Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе.
Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к курсовой работе:
- раскрыть сущность концепции музыкального образования
- определить содержание школьного музыкального образования
- рассказать о принципах музыкального образования
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I 6
ГЛАВА II 10
ГЛАВА III 19
ГЛАВА IV 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Оглавление
Современные социокультурные процессы обусловили новый этап реформы музыкального образования. Сегодня оно не может быть сведено к компетентности учащихся в отдельных видах музыкальной деятельности и даже к музыкальной грамотности в целом. Проектируемое на культурологической и личностно-ориентированной основе музыкальное образование должно обеспечивать не только предметное, но и “целостное компетентностное образование” (А. В. Хуторской), которое включает ключевые (метапредметные), общепредметные и частнопредметные компетенции личности. К таким ключевым компетенциям, которые “связывают воедино личностный и социальный смысл образования”, относятся осваиваемые в процессе музыкального образования ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, а также компетенция личностного самосовершенствования.
В контексте культурологической парадигмы современного образования признается актуальной цель музыкального образования, сформулированная в процессе его глубинной реформы в последние десятилетия ХХ в. Д. Б. Кабалевским: воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Программа-минимум при такой формулировке цели музыкального образования заключается в развитии музыкальной культуры учащихся, понимаемой как потребность и возможность входить в диалогическое общение с музыкальной культурой общества. Программа-максимум реализуется в педагогическом воздействии через формирующуюся музыкальную культуру учащихся на развитие различных аспектов их общей духовной культуры.
В начальной школе закладываются основы культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства
Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.
Уникальность и значимость
образовательной области «Искус
Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость.
В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям.
Современное состояние
преподавания искусств в общеобразовательной
школе характеризуется
Учебный предмет «Музыка»
в учреждениях общеобразователь
В Едином типовом учебном плане для всех типов общеобразовательных учреждений Республики Беларусь предусмотрено обязательное изучение музыки в I—IV классах в объёме 1 часа в неделю. Ограничение периода обучения первой образовательной ступенью обусловливает специфику структурирования содержания предмета «Музыка».
Вследствие этого «Музыка» рассматривается как учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, а также развития музыкальных способностей и мотивации музыкальной деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся центром образовательного процесса становится живое музицирование – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки.
В качестве объекта исследования выступает содержание музыкального образования в общеобразовательной школе.
Предмет исследования курсовой работы – концепция учебного предмета «Музыка».
Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе.
Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к курсовой работе:
- раскрыть сущность концепции музыкального образования
- определить содержание школьного музыкального образования
- рассказать о принципах музыкального образования
-выявить методы музыкального образования
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Концепция учебного предмета «Музыка»
В настоящее время
система образования Республики
Беларусь функционирует в условиях
перехода на 11-летний срок обучения, что
обусловливает необходимость
Среди задач, заданных реформой, — приведение содержания образования в соответствие с современным уровнем общественного развития, оптимизация его структуры, усиление направленности на здоровьесбережение и духовное совершенствование подрастающего поколения. Актуальность разработки данной концепции обусловлена необходимостью осмысления роли предмета «Музыка» в решении поставленных задач.
В свете усиления тенденций
гуманизации образования
Важнейшим принципом структурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.
Результатами занятий должны стать:
Последовательное, систематическое постижение учащимися музыки осуществляется с опорой на живое его восприятие, имеющийся жизненно-музыкальный опыт школьников и обобщения, к которым они приходят совместно с учителем. На этой основе рождается и развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, богатое воображение, фантазия и интуиция учащихся.
Целесообразны активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций, с организацией оркестра детских музыкальных инструментов. Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия, соединения.
Постижение лучших образцов классической, народной, духовной и современной музыки, знаний, раскрывающих прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.
Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство. Важно стремиться к тому, чтобы кульминацией каждого урока становилось глубокое «проживание» детьми подлинно художественного музыкального произведения. Такой подход дает возможность ребенку искать свой путь в мир музыкального искусства.
Начальная школа в концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как неразрывная и важнейшая часть всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, «очеловеченных» музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков.
Активное сочетание индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества у детей школьного возраста укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение ценности не только Я, но и Мы через опыт интонационно-образного взаимодействия.
Большое внимание следует
уделить современным способам общения
с музыкой, применяя компьютерную технику,
электронно-музыкальные
Таким образом, концепция призвана дать представление о современных подходах и принципах построения музыкального образования, составе и структуре содержания образования по предмету «Музыка», выявить специфику его предъявления и освоения. Концепция является основой для разработки образовательного стандарта, учебной программы и учебно-методических комплексов.
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В системе общего среднего
образования музыке принадлежит
особая роль. Целостно воздействуя
на личность, музыкальное искусство
формирует мироощущение, мировосприятие
и мировоззрение растущего чело
Сверхзадачей предмета является выявление тесной связи музыки и жизни (Д. Б. Кабалевский). Решению этой сверхзадачи подчинена логика развёртывания программного содержания.
Содержание учебного предмета «Музыка» построено по линейно-концентрическому принципу. Его линейная составляющая представлена системой обобщённых ключевых и частных музыкальных знаний. Эта «стержневая основа» обеспечивает формирование у учащихся целостных представлений о музыке как о виде искусства, её связях с другими искусствами, роли в жизни человека и общества. Система обобщённых ключевых знаний позволяет в процессе обучения осуществить субъективацию истинно духовных, общечеловеческих ценностей. В соответствии с возрастными особенностями учащихся обобщённые ключевые знания не усваиваются вербальным путём, а являются следствием накопления опыта практической музыкальной деятельности.
Система ведущих музыкальных умений — концентрическая составляющая содержания предмета. Ведущие музыкальные умения и навыки обеспечивают полноту музыкальной коммуникации посредством целостного освоения способов музыкальной деятельности.
Система ведущих музыкальных
умений позволяет постоянно повышать
эффективность музыкальной
Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков», «Как рассказывает музыка», «Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны — Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия». Представленные в рамках раздела темы уроков являются примерными. В соответствии с избранной стратегией учитель может самостоятельно выстраивать логику освоения содержания.
Информация о работе Музыкальное образование на уроках музыки в общеобразовательной школе Беларуси