Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика содержания, целей и задач музыкального образования в школе.
Вышеназванная цель обусловила следующую постановку задач к курсовой работе:
- раскрыть сущность концепции музыкального образования
- определить содержание школьного музыкального образования
- рассказать о принципах музыкального образования
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I 6
ГЛАВА II 10
ГЛАВА III 19
ГЛАВА IV 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
2. Принцип полимодальности.
Возможности второй реальности — искусства — в расширении жизненного опыта человека приобретают особую значимость в младшем школьном возрасте. Именно здесь реализация потенциала художественной культуры позволяет восполнить недостаток реального жизненного опыта ребёнка. В этой связи обучение музыке может осуществляться в контексте целостности художественной культуры, где «границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики: искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит своё продолжение и завершение в другом» (Р. Роллан). Выделение принципа полимодальности продиктовано тем, что «интонация и движение даны человеку в качестве исходных способов общения, что обусловливает единство образных языков культуры» (В. В. Медушевский).
В музыкальном искусстве интонации принадлежит особая роль. Музыка имеет интонационную природу, следовательно, без интонации существовать не может. В сравнении с иными видами искусства интонация в музыке значительно более самостоятельна, развита и обладает большими выразительными возможностями. Именно через интонацию проявляется вовне содержание музыкальных произведений и одновременно отношение исполнителя к воссоздаваемому образу. Вследствие этой специфической особенности Б. В. Асафьев определил музыку как «искусство интонируемого смысла».
В то же время интонация является конструктивной и выразительно-смысловой основой любого художественного образа. Понимаемая как процесс изменений, выражающий эмоции, интонация выполняет функцию носителя содержания в различных видах искусства. Сходством в музыке, поэзии, танце, театре характеризуется и общая структура интонации, проявляющаяся в чередовании эмоционального напряжения и разрядки.
Следование принципу полимодальности при отборе и конструировании содержания по предмету «Музыка» обеспечивает изучение учащимися искусства как особого способа постижения мира, даёт возможность выявить единую природу всех видов искусства, предполагает взаимодействие искусств в рамках урока, охват всех видов художественной деятельности в опоре на полихудожественные возможности каждого ребёнка. В результате различные виды искусства начинают восприниматься учащимися как связанные общими корнями единой художественной культуры (Д. Б. Кабалевский). В процессе обучения этот принцип реализуется посредством создания художественного контекста изучения музыкального произведения, использования в процессе обучения элементов языков, присущих различным видам искусства. Осуществление обучения на основе данного принципа обеспечивает формирование у растущего человека образного видения мира.
3. Принцип диалогичности.
Музыкальную коммуникацию можно рассматривать в качестве способа возвышения ребёнка «до философской сущности музыкального искусства» (Л. В. Школяр). Она является средством, позволяющим растущему человеку познать окружающий мир и себя в этом мире. Специфика музыкальной коммуникации состоит в её способности пробуждать отклик, являющийся результатом взаимодействия исполнителя, слушателя и самого произведения, разворачиваемого во времени (В. Л. Яконюк). Исходя из этого понятие «музыкальной образованности» может быть рассмотрено через владение умениями композитора, исполнителя и слушателя на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию в границах собственно музыки (В. Л. Яконюк).
Принцип диалогичности наиболее отвечает природе музыкального искусства. Отбор и конструирование содержания образования на его основе предполагает множественность интерпретаций и оценок, совместный поиск истины в процессе музыкального творчества, многовариантность исполнительских прочтений музыкального текста. Обучение, осуществляемое на основе принципа диалогичности, гарантирует постижение музыки в единстве её творения, воссоздания, восприятия за счёт формирования системы ведущих музыкальных умений.
4. Принцип художественности.
Познание искусства должно осуществляться в формах самого искусства (Д. Б. Кабалевский). В этой связи постижение музыки может осуществляться лишь по законам художественной деятельности и в формах самого искусства. Следуя этому утверждению, в процессе обучения должны использоваться и осваиваться способы деятельности, присущие музыкальному искусству.
В процессе отбора и конструирования содержания образования принцип художественности реализуется посредством:
Содержание, сконструированное на основе принципа художественности, позволяет преподавать музыку как живое образное искусство. В образовательном процессе акцент перемещается с восприятия (которое выступает в качестве базовой музыкальной деятельности) на собственную художественно-творческую деятельность учащихся. Обучение, осуществляемое на основе данного принципа, гарантирует формирование умений и навыков исполнительской, композиторской и слушательской деятельности, обеспечивающих процессы музыкальной коммуникации.
Отобранное в соответствии с приведёнными выше принципами содержание может быть структурировано в рамках следующих содержательных линий:
В соответствии с обозначенными содержательными линиями в качестве дидактических единиц содержания образования по предмету «Музыка» выделяются:
Таким образом, в процессе
обучения также осваивается система
музыковедческих понятий, обеспечивающих
восприятие музыкальных произведений в соответствии
с законами художественной действительности.
Учащимися осваиваются как отдельные
понятия, так и системы понятий (средства
музыкальной выразительности, система
длительностей, система нотной записи,
мажорный и минорный лады как системы
организации звуков). В соответствии с
возрастными особенностями учащихся уровень
освоения теоретических знаний в начальной
школе есть практический уровень или уровень представлений.
МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.
Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.
Из общепедагогических применяется следующая группа методов, которые классифицируются:
• по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);
• по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков);
• по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);
• по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).
Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.
Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном обучении имеют свою специфику. Так, например, широко распространенный словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике были отмечены рядом отечественных ученых, в музыкальном обучении понимается не столько как передача необходимой информации, сколько в качестве образно-психологического настроя, направленного на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.
Происходит своеобразное преломление и других общепедагогических методов в музыкальном обучении школьников, которое заключается в применении наглядного и практического методов, что отражено в самих формулировках, претерпевших некоторую трансформацию: наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практический методы.
К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:
• метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей); метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации;
• метод сопереживания;
• методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);
• метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);
• метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);
• метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).
Главное — не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными выразительными средствами, вырванными из целого.
Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.
Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у детей системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.
Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:
• активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;
. ознакомление с новым
знанием посредством четко
• закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.
В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы. Так, например, в программе для II класса Д.Б. Кабалевского бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по I классу, трансформируются в такие важнейшие качества музыки, как маршевость, танцевальность и песенность.
Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода — «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.
Активизируют внимание и интерес учащихся, особенно младшего возраста, различные задания перед прослушиванием музыки. Например: поднимать руку, когда музыка изменится или когда зазвучит скрипка (флейта и т.д.); поднимать руку каждый раз, когда будет звучать основная тема; делать это в том месте, которое ученику больше всего нравится; вспоминать другие произведения такого же характера, настроения. При ознакомлении учащихся младшего возраста с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием парного восприятия произведений, облегчающий процесс слушания. Он состоит в том, что к каждому более трудно воспринимаемому классическому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми, и когда они «войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что облегчает восприятие (из опыта Ю.Б. Алиева).
Информация о работе Музыкальное образование на уроках музыки в общеобразовательной школе Беларуси