Мотивация профессионального развития педагогов образовательной организации, как фактор продуктивной реализации управленческих решени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявить, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить значимость мотивации профессионального развития педагогов, как фактора продуктивной реализации управленческого решения.
Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений в образовательной организации, а его предметом – мотивация профессионального развития педагогов, как фактор продуктивной реализации управленческого решения.
Для достижения поставленной цели определены задачи работы:
1. Определить сущность и характерные особенности процесса принятия управленческих решений.
Изучить принципы и этапы процесса принятия управленческих решений и роль руководителя;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I: ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 6
Сущность и характерные особенности управленческих решений 6
Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений 14
Теоретические основы мотивации профессионального развития педагогов _ 26
Глава II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 38
2.3. Методические рекомендации по повышению мотивации профессионального развития педагогов_____________________ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 60

Файлы: 1 файл

выпускная работа Плахотник О.И..doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

Чем сильнее у педагогов  преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

Анкета "Барьеры, препятствующие профессиональному развитию"

 

                           Барьеры

 Количество педагогов

1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

15 чел.

2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому

6 чел.

3. Плохое здоровье, другие личные причины.

8 чел.

4. Большая учебная нагрузка.

20 чел.

5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.

6 чел.

6. Отсутствие материальных стимулов.

22 чел.

7. Чувство страха перед отрицательными результатами.

17 чел.

8. Отсутствие помощи.

5 чел.

9. Разногласия, конфликты в коллективе.

5 чел.


В коллективе БОУ «СОШ №80»  достаточно большое количество барьеров к профессиональному развитию у учителей, соответственно низкий   уровень потенциала педагогического коллектива.

 

                             Диагностика мотивационной среды

1

2

Утверждения

Баллы (от 1 до 10)

Ожидаемые от учителей результаты профессионального развития четко определены

5

Эти результаты известны каждому учителю

5

Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов

6

Размеры вознаграждения известны каждому учителю

2

Вознаграждения имеют ценность

7

Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности

7

Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы

6

И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы

2

Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ

4

Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов

3

Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения

1

Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям

3

Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения

2

Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатов условия

4

В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные

2


 

Обработка результатов производится путем выведения среднего арифметического  значения по  каждому утверждению. Чем ближе полученная цифра к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОО условия для профессионального развития педагогов. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.

Большинство педагогов в качестве не соответствующих развитию инновационной деятельности отметили такие факты, как низкий уровень информированности коллектива об ожидаемых результатах инновационных проектов, неэффективная система контроля и экспертизы реализации инновационных проектов. Негативная оценка была дана учителями факту несоответствия вознаграждения тем усилиям, которые затрачиваются на участие в инновационной деятельности. На основе результатов обработки анкет были выявлены слабые стороны профессиональной подготовки педагогов, определены их затруднения по тому или иному направлению деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для повышения мотивации профессионального развития педагогов нами был разработан проект "Управление мотивацией профессионального развития педагогов"

                                      Цели и задачи Проекта

Цель Проекта – обеспечить мотивационную готовность к профессиональному развитию 95% педагогического коллектива школы №80.

Задачи Проекта:

  • разработать и внедрить рейтинговую систему оценки результатов инновационной деятельности педагогов и использовать ее как основу при материальном стимулировании персонала (модуль "Материальное стимулирование");
  • создать систему развития внутреннего эффективного имиджа школы через формирование команды педагогов-единомышленников;
  • разработать систему морального стимулирования педагогов – участников инновационных процессов – через внедрение эксклюзивных форм их поощрения (модуль "Признание");
  • разработать школьный стандарт оснащенности современного учебного кабинета и обеспечить его реализацию не менее чем в 50% учебных кабинетов (модуль "Условия труда");
  • создать комфортные условия для педагогической деятельности (модуль "Психологический климат");
  • создать условия для поддержания здоровья работников школы и членов их семей (модуль "Здоровье работников школы и членов их семей");
  • создать организационные условия для участия не менее 60% педагогов в процессе совместного принятия решений по инновационной деятельности школы (модуль "Корпоративная культура");
  • изучить опыт ОУ города, области и РФ по мотивации и стимулированию педагогического коллектива к повышению профессионального мастерства, создать систему стимулирования потребности педагогов в профессиональном росте (модуль "Повышение квалификации учителей");
  • разработать  модель объективной оценки результатов деятельности педагогов-новаторов (модуль "Объективность").

 

 

Ожидаемый результат Проекта – реализация программы инновационной деятельности школы во всей ее полноте. Проект рассчитан на пять лет

План реализации Проекта

1

2

3

Задачи

Сроки

Ответственный

Модуль "Материальное стимулирование"

Разработать Положение о надбавках и доплатах учителей, участвующих в реализации инновационных проектов

Август первого года реализации

Директор

Разработать Положение о мониторинге инновационной деятельности

Сентябрь первого года реализации

Заместитель директора  

Разработать Положение о стимулировании педагогов на основе  
результатов мониторинга инновационной деятельности, Положение о моральном и материальном стимулировании педагогов  
(приложение 6)

Ноябрь первого года реализации

Директор

Модуль "Признание"

Организация торжественных приемов учителей-новаторов директором школы

Ежегодно

Директор

Награждение педагогов-новаторов в День учителя

Ежегодно в октябре

Директор

Подготовка статей в школьнуюгазету "Большая перемена" об участии учителей в инновационных проектах

В течение учебного года

Заместитель директора

Оформление стенда "Аплодисменты учителям"

Август первого года реализации

Заместитель директора

Поддержка учителей – участников профессиональных конкурсов

В течение учебного года

Директор, заместитель директора

Проведение Фестиваля педагогических достижений "Радуга успеха"

Ежегодно в апреле

Заместитель директора  

Организация городских семинаров с участием педагогов-новаторов

Ежемесячно

Заместитель директора

Учреждение почетного знака "Золотое сердце" (за многолетний труд, активную инновационную деятельность и т. д.)

Май второго года реализации

Директор

Выпуск фирменных календарей с фотографиями и именами учителей-новаторов

Ежегодно

Заместитель директора

Информирование о результатах работы учителей по реализации инновационных проектов на общешкольных родительских собраниях, совещаниях, конференциях

В течение учебного года

Директор

Информирование о результатах работы учителей по реализации инновационных проектов в открытом интернет-отчете директора школы

Ежегодно

Директор

Вручение почетных грамот и благодарственных писем школы

В течение учебного года

Директор

Модуль "Условия труда"

Проведение аттестации рабочих мест

Август первого и последнего годов реализации

Заместитель директора  
по АХЧ

Организация производственного контроля факторов окружающей среды

В течение учебного года

Заместитель директора  
по АХЧ

Создание программы "Современный кабинет"

Ноябрь второго года реализации

Заместитель директора

Реализация программы "Современный кабинет" для поддержки педагогов, реализующих инновационные проекты

Третий – пятый годы реализации

Директор, заместитель директора по АХЧ

Создание психологической комнаты песочной терапии

Июль третьего года реализации

Заместитель директора  
по АХЧ

Оснащение компьютерной и множительной техникой учительской, информационно-методического центра

Август второго года реализации

Заместитель директора  
по финансово-экономическим вопросам

Оснащение ПК кабинетов учителей, реализующих инновационные проекты

Первый – второй годы реализации проекта

Заместитель директора  
по АХЧ

Создание "зеленых зон" в учебных кабинетах

Первый – второй годы реализации проекта

Заместитель директора  
по АХЧ, учителя биологии

Открытие информационно-методического центра (медиатека, Интернет, периодические методические издания и т. д.)

Сентябрь третьего года реализации

заместитель директора

Монтаж локальной сети, объединяющей компьютерные классы  
и рабочие места педагогов

Июнь – август третьего года реализации

Заместитель директора  
по АХЧ

Подключение локальной сети к Интернету

Сентябрь – декабрь второго года реализации

Заместитель директора  по АХЧ

Проведение капитального ремонта учительской в соответствии  
с направлениями современного дизайна

Июль – август второго года реализации

Заместитель директора  
по АХЧ

Модуль "Психологический климат"

Проведение тренингов с педагогами на темы "Психологическая устойчивость человека в семье и в коллективе", "Ты и я – одна семья"

В течение учебного года

 

Поздравление работников с днем рождения

В течение учебного года

Заместитель директора

Проведение тематических вечеров

В течение учебного года

Профсоюзный комитет

Вручение фирменных презентов и подарков к календарным  
и профессиональным праздникам

В течение учебного года

Профсоюзный комитет

Организация выходов в кафе для празднования знаменательных событий в школе

В течение учебного года

Директор, профсоюзный комитет

Приготовление в столовой сюрпризных блюд ("коктейль доброты", "пицца удачи", "шоколадный фонтан") для учителей

В течение учебного года

Заведующий производством

Модуль "Здоровье работников школы и членов их семьи»

Реализация программы "Чистая вода" (установка систем очистки воды в производственном цехе столовой, установка кулеров  
с питьевой водой в учительской и в вестибюле)

Январь первого года реализации – сентябрь второго года реализации

Заместитель директора  

Программа "Чистый воздух" (установка аппаратов по увлажнению и очистке воздуха)

Сентябрь третьего года реализации

Заместитель директора  

Введение системы бесплатного посещения работниками школы и членами их семей тренажерного зала, физиопроцедурного кабинета, оздоровительного комплекса, кабинета охраны зрения

Первый – третий годы реализации

Директор

Проведение компьютерной диагностики здоровья работников школы и членов их семей

Декабрь, июнь первого, второго годов реализации

Врач

Проведение УЗИ педагогам

В начале учебного года

Врач

Организация фитнес-выездов в санатории-профилактории

Два раза в год

Директор

Организация практики школьно-участкового врача, систематических приемов терапевта

Сентябрь второго года реализации

Директор

Организация походов выходного дня

В течение учебного года

Профсоюзный комитет

Модуль "Корпоративная культура"

Разработка программы "Организационная культура школы"

Март – июнь первого года реализации

Директор

Реализация программы "Организационная культура школы"

Сентябрь второго  
и четвертого годов реализации

Директор

Создание Этического кодекса школы

Сентябрь – декабрь первого года реализации

Директор, заместитель директора

Проведение конференций на тему "Перспективы развития  
школы"

Август первого года реализации

Директор, заместитель директора

Использование форм коллективного планирования при составлении планов инновационной деятельности, утверждения методической темы года, разработки положений конкурсов профессионального мастерства

В течение года

Заместитель директора  

Реализация принципа коллегиальности в ходе разработки новой редакции "Программы развития школы"

Март – август первого и пятого годов реализации

Заместитель директора  

Разработка программы "Бренд школы"

Март – июнь четвертого года реализации

Директор

Модуль "Повышение квалификации учителей"

Проведение конференции "Инновационная деятельность БОУ «СОШ №80». Определение направлений инновационной деятельности на ______ гг.

Ноябрь первого года реализации

Директор

Разработка "Программы инновационной деятельности БОУ «СОШ №80"

Ноябрь – март первого года реализации

Заместитель директора

Проведение анкетирования педагогов о желании и готовности участвовать в инновационных проектах

Ежегодно

Заместитель директора

Проведение индивидуальных собеседований с педагогами по выбору направлений инновационной деятельности

В течение учебного года

Заместитель директора

Создание информационного банка тематики методических семинаров, практикумов

Март второго года реализации

Заместитель директора

Создание проектных групп учителей (далее – ПГ) по инновационным направлениям, назначение руководителей

Апрель первого года реализации

Директор, заместитель директора

Создание плана-графика повышения квалификации педагогов

Апрель второго года реализации

Директор, заместитель директора

Утверждение планов работы инновационных ПГ

Июнь первого года реализации

Заместитель директора

Организация обучающих семинаров, практикумов по тематике инновационных направлений работы

В течение учебного года

Заместитель директора  

Организация открытых уроков, мастер-классов по тематике инновационной деятельности

В течение учебного года

Заместитель директора  

Проведение педагогических чтений "Золотые россыпи" по тематике инновационной деятельности

Март первого, второго годов реализации

Заместитель директора

Выпуск методических бюллетеней

Апрель первого года реализации

Заместитель директора  

Создание учебно-методического центра "Призвание"

Сентябрь первого года реализации – апрель второго года реализации

Директор

Организация конкурсов профессионального мастерства "Педагог-исследователь", "Педагог-новатор"

Апрель первого  
и второго годов реализации проекта

Заместитель директора  

Проведение городских семинаров по тематике инноваций

Февраль, апрель первого, второго, третьего годов реализации

Заместитель директора

Проведение конференции "Современные образовательные технологии"

Июнь второго года реализации

Директор

Проведение анкетирования учителей о предпочтении тех или иных образовательных технологий в контексте компетентностного подхода

Июнь второго года реализации

Заместитель директора  

Формирование проблемных лабораторий (далее – ПЛ) из педагогов, желающих осваивать и внедрять новые образовательные технологии, назначение руководителей ПЛ

Июнь второго года реализации

Директор

Утверждение планов работы ПЛ

Сентябрь второго года реализации

Директор

Организация компьютерных курсов для учителей

В течение года

Заместитель директора

Модуль "Объективность"

Коллегиальное создание пакета комплексной диагностики результативности работы педагога по реализации инновационной деятельности

Июнь – август первого года реализации

Заместитель директора

Утверждение программ комплексной диагностики по инновационным проектам

Сентябрь первого года реализации

Заместитель директора

Проведение педагогической диагностики

Первый – второй годы реализации

Заместитель директора

Проведение психологической диагностики педагогов

По плану

Психолог (совместитель)

Проведение диагностики результативности внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс представителями администрации

По плану

Заместитель директора

Проведение анкетирования учащихся "Определение степени удовлетворенности условиями учебно-воспитательного процесса"

По плану

Заместитель директора  

Проведение анкетирования родителей "Определение степени удовлетворенности условиями учебно-воспитательного процесса"

По плану

Заместитель директора  

Проведение медико-психолого-педагогического консилиума

Конец третьего года реализации

Директор


.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение механизмов формирования мотивации профессионального развития педагога необходимо для продуктивной реализации управленческого решения и, как следствие, повышения производительности труда.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены.

На основании произведенного теоретического анализа управленческих решений можно предложить следующие мероприятия для их совершенствования:

-соблюдать предъявленные требования  при принятии управленческих  решений;

-классифицировать управленческие решения т.к. классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность;

-пользоваться научной технологией при принятии и реализации управленческих решений.

    Главная задача школы сегодня - это формирование личности обучающегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Решение данной задачи требует от педагога полного переосмысления содержания, методов, форм, предметов индивидуальной работы, ориентируемой на потребности конкретного обучающего, применения нетрадиционных, оригинальных подходов к организации своей профессиональной деятельности с использованием ресурса образовательной среды школы.

Развитие общества требует от учителя постоянного развития в профессиональной сфере, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Систематическое профессиональное развитие педагога предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических инноваций в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды.

В целом теоретический анализ исследуемой проблемы позволил уточнить наиболее важные аспекты в формировании мотивации профессионального развития  педагогов.

 При анализе  мотивации педагогов БОУ «СОШ №80» были выявлены слабые стороны профессиональной подготовки педагогов, определены их затруднения по тому или иному направлению деятельности. В управлении коллективом школы акценты сделаны на стимулирование мотивации и заинтересованности каждого работника в содержании своей деятельности, важность личностного развития работника, улучшение качества организационных и управленческих решений, развитие сотрудничества среди работников, максимально возможное использование богатого человеческого потенциала, самоорганизацию каждого педагога и его профессиональное развитие. Для реализации данных позиций можно выстроить перспективы дальнейшей работы по совершенствованию мотивации профессионального педагогов:

- обновление механизмов  морального и материального стимулирования педагогов;

- совершенствование организационно-педагогических  условий,  обеспечивающих благоприятную  мотивационную среду;

- усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом путем определения стратегии взаимодействия с учителем и планирования его карьеры.

Реализация модели руководства профессиональным развитием педагогов будет способствовать повышению мотивации профессионального развития педагогов и, как следствие, повышению продуктивности управленческих решений.

 Принятие правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера. 
Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента. – М., 2003.
  2. Адлер Г. Техника развития интеллекта. - Пер. с англ. – СПб., 2001. 
  3. Андрушкив Б.М., Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. – Львов, 1999.
  4. Анохин П. К. Принятие решения в психологии. – М., 19974.
  5. Арсеньев Ю.Н. Принятие решений. Интегрированные интеллектуальные системы. – М., 2003.
  6. Архипова Н.И.,Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. – М.,1998.
  7. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений. Учебное пособие для вузов. - М., 2001.
  8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 2001.
  9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.,1996.
  10. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1999.
  11. Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы 21 века? //Педагогика, №10, 2001. С.3.
  12. Голубков Е.П. Какое принять  решение? – М., 1999.
  13. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. – М., 1996.
  14. Дернер Д. Логика неудач – М., 1997.
  15. Доусон Р. Уверенно принимать решения. Пер. с англ. – М., 1996.
  16. Кабаченко Т.С.. Психология управления – М., 2003.
  17. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. – М., 1996.
  18. Карташова Л.В. и др. Организационное поведение. – М., 2002.
  19. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. – Казнь, 1969.
  20. Козлецкий Ю. Психологическая теория решений. – М., 1979.
  21. Корнилов А.П., Булыгина В.Г., Корнилова Т.В. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. № 1. с. 90-99.
  22. Корнилова Т.В. Многомерность фактора субъективного риска (в вербальных ситуациях принятия решений) // Психологический журнал. 1998. № 6. с. 40-51.
  23. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учебное пособие для вузов – М., 2003.
  24. Кохно П.А. и др. Менеджмент. – М., 1999.
  25. Кочетков В.В., Скотников И.Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. – М., 1993.
  26. Кушнарева В.В. Роль "подсказок" в принятии решений (на материале компьютерной игры) // Вестник Московского Университета. Серия 14 Психология. №3. 2002. С.29-37
  27. Ларичев О.И. Теория и методы приняитя решений (а также хроника событий в Водшебных странах): Учебник. Издание второе, перераб. и доп.–М., 2002.
  28. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. – СПб., 1997.
  29. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. – М., 2002.
  30. Магазинник В.Д. Структурирование информации человеком при принятии решений // Психологический журнал. 1997. № 7. с. 90 -102.
  31. Маилян С.С. Подготовка и принятие управленческих решений в органах внутренних дел. – М., 2000.
  32. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. – М., 2001.
  33. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. – М., 1996.
  34. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. Пер. с англ. - СПб., 2002.
  35. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. – М., 1998.
  36. Петров А.В., Федулов Ю.Г. Подготовка и принятие управленческих решений. – М., 2000.
  37. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. – М., 1998.
  38. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1996
  39. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М., 1999.
  40. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.
  41. Ромащенко В.Н. Принятие решений: ситуации и советы. – Киев, 2000.
  42. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. – М., 1984.
  43. Сацков Н.Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. – СПб, 2003.
  44. Скринская Т.П. Об одном аксиоматическом методе поддержки групповых решений. – М., 2001
  45. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. – М., 1996.
  46. Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. – М., 1985.
  47. Субботин В.Е. Принятие решения // Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 2003.
  48. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности. – М., 1999.
  49. Кнорринг В.И. Теория и практика и искусство управления. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-М, 2001
  50. Управление персоналом организации: Ученик / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 1997.
  51. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М., 1996.
  52. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. – М.,1997.
  53. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М., 1997.
  54. Фестингер Л. Когнитивный диссонанс. – СПб., 1999.
  55. Хоган К. Психология убеждения: Как добиться поставленной цели: Пер. с англ. – М., 2004.
  56. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. – М., 1996.
  57. Шегда А.В. Основы менеджмента. – М., 1998.
  58. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Перю с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М., 200

Информация о работе Мотивация профессионального развития педагогов образовательной организации, как фактор продуктивной реализации управленческих решени