Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:20, курсовая работа
Цель работы – изучение и анализ влияния субкультуры на организацию досуга молодёжи
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность современного понятия «досуг».
Определить сущность и функции досуга молодежи.
3. Изучить специфику организации досуга в субкультурах.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Досуг как часть культурно-духовной и физической деятельности личности …..………………………………….………..………………………...6
1.1.Сущность понятия «досуг»...……....……………………………………….6
1.2. Особенности организации досуга молодёжи..............................……....13
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
Глава 2. Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи…………………………………………………………………...…....20
2.1.Досуг в различных субкультурах……………………………………...…20
2.2. Фестиваль молодёжных субкультур……………………………….........27
Выводы по второй главе.…….…………………………………………….……29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ...............................................................................................33
Места отдыха — парки культуры и отдыха — предназначены для аналогичного проведения свободного времени. Парк — большой сад с дорожками для гуляния, часто разбивается на несколько зон — прогулочную, спортивную и выставочную, что позволяет строго регулировать поток отдыхающих, направлять его по определенным маршрутам. В парке ведутся ландшафтные и восстановительные работы, отдельные пространства периодически на два-три года "закрываются на отдых" Весьма существенной площадкой парка культуры и отдыха являются аттракционы (устройства для развлечения в местах общественных гуляний). Самым известным примером парка с аттракционами для детей служит "Диснейленд" — индустрия развлечений, где множество площадок посвящено тем или иным мультфильмам, кинокартинам, историческим событиям, сказкам и т. п. Площадки отличаются по ландшафту и предлагаемым досуговым услугам [7].
Вторая группа учреждений досуговой инфраструктуры предлагает интеллектуальный досуг в роли зрителя: театры, кинотеатры и киноконцертные залы, культурные центры иностранных государств, культурных автономий, музеи, библиотеки, выставочные залы и галереи.
Наибольшей популярностью среди практически всех категорий молодежи пользуется просмотр кинофильмов. Посещение кинотеатров стало для молодежи самостоятельной формой потребительского поведения. Молодые люди идут в кино как в своего рода клуб — малой группой, компанией, а в фойе, буфетах и зрительных залах встречают таких же людей. Более интеллектуальная часть молодежи проводит свободное время, посещая картинные галереи, музеи, библиотеки [8].
В досуговых учреждениях третьей группы организуется активное деятельное спортивное времяпрепровождение. Это спортивные сооружения — стадионы, бассейны, тренажерные залы, парки активного отдыха, аквапарки. Самым масштабным спортивным сооружением является стадион, включающий, как правило, спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метания), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. Конец XX и начало XXI в. в нашей стране ознаменовались модой на активный образ жизни, поддержание себя в хорошей физической форме, регулярные тренировки, пробежки и проч.
Четвертая группа — учреждения, создающие условия для самостоятельного времяпрепровождения — пункты проката спортивного снаряжения и оборудования, пункты проката видеопродукции, бюро туризма и путешествий. Туризм — это один из видов активного отдыха, он осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам.
Пятая группа — клубные учреждения различной ведомственной принадлежности (органов по делам молодежи, отделов культуры, предприятий, воинских частей, профсоюзных организаций и т. п.), осуществляющие в сфере досуга прежде всего функцию социального воспитания молодежи [7].
Сегментами культурного пространства становятся отдельные социокультурные ситуации, характеризующие формы взаимоотношений социальных или культурных групп с отдельными индивидами, разворачивающиеся в конкретных пространственных и временных координатах.
Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно – организованный [6].
Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей
в) творчество: техническое, научное, художественное.
Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.
Вторая группа вида деятельности в свободное время – просвещение. Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства.
Понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность использовать его на что угодно. В социальном аспекте рассмотрения культуры досуга, важным является подчеркивание целей и ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек при выстраивании собственного видения досуга. Немаловажная роль при определении границ досуга, а также форм его проведения, принадлежит этнокультурным стереотипам, конституирующим определенные образы досуга и транслирующим данные образы в рамках охватываемого этими стереотипами сообщества. С другой стороны, культура досуга представляет собой предмет, выражаясь образно, «общественного договора, поскольку предполагает соотнесение с аналогичными формами проведения свободного времени в рамках иных субкультур и социальных образований. Представление, которое формируется в любой национальной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время, прежде всего, на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития [11].
В условиях усложнения структуры культурного пространства (возникновение новых субкультур, рассеивание доминирующих культурных стратегий в виртуальном пространстве культуры) культура досуга становится средством самоидентификации индивида, обозначает не только его личностные приоритеты, но и выражает привязанность к определенным «воображаемым сообществам», разделяющим данные формы досугового поведения [13].
Как отмечают исследователи, одной из предпосылок изменения социокультурной ситуации в сфере досуга, являются процессы глобализации – все возрастающего влияния различных факторов международного значения, в том числе культурного и информационного обмена.
1.2. Особенности организации досуга молодёжи
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Современные возрастные границы от14-16 до 25- 30 лет, доля в составе населения до 20% [4].
Молодёжь – социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включённостью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодёжному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания молодёжи, формирования ее интеллектуального и творческого потенциала. В ходе ломки старых традиций и зарождения новых тенденций в развитии общества, были отодвинуты на задний план важные проблемы воспитания молодёжи, развития творческих способностей, духовно-нравственного совершенствования. В отличие от прошлых лет, когда личность молодого человека складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в нынешних условиях её становление осложнено рядом объективных, далеко не всегда позитивных, социально-экономических факторов, отсутствием чётких критериев в морально-духовной сфере общества [2].
Досуг студенческой молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей “молодёжного сознания”, повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания лежит не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т. к. в этот период формирования человека идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения.
Обычно молодежный досуг характеризуется следующими специфическими чертами:
- преобладание поисковой, творческо-экспериментальной активности;
- повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость;
- предпочтение проводить свободное время вне дома, в компании сверстников, в коммуникативно насыщенной среде;
- обостренное
стремление к
- самоопределение в сфере любительских занятий, досуговых интересов, стиля самовыражения;
- формирование
особых молодежных субкультур[
Каждый из нас вправе выбирать из всего многообразия моральных, политических, эстетических и других ценностей.
Период ученичества, студенчества, в котором и находится большая часть молодёжи, – это та пора, когда с одной стороны, ослабевает контролирующая и регламентирующая функция семьи, а с другой – нет ещё профессиональных обязанностей и обременённости заботами о своей семье. Таким образом, молодёжный досуг – это своеобразная форма реализации подобной свободы и поле для самореализации. В настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру. Это только повышает ценность свободного времени как такового. С другой стороны, необходимо обратить внимание и на прямо противоположную тенденцию, определяющую специфику молодежного досуга. В связи с увеличением продолжительности периода получения образования, молодежь (и в первую очередь, представители молодого среднего класса, формирующие костяк студенчества), имеет гораздо больше свободного времени, чем их отцы, что влияет на стиль их жизни, напрямую связываемый и диктуемый досугом.
В современных условиях, указывает социолог Н. В. Котельникова, наблюдается рост роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения на процесс социализации молодого поколения [19].
Социализация молодежи в досуге есть не менее сложный процесс, чем учеба и труд. Во временных коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития.
Достаточно важным для понимания молодежного досуга является представление об исторически сложившейся инфраструктуре общественного досуга — совокупности социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся материальной базой обеспечения досуговых практик населения [16].
Социальная работа с молодежью в сфере досуга регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.
Приоритетами социального воспитания молодежи в досуговой сфере являются:
- создание
правовых, социально-экономических
условий для выбора молодыми
людьми своего жизненного пути,
самореализации и участия в
общественной деятельности, реализации
инновационного потенциала
-реализация
общественно значимых
- обеспечение
в молодежной среде норм
-
обеспечение организационных и
материальных условий для
Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи предполагает на государственном и региональном уровнях формирование идеологии молодежного досуга.
Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.
Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка — клуб по месту жительства — молодежный центр).
Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, а с другой — в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих. В молодежных центрах могут быть реализованы программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр — это своеобразная арена социально-культурной деятельности, как различных молодежных групп, так и отдельных индивидов.
Информация о работе Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи