Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:20, курсовая работа
Цель работы – изучение и анализ влияния субкультуры на организацию досуга молодёжи
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность современного понятия «досуг».
Определить сущность и функции досуга молодежи.
3. Изучить специфику организации досуга в субкультурах.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Досуг как часть культурно-духовной и физической деятельности личности …..………………………………….………..………………………...6
1.1.Сущность понятия «досуг»...……....……………………………………….6
1.2. Особенности организации досуга молодёжи..............................……....13
Выводы по первой главе………………………………………………………...18
Глава 2. Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи…………………………………………………………………...…....20
2.1.Досуг в различных субкультурах……………………………………...…20
2.2. Фестиваль молодёжных субкультур……………………………….........27
Выводы по второй главе.…….…………………………………………….……29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы ...............................................................................................33
Особое место в социальной работе с молодежью занимает консультирование по вопросам досуга. В практике зарубежной социальной работы существуют различные модели консультирования по вопросам досуга, которые могут быть объединены в три категории:
1)
ориентирование в сфере досуга
(информирование нацелено на
2)
принятие решений по вопросам
досуга (использование
3) досуговое консультирование [18].
Коммерциализация культурного процесса, все более ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, к усвоению упрощенных образцов массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в электронных средствах массовой информации, что также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.
Кризисные явления в сфере культуры – факт неоспоримый. Он выражается в таких социальных явлениях, как разрушение общественных ценностей, утрата культурных традиций, что сопровождается увеличением масштабов деструктивных процессов – ростом преступности, пьянства, наркомании. Вместе с тем, кризис культуры обнаруживает не только негативные последствия. Проявляются и позитивные тенденции в обществе, зарождаются новые формы социальной интеграции. К таким позитивным тенденциям можно отнести, например, возникновения субкультур, занимающихся самоорганизацией досуговой деятельности.
Выводы по 1 главе.
Досуг современного человека - это время, которое свободно от профессиональной деятельности и функций, выполняемых в рамках быта и социальных отношений. Это деятельность, осуществляемая в поле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Сегодня выделяют два основных назначения досуга: восстановление сил, потраченных индивидом в процессе трудовой деятельности, и развитие его в физическом, интеллектуальном и духовном плане.
Индустрия современного досуга включает: коммерческие структуры, творческие предприятия, государственные организации культуры досуга, ориентированные на предоставление досуга разного характера: гедонистического, интеллектуального, активно спортивного и др.
Молодёжный досуг заметно отличается от досуга других возрастных групп спецификой потребностей, социально-психологических особенностей сознания, эмоционального восприятия. Молодёжный досуг – своеобразная форма и поле для самореализации.
Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, молодежные общественные организации и объединения, государственные учреждения культуры, государственные органы по делам молодежи.
Отход от норм и ценностей высокой культуры, усвоение образцов массовой культуры в результате коммерциализации культурного процесса сильно отражается на системе ценностных ориентаций молодого поколения, в этом еще одна черта особой специфичности досуга молодежи.
ГЛАВА 2. МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ
2.1.Досуг в различных субкультурах.
Существенную роль в неорганизованном досуге подрастающего поколения играет молодежная субкультура. Существуют три основных подхода к трактовке субкультуры: сфера культуры внутри господствующей культуры, социальная коммуникативная система, система ценностей и норм [19].
В соответствии с характеристикой сущности субкультуры, данной А. В. Мудриком, молодежная субкультура определяется как движущая сила, обусловливающая характер процесса социализации и отдельные его черты. В социологических исследованиях указывается, что молодежная субкультура оказывает значительное влияние на социализацию в связи с тем, что обеспечивает реализацию потребностей юношества (защита возрастной автономии, регулирование поведения, эмоциональная поддержка, самовыражение).
Можно условно выделить три наиболее вероятных последствия влияния молодежной субкультуры на социальную ситуацию подростков и молодежи:
-
позитивная тенденция (освоение
социальных ролей в группе
сверстников, социальное и культурное
самоопределение на основе
-
социально-негативная тенденция (наркотизация,
принятие идеологии
-
индивидуально-негативная
В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей молодых людей и девушек — выстраивание образа "Я". Однако, ценностное самоопределение молодежи зачастую подменяется присвоением внешнего субкультурного образа, определенного представителями субкультуры. Субкультура в таком случае выступает как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне.
В качестве важного элемента неофициальных субкультур можно выделить социокультурные контексты: "радикально-силовой" (скинхеды, футбольные фанаты), "либеральный" (хиппи, ролевики), "радикально-протестный" (панки) и другие. Здесь следует говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так, например, эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур [20].
Влияние неофициальной молодежной субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела. Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению своей непохожести и исключительности. Таким образом, нахождение в субкультуре может выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.
Эмоциональная привлекательность "неформального" (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (спорт, искусство, познание), способствует размыванию жизненных перспектив. Этому содействует неуспеваемость в учебном учреждении (школе, колледже, вузе), отсутствие у молодого человека опыта самопознания и самоопределения [22].
Кроме того, у представителей неофициальных молодежных субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками как следствие некомпетентности в общении, в том числе вызванные провоцирующим имиджем. Можно отметить, что рассогласования в сфере общения со старшими усиливаются после того, как молодой человек начинает предъявлять себя в качестве представителя субкультуры.
Выделяют четыре основных варианта реагирования окружающих на проявления молодежных субкультур и их влияние на социализацию подростков и молодежи.
Вариант реагирования "блокирование" предполагает, что окружающими отвергаются и ценностно-смысловая, и бытийно-символическая составляющие данной субкультуры; субкультурные проявления оцениваются как социально опасные и запрещаются. Молодежная субкультура не допускается в относительно контролируемое представителями власти и педагогами пространство жизнедеятельности. Блокирование в отношении антисоциальных субкультур осуществляется государством путем законодательного ограничения и его реализации силами правопорядка.
Реагирование по типу "замещение" строится на основе негативной оценки идеологии субкультуры, но при этом отношение молодежи к субкультуре воспринимается как предмет преобразования. Социальные работники и педагоги чаще действуют не прямо, замещая одно значение другим и изменяя символику незначительно (внешняя часть символа остается, а трактовка изменяется). Возможна реализация данного варианта и на государственном уровне путем социальной пропаганды тех или иных ценностей, поддержки молодежных объединений и движений, транслирующих определенную субкультуру.
Вариант "сопровождение" строится исходя из безусловного принятия личности молодого человека, какие бы идеи он ни разделял и ни пропагандировал. Сущностью социальной работы выступает посредничество между молодым человеком и культурой, где движение осуществляется от индивидуального понимания юношами или девушками смысла существования к социокультурным значениям. Сопровождение как вариант социально-педагогического реагирования на влияние молодежной субкультуры предполагает оснащение молодых людей недостающими средствами самопознания и самовыражения в сфере молодежных субкультур.
Кроме указанных трех существует четвертый вариант — "игнорирование", который характеризуется индифферентным отношением к внешним проявлениям при неприятии ценностной составляющей субкультуры. Общество отказывается от вмешательства в данную сферу, не расценивая ее как опасную, реагирует на проявления субкультуры и запрещает лишь в том случае, если они будут представлять опасность для жизни и здоровья окружающих и самих представителей движения [14].
Вариант социального реагирования на проявления молодежных субкультур в основе зависит от тех ценностей, идеологии, стиля поведения, которые эти субкультуры транслируют [3].
Как же выглядит досуг в различных субкультурах? В чем его специфичность и отличие от обычного свободного времяпрепровождения современной молодёжи? В работе рассмотрим на примере нескольких отличных субкультур.
Толкинисты и ролевики
В молодежной культуре 90-х годов появилось толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Основное занятие - организация ролевых игр по книгам Толкина. Особо тщательно ведется подготовка реквизита (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
В России субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Байкеры.
Байкеры (от англ. bicycle - сокр. bike) - мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.
Для них мотоцикл - не средство передвижения, для них мотоцикл - жизнь. Практически все свободное время байкера посвящается модернизации, украшению, приданию оригинальности и исключительности внешнему виду его «железного коня», увеличению мощности двигателя, остальная часть времени – любительские гонки, общение с единомышленниками в баре и просто свободное покорение дорог. Они любят собираться «стаями», что собственно их и отличает от простых любителей погонять. Также их относят к субкультурам потому, что свобода для них дороже почета и признания.
Готическая субкультура
Готы - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене.
Это культура, несущая в себе красоту трагедии. Восприятие жизни у них абсолютно иное. Но гот ни в коем случае не культивируют смерть, им просто близко одиночество и спокойствие, - состояния, которые они почему-то ассоциируют со смертью. Культура готов вобрала и воссоединила в себе эстетику готического средневековья и мистику навеянную современным кинематографом. Готы очень ценят хорошую музыку, отличные от всех красивые наряды и аксессуары, выдержанные в их стиле, изготовлением которых чаще всего занимаются сами.
«Эмо» культура
Самым знаменитым современным потомком гота является эмо. Психически неустойчивые молодые люди, склонные к суициду, кажется, вообще ни в чем не видят смысла, что скорее можно отнести к психологическому портрету отдельно взятого человека, чем к политике целой подкультуры.
«Эмо» или «имо» называют себя молодые люди, придающие огромное значение своим эмоциональным переживаниям и возводящие в культ любое шевеление своей души, а музыка «эмо» уходит корнями в хард-рок 80-х, но привнесла в него характерные черты, такие как душераздирающие тексты, несущие в себе сокрушительные эмоции, и переходящий на крик резкий вокал).
Хип-Хоп
«Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса включает в себя три разных направления:
. Живопись/дизайн - «Граффити» («Graffity» - «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;
. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды;
. Музыкальный стиль - «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ.
Субкультура хип-хоп позволяет ярко проявиться талантливой молодёжи. Создание невероятных графических изображений, интересных, замысловатых танцевальных картин, оригинальных текстов заполняет досуг молодого хип-хопера, позволяя развиваться в самых разных направлениях и использовать свое свободное время продуктивно.
Хипстеры
Самая спорная в терминологии субкультура, - никто не может сказать, откуда она взялась, но зато она же самая модная сегодня. Хипстеры перечитали всего Берроуза и Керуака, а своих распознают лишь по джайву. Узкие джинсы, кеды, плейер и темные очки с яркой оправой, - это все о них. Выходцы из семей среднего класса, хорошо подготовленные в аудиториях престижных факультетов «манерные эстеты» пропагандируют формат «сделай сам», не - коммерцию, не - потребительство и никому не известные indie-группы.
Транс-культура
Музыкальное направление транс. Представители современной субкультуры сделали-таки концентрационным центром своей размеренной жизни Индию. В досуге этой группы широко распространенны вечеринки open-air. Дискотеки под открытым небом и, как правило, вдалеке от города, а то и вовсе в лесу.
Сатанисты
Их идеология - идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Примерно с середины 90-х гг. можно говорить о наличии сатанистской субкультуры и в России.
Информация о работе Молодёжные субкультуры как форма организации досуга молодежи