Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута.
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
5
1.1
Наблюдение природы детьми
5
1.2
Прогулки и экскурсии в природу
6
1.3
Знакомство детей с природой во время игры
8
1.4
Словесные методы
9
2
Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой
13
2.1
Классификация видов наблюдений
13
2.2
Общие требования к организации наблюдения
15
2.3
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах
16
2.4
Закрепление представлений детей о природе
22
2.5
Циклическая организация наблюдений
24
3
Практико-ориентированные задания
27
3.1
Цикл наблюдений за рябиной осенью
27
3.2
Образцы календарей природы
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 3.38 Мб (Скачать файл)

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями  его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические  игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов  и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе [3].

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим  очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к  природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

В подготовительной к школе  группе проводят игры, требующие выявления  некоторых признаков растений или  животных, умения их описать, сделать  обобщение [4].

В старшей группе дети с  увлечением играют в игры без всякого  материала, в «словесные игры». Эти игры рассчитаны на имеющиеся у детей знания о природе, на развитие их речи, воображения, мышления, памяти. Например, в играх «В воде, в воздухе, на земле» или в игре «Бегают, летают, прыгают» водящий перечисляет различных животных и указывает на кого-либо из детей, ребёнок должен ответить, где обитает это животное или как передвигается. Например, рыба - плавает, птица - в воздухе. Можно играть и наоборот: водящий называет стихию или способ передвижения, а дети называют соответствующих животных. Аналогичные игры могут быть проведены и на тему «Огород, сад, поле». Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

 

1.4 Словесные методы

 

При ознакомлении детей с  природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям  явлениях природы и фактах из жизни  животных и растений, полученных в  процессе наблюдений и труда в  природе. Дети получают знания о новых  явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных  методов воспитатель учитывает  способность детей к пониманию  речи, длительному произвольному  вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие  у них ярких конкретных представлений  о том или ином явлении или  факте, которые будут предметом  обсуждения, уточнения, систематизации.

Решая определенные образовательные  задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.

Рассказывать детям можно  с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности  интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми.

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Детская книжка о природе  используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

 В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и  понять окружающий мир природы, связать  его со своим опытом. Для этого  полезны короткие сообщения из «Лесной  газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после  наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным  методом ознакомления с природой с обязательной беседой после  чтения. В беседе после чтения книги  важно помочь детям понять смысл  произведения, полнее и глубже освоить  его содержание. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует  уделять раскрытию связей между  явлениями, осмыслению фактов. Запас  ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать  связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к  беседе — сохранить у детей  непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается  с помощью вопросов от лица героя  при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Исходя из дидактических  задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение  опыта детей для того, чтобы  установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение  какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление  и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут  быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке  зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие  более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой  природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Эффективность беседы зависит  от предварительной подготовки детей.

Беседа — это итог проведенной  с ними работы. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей  представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо  представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и  конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей  в итоге беседы.

Беседа начинается с анализа  явлений, фактов, выделения их особенностей, признаков, существенных связей и зависимостей между явлениями. Такой анализ обеспечивает переход к обобщениям, приводит в  систему разрозненные факты.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при  работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

 

2 Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой

 

2.1 Классификация  видов наблюдений

 

а) Классификация наблюдений по А.И.Ивановой.

Наблюдения  можно классифицировать по разным принципам.

  1. По характеру наблюдаемых объектов:
  • Наблюдения за растениями;
  • Наблюдения за животными;
  • Наблюдения за объектами неживой природы.
  1. По месту проведения наблюдений:
  • В групповой комнате;
  • На участке;
  • В лесу, в поле и т. д.
  1. По количеству детей:
  • Индивидуальные (1-4 ребенка);
  • Групповые (5-10 детей);
  • Коллективные (вся группа).
  1. По причине их проведения:
  • Случайные;
  • Запланированные;
  • Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  1. По характеру включения в педагогический процесс:
  • Эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • Систематические.
  1. По продолжительности:
  • Кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • Длительные (свыше 15 минут).
  1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • Однократные;
  • Многократные, или циклические.
  1. По месту в цикле:
  • Первичные;
  • Повторные;
  • Заключительные и итоговые.
  1. По характеру мыслительных операций:
  • Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • Обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  1. По характеру познавательной деятельности детей:
  • Иллюстративные (детям все известно, и наблюдение только подтверждает знакомые факты);
  • Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • Решение задач наблюдения.
  1. По способу применения в аудитории:
  • Демонстрационные (наблюдения, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.)
  • Фронтальные (наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений.) [5].

б) Виды наблюдений по П.Г.Саморуковой.

Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для  формирования у детей представлений  о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания  особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Информация о работе Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой