Мотивация профессионального развития педагогов образовательной организации, как фактор продуктивной реализации управленческих решени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить значимость мотивации профессионального развития педагогов, как фактора продуктивной реализации управленческого решения.
Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений в образовательной организации, а его предметом – мотивация профессионального развития педагогов, как фактор продуктивной реализации управленческого решения.
Для достижения поставленной цели определены задачи работы:
1. Определить сущность и характерные особенности процесса принятия управленческих решений.
Изучить принципы и этапы процесса принятия управленческих решений и роль руководителя;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I: ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
Сущность и характерные особенности управленческих решений 6
Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений 14
Теоретические основы мотивации профессионального развития педагогов _ 26
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 38
2.3. Методические рекомендации по повышению мотивации профессионального развития педагогов_____________________ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 60

Файлы: 1 файл

выпускная работа Плахотник О.И..doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования

Кафедра управления развитием образования

 

                                                                                      Допущена к защите

«____»________________2014 г.

      Зав. кафедрой:

                                                                                           д. и.н. профессор Новиков С.В.

__________________ (подпись)

 

 

Мотивация профессионального развития педагогов

образовательной организации, как фактор продуктивной

реализации управленческих решений

Выпускная работа по программе профессиональной переподготовки

Менеджмент в образовании

 

      Выполнил:

   слушатель  группы    МВО-13/2

Плахотник Оксана Ивановна

                                                                                               _____________ (подпись)  

 

                                                                                          Научный руководитель:

ст. преподаватель кафедры УРО

Трофимов К.В.

__________________( подпись)

Выпускная работа защищена

«____»______________ 2014 г.

Оценка ___________________

 

 

 

Омск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ   3

Глава I: ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  6

    1. Сущность и характерные особенности управленческих решений  6
    2. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений   14
    3. Теоретические основы мотивации профессионального развития педагогов                                                                                                     _   26      

Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ  36

          2.1. Организация и методы исследования  36

          2.2. Анализ и интерпретация полученных данных   38

          2.3.  Методические рекомендации по повышению мотивации профессионального развития педагогов_____________________                   45                                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   57

ЛИТЕРАТУРА   60

ПРИЛОЖЕНИЯ   64

 

                                              Введение

 

Одной из характерных тенденций современного этапа развития науки является формирование новых направлений, объединяющих различные (иногда, казалось бы, далекие друг от друга по своему предмету и методам исследования) области научного знания. Именно к таким направлениям принадлежат исследования, относящиеся к проблеме принятия решений в области мотивации профессионального развития педагогов образовательной организации.

Управление человеческим потенциалом является одной из наиболее важных сфер жизни организации, а центральное звено в управлении человеческим потенциалом - система мотивации сотрудников. Сегодня не вызывает сомнения, что грамотно принятые управленческие решения в области мотивации педагогов  способны многократно повысить эффективность организации, а само понятие "мотивация" рассматривается в достаточно широком диапазоне: от организационно-экономического до философско-психологического.

Принятие управленческих решений в области мотивации педагогов к должно обеспечивать непрерывное совершенствование методов стимулирования труда сотрудников организации с использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего управленческого опыта.

Актуальность проблемы принятия управленческих решений в сфере мотивации профессионального развития, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась значимость мотивации профессионального развития педагогов, как  фактора совершенствования управленческого решения.

 

Цель работы - выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить значимость  мотивации профессионального развития педагогов, как  фактора продуктивной реализации управленческого решения.

Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений в образовательной организации, а его предметом –  мотивация профессионального развития педагогов, как  фактор  продуктивной реализации управленческого решения.

Для достижения поставленной цели определены задачи работы:

1. Определить сущность и характерные особенности процесса принятия управленческих решений.

  1. Изучить принципы и этапы процесса принятия управленческих решений и роль руководителя;

3.  Исследовать теоретические  основы мотивации профессионального развития педагогов, как фактора продуктивной реализации управленческого решения;

4. Провести анализ мотивации профессионального развития педагогов; 4. Разработать и внедрить в управленческую практику проект по совершенствованию системы мотивации профессионального развития педагогов.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме; систематизация материалов; анализ документов; анкетирование, наблюдение. Теоретическую основу исследования и проекта составляют:

-  теория мотивации  труда в отечественных и зарубежных  исследованиях по управлению (А. Альберт, У. Брэддик, О. С. Виханский, Ф. Герцберг, Е. П. Идьин, СБ. Каверин, Р. Л. Кричевский, И. Д. Ладонов, М. Мескон, Е. Г. Молл, А. И. Наумов, Э. А.Уткин и др.)

-  положения теории  развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божич и др.) - ведущие идеи теории личностного и профессионального самоопределения (Л. И.Божич, М. Р. Гинзбург, Н. С Пряжников В. Ф. Сафин и др.) Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и отборе материала необходимых для создание мотивационной среды в ОУ.

База исследования: педагогический коллектив БОУ « СОШ № 80», в количестве 24 человек.

Этапы исследования: подготовительный; исследовательский; практический;

обобщающий.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

 

 

Глава I: ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Сущность и характерные  особенности  управленческих решений

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества решений, принимаемых руководителями.

Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим здесь уместно говорить об этапах подготовки, принятия и реализации решений. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение с помощью определённых правил.

Решение как результат выбора обычно фиксируется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

Решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта лицом, принимающим решение при выборе решения, так как это лицо формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Соответственно под управленческим решением  понимается:

  1. поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  2. конечный результат постановки и выработки управленческого решения .

Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений как последовательная смена взаимоувязанных стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств её достижения. Только такой подход позволяет понять зафиксированный акт управленческого решения, источники его  происхождения.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

  1. всестороннюю обоснованность решения;
  2. своевременность;
  3. необходимую полноту содержания;
  4. полномочность;
  5. согласованность с принятыми ранее решениями.

Всесторонняя обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процессы.

Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать:

а) цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;

б) средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;

в) основные пути и способы достижения целей;

г) сроки достижения целей;

д) порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;

е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

Важным требованием управленческого решения является полномочность (властность) решения – строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления – постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.

Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость соблюдения чёткой причинно-следственной связи общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлениям, распоряжениям. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.

Согласованность с принятыми ранее решениями означают также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития. Если необходимо, должны отменяться принятые ранее решения, вступившие в противоречия с новыми условиями существования системы. Появление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого познания и понимания законов общественного развития, проявления низкого уровня управленческой культуры.

Принятие управленческого решения требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

Информация о работе Мотивация профессионального развития педагогов образовательной организации, как фактор продуктивной реализации управленческих решени