Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:15, реферат
В Послании Президента Казахстана Н.А.Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года, говорится «… что к 2020 году все дети, как в городской, так и в сельской местности, будут охвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас имеется огромный потенциал государственно – частного партнерства. Частные семейные детские сады и мини- центры – это альтернатива государственным учреждениям. Поручаю Правительству совместно с акимами разработать и уже в первом полугодии текущего года приступить к реализации специальной программы «Балапан», направленной на повышение обеспечение детей дошкольным образованием и воспитанием». На современном этапе развития нашего государства перед обществом стоит огромная задача воспитать всесторонне развитую личность. Немаловажную роль в этом играет эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Педагог может
предложить детям неожиданную, поисковую
ситуацию, когда необходимо самим
подобрать выразительные
Использование репродукций с картин художников, стихов, фрагментов из художественной литературы во время восприятия музыки на музыкальных занятиях усиливает художественные впечатления детей, вызывая разнообразные ассоциации.
Во время слушания инструментальной пьесы «Море» (из вступления к опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») детям предлагалось одновременно рассмотреть репродукцию с картины И. Айвазовского «Среди волн», изображающей грозное бушующее море. Дети отметили вначале тревожное, но негромкое звучание музыки. Постепенно оно становилось грозным, словно огромные волны накатывались на берег, а затем снова отступали.
Известно, что восприятие инструментальной музыки, где отсутствует литературный текст, довольно сложно, поэтому иногда можно использовать прием включения художественного текста, соответствующего содержанию музыки. Это помогает детям лучше почувствовать характер музыкального образа. Например, перед исполнением пьесы П. Чайковского «Песня жаворонка» педагог читает строчки из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Текст в этом случае помогает детям представить яркую картину весны, услышать беззаботное пение жаворонка. Впоследствии дети стремятся отобразить свои музыкальные впечатления, свое отношение к музыкальным образам в рисунках. Они рисуют море, маленького жаворонка или других полюбившихся им персонажей.
В песенных импровизациях дети учатся передавать настроение, созвучное образам природы: грустное, лирическое в связи с наступлением осени или радостное, оживленное в связи с пробуждением природы весной.
Планируя самостоятельную художественную деятельность детей, педагог учитывает полученные детьми впечатления, знания и навыки, приобретенные на музыкальных занятиях, и поощряет их к исполнению знакомых песен, попевок, игр, связанных с образами природы, импровизациям на детских музыкальных инструментах.
Таким образом планируя работу, занятия по музыкальному и эстетическому воспитанию, педагог использует в своей работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по эстетическому воспитанию дошкольников.
Курсовая работа
достигла цели, а именно – музыка
была определена как одно из важнейших
средств эстетического
Поставленные задачи были решены при выполнении работы: была рассмотрена сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста; музыка рассмотрена как средство эстетического воспитания дошкольников; проанализирован анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников; рассмотрена методика эстетического воспитания дошкольников посредством музыки.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни.
Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.
В исследованиях
современных казахстанских
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Послание Президента
РК Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие
– новый экономический подъем
– новые возможности
ГОСО РК 1.001.-2009 Дошкольное воспитание и обучение.Основные положения.-Астана,2009.-31с.
Кайнар: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях детского сада / Т.Н.Доронова, Б.О.Арзанбаева, Т.А.Левченко и др. Науч. рук. Т.Н.Доронова. – Алматы: «Просвещение-Казахстан», 2007. – 88 с.
Темирбекова А.С. «Казахское музыкознание» - М.: Композитор, 1996. – 225 с.
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Академия, 2001. – 76 с.
Волынкин В.И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
Педагогика. Учебное пособие. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воянкова, В.А.Сластенин.- М.: Просвещение. 1981. - 367 с.
Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
Белинский В.Г. Собрание сочинений Т.1 М.: Педагогика 1971. - 220 с.
Жубанов А.Веки
казахского искусства.Алма-Ата.1958 //Антология
педагогической мысли Казахстана.Алматы:Рауан.
Кожахметов
С.Вопросы педагогики.//
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Академия, 2007. – 320с.
Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284с.
Новикова Г. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. - 188с.
Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Курбатовой Р.А. и Подъякова Н.Н. – Алма-Ата: Мектеп, 1988. – 228с.
Программа «Балбобек». - Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им.И. Алтынсарына, 1999. - 180с.
Фадеева С. Музыка – как объединяющее начало в эстетическом развитии // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7. – С. 53-64
Захарова А.А. Музыкальное восприятие образов природы – средство эстетического и экологического воспитания // Музыка в школе. – 2007. - № 6. – С. 43-47
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. – 384с.
Наблюдение детей в природе /сост. А.Ф.Мазурина. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е с перераб. и испр. - М.: «Просвещение», 1976. – 124 с.
Зарецкая Н.В. Праздники развлечения в ДОУ. Практическое пособие, 2-изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1998. – 322с.
Учите детей петь / Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Бiз мектепке барамыз».-Астана,2009. - 99 с.
Педагогический словарь под редакцией Б.М Бим- Бад.-М.:Большая российская энциклопедия.Просвещение, 2003.- 312 с.
Джердималиева Р.Р. Музыкальное образование в Казахстане. – М.:Алматы, 2007. – 271с.
Приложение А
«В гостях у феи Красоты»
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель (читает стихотворение В.Даувальдера).
Как воздух чист! Как небо ясно!
Нет! Утро года так прекрасно,
Что лето, осень и зима
Сильнее не пленят меня!
Почему весну называют утром года? (Ответы). Утром солнышко без устали рассылает свои золотые лучи – будит землю. А зимний сон, в
который была погружена природа, крепок и долог. Много придется потрудиться солнцу красному, пока растопит оно лед да снег, обогреет землю-матушку, вызовет на белый свет первую изумрудную зелень, разбудит обитателей полей и лесов.
«Утро» - так называется музыкальное произведение, которое я предлагаю вам прослушать. Написал его норвежский композитор Эдвард Григ. (Слушание.) попробуйте спеть красивую, нежную мелодию этого музыкального произведения. Правда она легко поется? Какими музыкальными приемами пользуется композитор для выражения настроения картины восходящего солнца? (Звучание музыки то мягкое и легкое, похожее на первые ласковые лучи; то яркое, пышное, красочное и торжественное – солнце поднимается выше и выше; и вся земля предстает в золотом его сиянии.)
Изобразите пластикой рук, тела, жестами, мимикой картину восхода солнца, используя услышанную музыку. (Дети выполняют задание.)
Покажите цветом динамику звучания этой музыки. Как будет меняться цветовая насыщенность на протяжении всего звучания? Используйте для этого любые имеющиеся средства (кубики, мозаику, модели цветовых кругов, зонтиков, краски и т.д.) с максимально возможной цветовой «растяжкой».
А вот еще одно произведение о весне. Попробуйте определить , кто его автор. Он вам уже знаком. (Слушание музыкального произведения А.Вивальди «Весна».) Прозвучала первая часть одного из концертов для скрипки с оркестром из цикла «Времена года» великого итальянского композитора Антанио Вивальди, которая называется «Весна» . в этой музыке можно услышать, как бурно и радостнот пробуждается природа. Основная тема этой части концерта праздничная и ликующая. Настроение музыки часто меняется (под стать весенней природе) – то холодные, грозные порывы, то прозрачная, жалобная неуверенность. Даже переклички и пение птиц звучат по-разному – то светло и радостно-вопросительно, то (после вновь появляющейся ликующей темы) жалобно и грустно-взволнованно.
В средней части музыка звучит угрожающе; страшно, будто возвращаются зимние ветры, навевают воспоминания о ненастье. Слышатся мечущиеся, жалобные интонации птичьих голосов, завывания ветра.
Но недолго бушевала природа. Вновь радостно прорываются ликующие интонации - весна восторжествовала! Подумайте и скажите: характеру, какой из известных вам картин И.И. Левитана о весне созвучна эта музыка? (Ответы.)
Послушайте, как поэтично
рассказывает о пробуждении природы
русский писатель М.М. Пришвин. «Почки
раскрываются, шоколадные, с зелеными
хвостиками, и на каждом зеленом
клювике висит большая
Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом все долго пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи
…И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.
Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат…»
Как внимателен автор к миру природы, сколько необычного увидел он на лесной поляне! Попробуем и мы увидеть то, на что прежде не обращали внимания. Продолжим путешествие по стране Красоты на прогулке! Сделайте вашу весеннюю прогулку необычной: отыщите свою красоту во всем, что увидите. Расскажите о своих находках.
Информация о работе Музыка как средство эстетического воспитания