ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность эстетического
воспитания младших школьников
1.2. Особенности эстетического
воспитания в младшем школьном
возрасте
1.3. Реализация эстетического
воспитания средствами искусства
на уроках художественного цикла
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКИХ
ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы
исследования
2.2. Результаты исследования
особенностей эстетических чувств
в младшем школьном возрасте
2.3. Пути и средства
эстетического воспитания младших
школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и постановка
проблемы.
«Будущее человечества
сидит сейчас за партой, оно
еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.
Оно целиком в наших взрослых
руках. Какими мы сформируем
их, наших детей, - такими они и
будут. И не только они. Таким
будет и общество через 30 - 40
лет, общество, построенное ими
по тем представлениям, которые
мы у них создадим».
Эти слова Б.М. Неменского
говорят о том, что школа решает, что будут
любить и ненавидеть, чем восторгаться
и гордиться, чему будут радоваться, а
что презирать люди через 30 - 40 лет. Это
теснейшим образом связано с мировоззрением
будущего общества. Формирование же любого
мировоззрения не может считаться законченным,
если не сформированы эстетические взгляды.
Без эстетического отношения мировоззрение
не может быть подлинно цельным, способным
объективно и во всей полноте охватить
действительность. Как невозможно себе
представить человеческое общество без
истории его культурного и художественного
развития, точно так же невозможно представить
себе культурного человека без развитых
эстетических взглядов.
В последние годы
возросло внимание к проблемам
теории и практики эстетического
воспитания как важнейшему средству
формирования отношения к действительности,
средству нравственного и умственного
воспитания, т.е. как средству
формирования всесторонне развитой,
духовно богатой личности.
А формировать личность и
эстетическую культуру, - отмечают многие
писатели, педагоги, психологи, деятели
культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко,
Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский, Б.Т.Лихачёв, Д.Ж.Овчинникова,
М.Монте-Сори, Л.П.Печко, Р.Т.Шатский), - особенно
важно в наиболее благоприятном для этого
младшем школьном возрасте. Чувство красоты
природы, окружающих людей, вещей создает
в ребенке особые эмоционально психические
состояния, возбуждает непосредственный
интерес к жизни, обостряет любознательность,
развивает мышление, память, волю и другие
психические процессы.
Научить видеть прекрасное
вокруг себя, в окружающей действительности
призвана система эстетического
воспитания. Для того чтобы эта
система воздействовала на ребенка
наиболее эффективно и достигала
поставленной цели, Б.М. Неменский
выделил следующую ее особенность: «Система
эстетического воспитания должна быть,
прежде всего единой, объединяющей все
предметы, все внеклассные занятия, всю
общественную жизнь школьника, где каждый
предмет, каждый вид занятия имеет свою
четкую задачу в деле формирования эстетической
культуры и личности школьника».
Из всего вышесказанного,
можно предположить, что, приобщая
младшего школьника к богатейшему
опыту человечества, накопленному
в искусствах, можно воспитать
высоконравственного, образованного,
разносторонне развитого современного
человека.
Таким образом, анализ
проблемы развития эстетических
чувств у младшего школьника
позволяет выявить противоречие
между необходимостью развития
эстетических чувств и недостаточным
использованием средств для формирования
у детей эстетических чувств.
Цель - выявление возможностей
искусства как средства эстетического
воспитания.
Гипотеза - эстетическое
воспитание эффективно, если использовать
в учебной деятельности средства
искусства, а именно средства
изобразительного искусства, музыки,
литературы, архитектуры.
Объект исследования
- эстетическое воспитание младших
школьников.
Предмет исследования
- использование средств искусства
в эстетическом воспитании младших
школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать
литературу по проблеме эстетического
воспитания младших школьников
средствами искусства.
2. Провести эмпирическое
исследование по выявлению уровня
интереса младших школьников
к искусству.
3. Провести работу по
эстетическому воспитанию младших
школьников средствами искусства.
Методики исследования:
анкетирование по методике оценки
уровня развития эстетических
чувств Е.А.Симоновой, методика
«Нелепицы».
Выборку исследования
составили: г. Старый Оскол, МОУ «Основная
общеобразовательная школа №36» , 3 класс
в возрасте от 9 до 10 лет. Количество обследуемых
30 человек.
Исследование особенностей
эстетических чувств в младшем
школьном возрасте и условий
её развития проводились в
несколько этапов, в основу выделения
которых была положена система
организационно-методических средств
и принципов исследования.
Первый этап (сентябрь-октябрь)
– поисковый. На этом этапе
проведён теоретический анализ
специальной литературы по вопросам
эстетического воспитания младших
школьников. Помимо этого был
определён научно-исследовательский
аппарат и составлен план эмперического
исследования.
Второй этап (ноябрь-декабрь)
– эмперический. На данном этапе проводилось
непосредственно исследование уровня
эстетического воспитания. Проведена
математическая обработка полученных
данных.
Третий этап (январь-февраль)
– обобщающий. Обобщены и систематизированы
полученные результаты исследования,
уточнены теоретические выводы.
Структура курсовой
работы: введение, 2 главы, заключение,
список использованной литературы,
3 таблицы, 1 приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКИХ
ЧУВСТВ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность эстетического
воспитания младших школьников
Взрослые и дети
постоянно сталкиваются с эстетическими
явлениями. В сфере духовной
жизни, повседневного труда, общения
с искусством и природой, в
быту, в межличностном общении
- везде прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое играют
существенную роль. Красота доставляет
наслаждение и удовольствие, стимулирует
трудовую активность, делает приятными
встречи с людьми. Безобразное
отталкивает. Трагическое учит сочувствию.
Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического
воспитания зародились в глубокой
древности. Представления о сущности
эстетического воспитания, его задачах,
цели изменялись начиная со времен
Платона и Аристотеля вплоть до наших
дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены
развитием эстетики как науки и пониманием
сущности ее предмета. Термин «эстетика»
в переводе означает - воспринимаемый
чувством. Философы-материалисты (Д.Дидро
и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом
эстетики как науки является прекрасное.
Эта категория и легла в основу системы
эстетического воспитания.
В наше время проблема
эстетического воспитания, развития
личности, формирования ее эстетической
культуры одна из важнейших
задач, стоящих перед школой. Указанная
проблема разработана достаточно
полно в трудах отечественных
и зарубежных педагогов и психологов.
Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский,
Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев,А.С.Макаренко,
Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе,
В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В кратком словаре
по эстетике эстетическое воспитание
определяется как «система мероприятий,
направленных на выработку и
совершенствование в человеке
способности воспринимать, правильно
понимать, ценить и создавать
прекрасное и возвышенное в
жизни и искусстве». Д.Б. Лихачев
в своей книге «Теория эстетического
воспитания школьников» опирается
на определение данное К. Марксом: «Эстетическое
воспитание - целенаправленный процесс
формирования творчески активной личности
ребенка, способного воспринимать и оценивать
прекрасное, трагическое, комическое,
безобразное в жизни и искусстве, жить
и творить "по законам красоты». Автор
подчеркивает ведущую роль целенаправленного
педагогического воздействия в эстетическом
становлении ребенка. Например, развитие
у ребенка эстетического отношения к действительности
и искусству, как и развитие его интеллекта,
возможно как неуправляемый, стихийный
и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими
явлениями жизни и искусства, ребенок,
так или иначе, эстетически развивается.
Но при этом ребенком не осознается эстетическая
сущность предметов, а развитие зачастую
обусловлено стремлением к развлечению,
к тому же, без вмешательства извне у ребенка
могут сложиться неверные представления
о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев,
также как и многие другие педагоги и психологи,
считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-воспитательное
воздействие, вовлечение детей в разнообразную
художественную творческую деятельность
способны развить их сенсорную сферу,
обеспечить глубокое постижение эстетических
явлений, поднять до понимания подлинного
искусства, красоты действительности
и прекрасного в человеческой личности.
Помимо формирования
эстетического отношения детей
к действительности и искусству,
эстетическое воспитание параллельно
вносит вклад и в их всестороннее
развитие. Эстетическое воспитание
способствует формированию нравственности
человека, расширяет его познания
о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия
детей способствуют развитию
их мышления и воображения,
воли, настойчивости, организованности,
дисциплинированности. Таким образом,
наиболее удачно, на наш взгляд,
отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын М.М., который
считает: «Конечная цель эстетического
воспитания - гармоничная личность,
всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный,
обладающий умением трудиться,
желанием творить, понимающий
красоту жизни и красоту искусства».
Эта цель также отражает и
особенность эстетического воспитания,
как части всего педагогического
процесса.
Наряду с ними важнейшим
элементом эстетического сознания
является эстетическое восприятие.
Восприятие - начальный этап общения
с искусством и красотой действительности.
От его полноты, яркости, глубины
зависят все последующие эстетические
переживания, формирование художественно-эстетических
идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев
эстетическое восприятие характеризует,
как: «способность человека вычленять
в явлениях действительности
и искусства процессы, свойства,
качества, пробуждающие эстетические
чувства" [13; 51]. Только так возможно
полноценное освоение эстетического
явления, его содержания, формы.
Это требует развития у ребенка
способности тонкого различения
формы, цвета, оценки композиции,
музыкального слуха, различения
тональности, оттенков звука и
других особенностей эмоционально-чувственной
сферы. Развитие культуры восприятия есть
начало эстетического отношения к миру.
Эстетические явления
действительности и искусства,
глубоко воспринятые людьми, способны
порождать богатый эмоциональный
отклик. Эмоциональный отклик, по
мнению Д.Б. Лихачева, является
основой эстетического чувства.
Оно представляет собой «социально-обусловленное
субъективное эмоциональное переживание,
рожденное оценочным отношением
человека к эстетическому явлению
или предмету».
Центральным звеном
эстетического сознания является
эстетический идеал. «Эстетический
идеал - представление человека
о совершенной красоте явлений
материального, духовно-интеллектуального,
нравственного и художественного
мира». То есть, это представление
о совершенной красоте в природе,
обществе, человеке, труде и искусстве.
Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного
возраста характерна неустойчивость представлений
об эстетическом идеале. «Школьник способен
ответить на вопрос, какое произведение
того или иного искусства больше всего
нравится ему. Он называет книги, картины,
музыкальные произведения. Эти произведения
являются показателем его художественного
или эстетического вкуса, даже дают ключ
к пониманию его идеалов, но не являются
конкретными примерами, характеризующими
идеал».
1.2. Особенности эстетического
воспитания в младшем школьном
возрасте
Мы уже отметили, что
очень трудно формировать эстетические
идеалы, художественный вкус, когда
человеческая личность уже сложилась.
Эстетическое развитие личности
начинается в раннем детстве.
Чтобы взрослый человек стал
духовно богатым, надо обратить
особое внимание на эстетическое
воспитание детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Б.Т. Лихачев пишет: «Период
дошкольного и младшего школьного
детства является едва ли не
самым решающим с точки зрения
эстетического воспитания и формирования
нравственно-эстетического отношения
к жизни». Автор подчеркивает, что
именно в этом возрасте осуществляется
наиболее интенсивное формирование
отношений к миру, которые постепенно
превращаются в свойства личности.
Сущностные нравственно-эстетические
качества личности закладываются
в раннем периоде детства и
сохраняются в более или менее
неизменном виде на всю жизнь.
Нельзя или, по крайней
мере, чрезвычайно трудно научить
юношу, взрослого человека доверию
к людям, если его в детстве
часто обманывали. Трудно быть
доброму тому, кто в детстве
не приобщился к сочувствию, не
пережил детскую непосредственную
и потому неизгладимо сильную
радость от доброты к другому человеку.
Нельзя вдруг во взрослой жизни стать
мужественным, если в дошкольном и младшем
школьном возрасте так и не научился решительно
высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни
что-то меняет и вносит свои
коррективы. Но именно в дошкольном
и младшем школьном возрасте
эстетическое воспитание является
основой всей дальнейшей воспитательной
работы.
Одной из особенностей
младшего школьного возраста
является приход ребенка в
школу. У него появляется новый
ведущий вид деятельности - учеба.
Главным человеком для ребенка
становится учитель. Для ребят
в начальной школе учитель
- самый главный человек. Все
для них начинается с учителя,
который помог преодолеть первые
трудные шаги в жизни. Через
него дети познают мир, нормы
общественного поведения. Взгляды
учителя, его вкусы, предпочтения
становятся их собственными. Из
педагогического опыта А.С. Макаренко
известно, что общественно значимая
цель, перспектива движения к
ней, при неумелой постановке
перед детьми оставляют их
равнодушными. И наоборот. Яркий
пример последовательной и убежденной
работы самого педагога, его искренняя
заинтересованность и энтузиазм
легко поднимают детей на дела.