Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ влияния субкультуры на организацию досуга молодёжи
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность современного понятия «досуг».
Определить сущность и функции досуга молодежи.
3. Изучить специфику организации досуга в субкультурах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Досуг как часть культурно-духовной и физической деятельности личности …..………………………………….………..………………………...6
1.1.Сущность понятия «досуг»...……....……………………………………….6
1.2. Особенности организации досуга молодёжи..............................……....13
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
Глава 2. Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи…………………………………………………………………...…....20
2.1.Досуг в различных субкультурах……………………………………...…20
2.2. Фестиваль молодёжных субкультур……………………………….........27
Выводы по второй главе.…….…………………………………………….……29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ...............................................................................................33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание 
 
Введение …………………………………………………………………………..3                                                                                                    
Глава 1. Досуг как часть культурно-духовной и физической деятельности личности  …..………………………………….………..………………………...6 
1.1.Сущность понятия «досуг»...……....……………………………………….6 
1.2.  Особенности организации досуга молодёжи..............................……....13

Выводы по первой главе………………………………………………………...18 
Глава 2. Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи…………………………………………………………………...…....20 
2.1.Досуг в различных субкультурах……………………………………...…20 
2.2. Фестиваль молодёжных субкультур……………………………….........27 
Выводы по второй главе.…….…………………………………………….……29

Заключение……………………………………………………………………….31 
Список литературы ...............................................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Молодость-время проб, ошибок, поиска себя. Время формирования завершенного образа личности, мировоззрения, жизненных устоев, ценностных ориентаций. Для формирования полноценного образа молодого человека необходимо задействование его во всех сферах жизни общества. Социализация в современном обществе – сложный, многогранный процесс, требующий проявления активности не только со стороны общества, но и со стороны самого индивида. На данном этапе развития социума молодое поколение испытывает массу трудностей на пути реализации себя, своих идей и проектов, способностей. Досуг молодежи является одной из самых  важных сфер, способствующих решению данных проблем. Однако, в условиях высокой информатизации, наличие огромного потока информации, чаще носящей негативный характер, молодым людям трудно определиться с выбором той или иной деятельности, правильно, с меньшими временными потерями организовать свой досуг.

Возникают проблемы поиска способов,  регулирующих социальные взаимодействия молодежи в обществе. В качестве одного из таких способов выступает молодежная субкультура как способ самоорганизации и саморегуляции социальных взаимодействий молодого поколения. Молодежная субкультура присутствует в любом обществе, проявляясь в различной степени и в различных формах.

В молодежной среде интенсивно формируется субкультурное движение разнопланового характера, необходимость исследования которого определяется закономерными процессами возникновения, развития и взаимодействия молодежных субкультур, как между собой, так и с базовой культурой общества.

Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный  устойчивый характер в отечественных гуманитарных науках: социологии, педагогике,  психологии, философии. Социальные  проблемы молодежи как важной  группы общества являются центральным объектом исследований А.И. Артемьева, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, О.Н. Козловой, И.С. Копа, В.Т. Лисовского, К.Г. Мяло и др. Большой  вклад в изучение досуга молодежи внесли А.И. Вишняк, А.С. Каргин, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргина, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

Объект изучения данной курсовой работы – молодёжные субкультуры

Предмет – молодёжный досуг в субкультурах

Цель работы – изучение и анализ влияния субкультуры на организацию досуга молодёжи

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность современного понятия «досуг».
  2. Определить сущность и функции досуга молодежи.

3. Изучить специфику организации  досуга в субкультурах.

4. Проанализировать влияние  субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи.

Основными методами исследования были: изучение  специальной литературы по теме работы; обобщение и структурирование полученных знаний; создание программы мероприятия для молодёжи на основе изученных материалов.

Методологическая база исследования: работы Артемьева А.И.,  Басова Н.В., Каргина А.С., Левиковой С.И., Лисовского В.Т.,

Практическая значимость: изученные материалы по молодежному досугу в субкультурах могут быть применены педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, выводов по главам, программы молодежного фестиваля, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ДОСУГ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1.Сущность понятия «досуг».

Одной из сфер благополучной жизнедеятельности человека, является область свободного времяпрепровождения — досуга.

Древнеславянское слово "досуг" происходит от глагола "досягать", "досягнуть", что буквально означает возможность что-то совершить. Зарубежные аналоги слова "досуг" связаны с латинским словом licere, означающим "быть дозволенным, разрешенным", от него происходят французское loisir (свободное время) и английское leisure (свобода в выборе действий). С античности досуг признан неотъемлемой частью жизни человека; он связывался с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т. п. (Аристотель) [1].

Представление о досуге как высшем благе в истории развивалось многими известными мыслителями (Р. Декартом, А. Шопенгауэром, К. Марксом и другими). Постепенно возникли две основные трактовки понятия "досуг": свободное время и занятия человека в это свободное время. Ключевым признаком досуга является то, что человек может предаваться ему по доброй воле, будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей (Ж. Дюмазедье).

Выделяются два основных назначения досуга: восстановление сил, потраченных человеком в процессе производственной деятельности, и развитие человека в физическом, интеллектуальном и духовном плане (К. Маркс) [5].

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства, и одновременно существует три позиции:

1) деление  временного отрезка на рабочее  и внерабочее время, где “досуг”  и “внерабочее” рассматриваются  как одно и то же;

2) отождествление  понятий “досуг” и “свободное  время”,

3) досуг –  часть свободного времени, отдых  и развлечения не связанные  с развитием личности

Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время” между собой уравнивают [10].

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: “Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми” [1].

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [5].

Раз досуг – деятельность, это означает, что он не пустое времяпрепровождение, не просто бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, которая осуществляется в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание чего-то нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят индивид в свободное время. Все его занятия укажут на достигнутый уровень досуга.

От умения направлять свою деятельность в свободные часы на достижение общезначимых целей, реализацию жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

·   на работу, включая дорогу к месту работы и обратно;

·  сон;

·   санитарно – гигиенические нужды;

·   покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

·   приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

·   воспитание детей, помощь близким людям.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дня. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению [10].

В будний день доля свободного времени у работающего человека – один – три часа, а в некоторых случаях – несколько минут. Человек в состоянии менять – увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако такие его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные домашние дела выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома пассивно сдерживают свое развитие, их существование приобретает рутинный характер.

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Идеология демократического общества в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека – распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность исходя из личных потребностей и интересов. В связи с тем, что обществу небезразлично, как и на что человек расходует его свободное время, оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации, с другой – создает инфраструктуру организации и проведения досуга [8].

  Современная индустрия досуга состоит из следующих элементов:

1. Коммерческие  структуры, отвечающие за производство  и трансляцию образцов досугового поведения (реклама, пиар-технологии);

2. Творческие  предприятия, являющиеся неотъемлемым  элементом индустрии досуга и объединяющихся вокруг крупных коммерческих центров, использующих услуги творческих предприятий при разработке отдельных культурных проектов, в частности, новых видов досуга или единичных учреждений культурной сферы (комплексных центров досуга);

3. Государственные  организации культуры досуга (театры, музеи, библиотеки), предоставляющие, в  первую очередь, образовательные  услуги, которые пользуются в  условиях престижного потребления  крайне ограниченным спросом [11].

В инфраструктуру общественного досуга следует включать различные по интеллектуальности и форме организации свободного времени.

Первая группа — учреждения, предлагающие гедонистический досуг: предприятия общественного питания, ночные клубы, дискотеки, бильярдные, игровые клубы, казино, торгово-развлекательные комплексы [8].

Молодежные ночные клубы объединяют определенные категории юношей и девушек, как правило, одного имущественного и социального положения в рамках одного стиля рекреации, развлечения и отдыха. В нашей стране есть закрытые молодежные клубы (хотя в любом клубе существует более или менее фиксированное членство). Члены клуба посещают место встреч в определенные дни. Ночные клубы нередко организуют своим посетителям встречу с известными и популярными исполнителями. Существенной частью досуга в вечерних и ночных клубах являются дискотеки — танцевально-развлекательные мероприятия для молодежи с музыкой, записанной на пластинках, дисках.

Особое место среди мест общественного досуга занимают бильярдные и боулинг-клубы. Нередко бильярд или боулинг совмещается с дополнительными услугами в виде бара и кухни, такие клубы — место проведения досуга и компаний, и посетителей-одиночек. Этот вид развлекательных заведений по-прежнему считается наиболее демократичным и, следовательно, потенциально доступным.

Информация о работе Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи