Музыкальное образование на уроках музыки в общеобразовательной школе Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе.
Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к курсовой работе:
- раскрыть сущность концепции музыкального образования
- определить содержание школьного музыкального образования
- рассказать о принципах музыкального образования

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I 6
ГЛАВА II 10
ГЛАВА III 19
ГЛАВА IV 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

НОВАЯ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Линейно-концентрический  принцип построения содержания предмета гарантирует постоянное усложнение знаний и совершенствование умений (навыков) вне зависимости от избранной педагогом стратегии обучения.

Структура содержания позволяет  выделить четыре этапа, соответствующие  годам обучения.

Первый этап соответствует первому году обучения. Его цель — формирование общего представления о музыке как об «искусстве интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев). Характерной особенностью обучения на этом этапе является создание ситуаций, обеспечивающих накопление опыта общения с музыкальным искусством. В ходе обучения учащиеся получают первичные представления о жизненных истоках музыки, её содержании, выразительном языке, в практической деятельности осваивают позиции исполнителя, композитора, слушателя. Результатом этого этапа должны стать сформированные представления:

  • о временном характере музыкального искусства;
  • содержании музыки как отражении жизненных явлений посредством звуков;
  • первичных музыкальных жанрах — первооснове музыкального искусства.

В соответствии с возрастными  особенностями усвоение знаний на этом этапе носит сугубо практический характер.

Второй этап направлен на освоение языка музыкального искусства. Ядром содержания на этом этапе является система музыковедческих понятий (мелодия, темп, динамика, тембр и т. д.), осваиваемых учащимися в процессе практической музыкальной деятельности. Посредством этих понятий происходит обобщение накопленного учащимися опыта музыкально-практической деятельности, что позволяет осуществлять восприятие и исполнительскую деятельность на основе законов музыкального искусства. Результатом этого этапа является формирование представлений о средствах музыкальной выразительности и жанрах профессиональной музыки.

Третий этап направлен на формирование представлений о музыке как части художественной культуры. Ядро его содержания составляет система метапонятий, являющихся общими для различных видов искусства (интонация, форма и т. д.) и позволяющих обобщить освоенные учащимися явления художественной действительности. На этом этапе все музыкальные явления рассматриваются в художественном контексте. Для этого этапа характерны сравнения, сопоставления, выходы за пределы музыкального искусства. Это позволяет закрепить в сознании учащихся мысль о единой природе художественного языка, присущего различным видам искусства. Наличие в содержании предмета линии музыкальной (художественной) коммуникации позволяет осваивать эти понятия в процессе практической художественной деятельности. Результатом этапа является формирование представлений об интонации, способах её развития, строении художественных произведений.

Четвёртый этап направлен на освоение музыкальных явлений в широком культурном контексте. На этом этапе различные музыкальные культуры предстают как энциклопедии жизни народов мира (Д. Б. Кабалевский), что позволяет выявить в процессе обучения историко-культурные связи, произвести сопоставительный анализ культурных артефактов и явлений. Результатом этого этапа являются систематизация представлений о музыкальной культуре, формирование представлений о коммуникативной природе музыкального искусства.

Различия в жизненном  и художественном (музыкальном) опыте учащихся обусловливают вариативность контекстов, в которых осваивается содержание предмета. Необходимо, чтобы жизненные, художественные и музыкальные ассоциации в процессе обучения сочетались оптимальным образом, обеспечивая естественное и органичное вхождение ребёнка в мир музыкальной культуры.

Насыщенность содержания музыкальных произведений обобщёнными  смыслами (В. К. Суханцева) обусловливает  необходимость формирования и постоянного  совершенствования навыков музыкального восприятия. В этой связи сохраняет свою актуальность положение концепции Д. Б. Кабалевского, в соответствии с которым восприятие является основой любой музыкальной деятельности. В то же время восприятие не должно противопоставляться музицированию и заменять виды музыкальной деятельности, обеспечивающие активное самовыражение учащихся (В. Л. Яконюк).

Специфика воздействия  искусства на личность, которое осуществляется в неразрывном единстве рационального  и эмоционального, позволяет учащимся приобрести эмоциональный опыт особого  рода, включающий не только переживание чувств, но и их познание. Обогащение эмоционального опыта растущего человека осуществляется посредством переживания — спаянности личности и влияния музыки на неё. В процессе музыкального восприятия переживание предстаёт как внутреннее отношение ребёнка к тому или иному содержанию музыки, что способствует активному формированию эмоционально-ценностных отношений.

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что  выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в развитии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

Учебный предмет «Музыка» в школе имеет следующие задачи:

• увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

• развить музыкально-образное мышление, слух, певческий голос восприятии музыки, научить разбираться в закономерностях искусства,; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;

• заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;

• развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении  с музыкальными шедеврами; побудить к музыкальному самообразованию.

С перечисленными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно  определить как единство трех блоков:

1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в  широком понимании. Применительно  к музыкальному воспитанию Э. Б.Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

• опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

• музыкальные знания;

• музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

В основе тематического построения программы лежит разработанная Д.Б. Кабалевским система обобщенных представлений о музыке как важной части культуры общества и самоценном виде искусства. Тематизм программы структурирован в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия учащихся.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Урок музыки в  данной прграмме трактуется как урок искусства,для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально смысловой драматургии. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

  • введение в тему;
  • углубление и развитие отдельных аспектов темы;
  • обобщение темы;
  • контроля усвоения темы;

В современной дидактике  содержание музыкального обучения в  школе определяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются:

1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

2) музыкальные знания (ключевые и частные);

3) музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для  пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания. Произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.

В качестве основы понимания  музыки как вида искусства выступают  знания двух уровней:

1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;

2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

Музыкальные навыки находятся  в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры на детских инструментах и др.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

• различные пласты музыкальной  культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов — все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

• познание закономерностей  возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

• изучение основных средств  музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

• усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического  интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

 

ГЛАВА III

 

ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В основе отбора и конструирования  содержания учебного предмета «Музыка» лежит система общедидактических  принципов. Однако, для того чтобы  «найти верный путь к музыке, обеспечить её благотворное влияние на духовный мир учащихся», эта система должна быть дополнена рядом принципов, отражающих специфику музыкального искусства (Д. Б. Кабалевский).

В контексте избранных  методологических подходов при отборе содержания образования по предмету «Музыка», определении методов обучения и организационных форм следует руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип связи музыки с жизнью.

Истоки любого музыкального явления следует искать в жизни. Сегодня, когда общепризнанным является факт преобладания стихийных ситуаций учения над педагогическими регулируемыми ситуациями обучения (Н. Б. Крылова), принцип связи музыки с жизнью особенно актуален.

Следование указанному принципу обеспечивает опору процесса обучения на жизненный опыт учащихся, использование жизненных ассоциаций, позволяет «движение музыкального чувства и музыкальной мысли, которые начались на уроке, насытить жизненным содержанием» (Д. Б. Кабалевский). Как отмечает Д. Б. Кабалевский, «чем больше различных связей жизни и музыки будет обнаружено на уроке, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни и как сама жизнь». Реализация данного принципа гарантируется усвоением системы ключевых знаний — знаний мировоззренческого плана, позволяющих сформировать у растущего человека представления о роли музыки в жизни человека.

Информация о работе Музыкальное образование на уроках музыки в общеобразовательной школе Беларуси