветы» стал летний «визитной карточкой» Центра . Ежегодно, начиная с 1989 года, 300 детей отдыхают в нем летом, занимаются спортом и творчеством с замечательными педагогами. Девиз коммунарской методики «Все делать творчески, иначе зачем?!».
В учреждении разработаны и успешно
внедряются программа «Личностно-
В 2008 году Правобережный Центр дополнительного образования детей получил грант губернатора Челябинской области Сумина П.И. как учреждение, реализующее инновационные образовательные программы.
2008 год был годом 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование прошло большой путь развития от отдельных кружков до целой системы учреждений, в которых обучаются, воспитываются и развиваются дети всех возрастов от дошкольников до молодежи.
2.2. Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации
В последние годы развернулась серьезная научно- методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А.Березиной, А.К.Бруднова, О.Е.Лебедева, М.Б.Коваль, В.И. Панова, Г.Н.Поповой, А.И.Щетинской и др.
В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается, прежде всего, через образовательные программы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основанных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия.
«Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства»(17, с.54).
«Дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности»(11,с.38.).
Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова предлагают следующие приоритетные идеи дополнительного образования:
Выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.
В дополнительном образовании выделяют следующие функции:
- ценностно-ориентационная, направленная
на освоение ребенком
- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения. Узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умение вести диалог;
- социально-адаптацион6ная,
- психотерапевтическая, создающая
комфортные отношения в
- профориентационная, позволяющая
подрастающему человеку
- рекреационная, восполняющая психофизические силы человека, способствующая восстановлению творческой и социальной активности, помогающая организации содержательного досуга;
- культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры (национальной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения (8,с.58)
Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного (базового), это:
Ученые выделяют наиболее значимые ценности дополнительного образования, которые благоприятствуют успешной социализации детей:
Если же обратиться к организации
дополнительного образования
- открытость границ
- вариативность среды
- «погружение»
- эмоционально-художественная насыщенность среды;
Таким образом, современное дополнительное образование детей стало сферой освоения учащимся личностно - значимого, ценностно - наполненного индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Все это составляет сущность современного дополнительного образования детей. Его миссия заключается в том, чтобы подготовить детей и подростков к осознанному определению своей жизненной позиции, выбору профессии, приобретению способности к ценностно-ориентированной деятельности, а также предоставить среду для активной самореализации личности.
Заключение
Многоаспектность, сложная функциональная
разветвленность
Проведенный анализ педагогической и исторической литературы, а также изучение опыта работы современного учреждения дополнительного образования позволил нам сделать следующие выводы.
Дополнительное образование
Дополнительное образование
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок. Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.
Возникновение внешкольного образования в Москве относится к концу XIX века. Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования.
В 1906 году по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С. Т. Шацким основан первый «сеттельмент» (культурный поселок), где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония
В первые годы советской власти первые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями.
К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.
В период 60-х годов большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников.
Информация о работе Модернизация дополнительного образования детей