Музыкальное образование на уроках музыки в общеобразовательной школе Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе.
Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к курсовой работе:
- раскрыть сущность концепции музыкального образования
- определить содержание школьного музыкального образования
- рассказать о принципах музыкального образования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I 6
ГЛАВА II 10
ГЛАВА III 19
ГЛАВА IV 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

НОВАЯ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

  

ВВЕДЕНИЕ

Современные социокультурные  процессы обусловили новый этап реформы  музыкального образования. Сегодня  оно не может быть сведено к  компетентности учащихся в отдельных видах музыкальной деятельности и даже к музыкальной грамотности в целом. Проектируемое на культурологической и личностно-ориентированной основе музыкальное образование должно обеспечивать не только предметное, но и “целостное компетентностное образование” (А. В. Хуторской), которое включает ключевые (метапредметные), общепредметные и частнопредметные компетенции личности. К таким ключевым компетенциям, которые “связывают воедино личностный и социальный смысл образования”, относятся осваиваемые в процессе музыкального образования ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, а также компетенция личностного самосовершенствования.

В контексте культурологической парадигмы современного образования  признается актуальной цель музыкального образования, сформулированная в процессе его глубинной реформы в последние десятилетия ХХ в. Д. Б. Кабалевским: воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Программа-минимум при такой формулировке цели музыкального образования заключается в развитии музыкальной культуры учащихся, понимаемой как потребность и возможность входить в диалогическое общение с музыкальной культурой общества. Программа-максимум реализуется в педагогическом воздействии через формирующуюся музыкальную культуру учащихся на развитие различных аспектов их общей духовной культуры.

В начальной школе  закладываются основы культуры, музыкальной  образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности  младших школьников. Большое значение приобретают занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка занимает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приобщается к сокровищам классической и народной музыки, у него формируется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства

Искусство, художественное постижение действительности во все  периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого  способа существования в мире.

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» связаны с тем, что в современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоциональную и нравственную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость.

В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям.

Современное состояние  преподавания искусств в общеобразовательной  школе характеризуется обновлением  содержания образования.

Учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи) является единственной дисциплиной музыкального образования, которую осваивают все дети.

В Едином типовом учебном  плане для всех типов общеобразовательных  учреждений Республики Беларусь предусмотрено  обязательное изучение музыки в I—IV классах в объёме 1 часа в неделю. Ограничение периода обучения первой образовательной ступенью обусловливает специфику структурирования содержания предмета «Музыка».

Вследствие этого «Музыка» рассматривается как учебный  предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, а также развития музыкальных способностей и мотивации музыкальной деятельности.

В соответствии с возрастными  особенностями учащихся центром  образовательного процесса становится живое музицирование – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки.

В качестве объекта исследования выступает содержание музыкального образования в общеобразовательной школе.

Предмет исследования курсовой работы – концепция учебного предмета «Музыка».

Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования  в школе.

Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к  курсовой работе:

- раскрыть сущность концепции музыкального образования

- определить содержание школьного музыкального образования

- рассказать о принципах музыкального образования

-выявить методы музыкального  образования

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I

 

Концепция учебного предмета «Музыка»

 

В настоящее время  система образования Республики Беларусь функционирует в условиях перехода на 11-летний срок обучения, что  обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения всем предметам Единого типового учебного плана.

Среди задач, заданных реформой, — приведение содержания образования  в соответствие с современным  уровнем общественного развития, оптимизация его структуры, усиление направленности на здоровьесбережение и духовное совершенствование подрастающего поколения. Актуальность разработки данной концепции обусловлена необходимостью осмысления роли предмета «Музыка» в решении поставленных задач.

В свете усиления тенденций  гуманизации образования сохраняют  свою актуальность целевые ориентиры, которые впервые были заданы в  концепции Д. Б. Кабалевского. В то же время без их переосмысления в  контексте современной социокультурной ситуации музыкальное образование не в состоянии выполнить миссию, возложенную на него обществом. В этой связи отдельные положения концепции Д. Б. Кабалевского сегодня должны приобрести иное звучание. В большей степени это касается целевой направленности предмета «Музыка». При сохранении общего ориентира — направленности на формирование духовности растущего человека, сегодня в предметном содержании акцентируется собственно музыкальная составляющая. Вследствие этого «Музыка» рассматривается как учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, а также развития музыкальных способностей и мотивации музыкальной деятельности (В. Л. Яконюк). В соответствии с возрастными особенностями учащихся центром образовательного процесса становится живое музицирование — пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки (В. Л. Яконюк).

Важнейшим принципом  структурирования музыкального образования  должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Результатами занятий  должны стать:

    • возрастание интереса и любви к классической, народной, духовной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства, неутилитарного отношения к нему;
    • постижение закономерностей искусства;
    • развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусств; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), пластического интонирования, музыкально-ритмического движения;
    • становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

Последовательное, систематическое постижение учащимися музыки осуществляется с опорой на живое его восприятие, имеющийся жизненно-музыкальный опыт школьников и обобщения, к которым они приходят совместно с учителем. На этой основе рождается и развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, богатое воображение, фантазия и интуиция учащихся.

Целесообразны активные занятия, связанные с движением детей под музыку, с созданием художественных образов через движение, с попытками вокальных и инструментальных импровизаций, с организацией оркестра детских музыкальных инструментов. Исполнительские музыкальные навыки способствуют яркому творческому самовыражению ребенка, чувству сопереживания, соучастия, соединения.

Постижение лучших образцов классической, народной, духовной и  современной музыки, знаний, раскрывающих прежде всего интонационную, жанровую, стилевую природу музыкального искусства и музыкального творчества, способно сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль лишь в том случае, если услышанная музыка глубоко переживается и осмысливается детьми.

Весь искусно сочетаемый спектр форм и видов музыкальных занятий должен быть направлен на то, чтобы дать возможность каждому ребенку испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как притягательное, обладающее особой эмоциональной силой искусство. Важно стремиться к тому, чтобы кульминацией каждого урока становилось глубокое «проживание» детьми подлинно художественного музыкального произведения. Такой подход дает возможность ребенку искать свой путь в мир музыкального искусства.

Начальная школа в  концепции отечественного музыкального образования рассматривается не как подготовительный период, а как  неразрывная и важнейшая часть  всей музыкальной культуры школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, «очеловеченных» музыкальных знаний, формирования умения слышать музыку и развития разнообразных исполнительских навыков.

Активное сочетание  индивидуальных и коллективных видов музыкального восприятия и творчества у детей школьного возраста укрепляет социальные параметры формирующейся личности на самом глубинном, интуитивно-эмоциональном уровне, дает ощущение ценности не только Я, но и Мы через опыт интонационно-образного взаимодействия.

Большое внимание следует  уделить современным способам общения  с музыкой, применяя компьютерную технику, электронно-музыкальные инструменты  и т.д.

Таким образом, концепция призвана дать представление о современных подходах и принципах построения музыкального образования, составе и структуре содержания образования по предмету «Музыка», выявить специфику его предъявления и освоения. Концепция является основой для разработки образовательного стандарта, учебной программы и учебно-методических комплексов.

 

ГЛАВА II

СОДЕРЖАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В системе общего среднего образования музыке принадлежит  особая роль. Целостно воздействуя  на личность, музыкальное искусство  формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение растущего человека.

 Сверхзадачей предмета является выявление тесной связи музыки и жизни (Д. Б. Кабалевский). Решению этой сверхзадачи подчинена логика развёртывания программного содержания.

Содержание учебного предмета «Музыка» построено по линейно-концентрическому принципу. Его линейная составляющая представлена системой обобщённых ключевых и частных музыкальных знаний. Эта «стержневая основа» обеспечивает формирование у учащихся целостных представлений о музыке как о виде искусства, её связях с другими искусствами, роли в жизни человека и общества. Система обобщённых ключевых знаний позволяет в процессе обучения осуществить субъективацию истинно духовных, общечеловеческих ценностей. В соответствии с возрастными особенностями учащихся обобщённые ключевые знания не усваиваются вербальным путём, а являются следствием накопления опыта практической музыкальной деятельности.

Система ведущих музыкальных умений — концентрическая составляющая содержания предмета. Ведущие музыкальные умения и навыки обеспечивают полноту музыкальной коммуникации посредством целостного освоения способов музыкальной деятельности.

Система ведущих музыкальных  умений позволяет постоянно повышать эффективность музыкальной коммуникации за счёт совершенствования навыков  вокально-хорового и инструментального музицирования, слушания и сочинения музыки. Развитие коммуникативных способностей обучаемых обеспечивается наличием в содержании кардинальной линии, целостно охватывающей позиции исполнителя, композитора, слушателя.

Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков», «Как рассказывает музыка», «Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны — Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия». Представленные в рамках раздела темы уроков являются примерными. В соответствии с избранной стратегией учитель может самостоятельно выстраивать логику освоения содержания.

Информация о работе Музыкальное образование на уроках музыки в общеобразовательной школе Беларуси