Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута.
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
5
1.1
Наблюдение природы детьми
5
1.2
Прогулки и экскурсии в природу
6
1.3
Знакомство детей с природой во время игры
8
1.4
Словесные методы
9
2
Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой
13
2.1
Классификация видов наблюдений
13
2.2
Общие требования к организации наблюдения
15
2.3
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах
16
2.4
Закрепление представлений детей о природе
22
2.5
Циклическая организация наблюдений
24
3
Практико-ориентированные задания
27
3.1
Цикл наблюдений за рябиной осенью
27
3.2
Образцы календарей природы
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 3.38 Мб (Скачать файл)

В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые  можно наблюдать в ближайшем  окружении, и с теми, которые обитают  в других климатических зонах. Детей  продолжают знакомить с особенностями  внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важной задачей, которую  решает воспитатель, является установление связей между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала.

Формирование  у детей старшего дошкольного возраста более сложных знаний требует от воспитателя и усложнения методики организации, и проведения наблюдения. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: «Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать». Затем воспитатель задает детям разнообразные и. вопросы. Некоторые совсем несложные, например когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? и т. д. Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?

Воспитанникам старшей группы предоставляется  большая самостоятельность в  использовании известных им способов наблюдения, определении его плана  и подведении итогов. Воспитатель  помогает детям в случае затруднений  вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к  самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

Подготовительная  к школе группа. Основная тенденция познавательной деятельности детей седьмого года жизни — стремление к обобщению. Это объясняется тем, что способности ребят видеть существенные признаки в предметах и явлениях природы возросли. Наблюдение становится более самостоятельным.

Задачей воспитателя является формирование в процессе наблюдений обобщенных элементарных понятий, подведение детей к пониманию  все более сложных закономерностей, существующих в природе, воспитание самостоятельности.

Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель отбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: «животные», «растения», «живое», «неживое», «зима», «лето» и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Так же как и в старшей группе, наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. Но теперь в  ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующий от детей  умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: «Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские  действия детей были осознанными. С  этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель  с помощью вопросов побуждает  детей к осознанию способа  получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель  загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так  как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место  среди педагогических методов и  приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям  понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением [9].

 

2.4 Закрепление представлений детей о природе

 

В средней, а главным образом, в старшей группе применяются  некоторые специальные приёмы фиксации с детьми наблюдений и представлений, что содействует прочному и точному  усвоению их.

Дети закрепляют и творчески  перерабатывают свои наблюдения в изобразительном  творчестве: в рисунках на темы, связанные с наблюдениями и работами на участке, в уголке природы, с наблюдениями на прогулках и экскурсиях.

Закреплению и уточнению  представлений содействует также  и лепка из глины, снега знакомых детям животных, овощей, фруктов. Чтобы  слепить животное, похожее на настоящее, надо хорошо знать его характерные  признаки, например, форму ушек зайчика, Медведя; хвост у белочки, лисы.

С детьми старшего дошкольного  возраста очень полезно составлять примитивные коллекции из камней, ракушек, плодов, семян, которые они  используют в своих занятиях, играх. Здесь дети, имея дело с разнообразным  природным материалом, классифицируя  и группируя его, лучше познают  свойства, качества и характерные  признаки этого материала и прочно закрепляют их в памяти.

Составление коллекций из насекомых с детьми дошкольного  возраста не рекомендуется. Их дети наблюдают в живом виде в природе, помещают в садки для наблюдения в уголках природы.

Из засушенных растений дети составляют несложные гербарии. Темы их просты и связаны с наблюдениями и работами детей. Например, «Растения нашего огорода», «Растения нашего цветника»,, «Растения, которые мы собрали в лесу, на лугу, у реки, в поле», «Весенние цветы», «Осенние цветы» и др. «Листья знакомых нам деревьев и кустарников», «Осенние листья».

Засушенные растения употребляются  детьми для декоративных целей: поделки  орнамента, картин.

Из засушенных растений можно  сделать интересные игры для детей. Например, засушить попарно разные листочки, цветы. Дети могут играть в игру «Найди пару». Засушить листья какого-либо растения с момента их появления весной и до опадания осенью, дети подбирают их в последовательности.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с фактической действительностью.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а  старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид  календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной  или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через  одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних  условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель  обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками  те явления природы, которые они  наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих  условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно  помогает им освоить это дело. Нет  сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают  интеллект детей и личность в целом [2].

 

2.5 Циклическая организация наблюдений

 

Помимо  содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму  проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые  постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить  в форме циклов.

Обитатели уголка природы весь учебный год  живут рядом с дошкольниками - это обстоятельство накладывает  особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей  за этот длительный период наступило  равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы  или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме  все наблюдения одного цикла формируют  у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных  проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку  чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые  живут по соседству с ним.

Цикл  наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле  осуществляется распределение всего  объема знаний на "порции", что  обеспечивает постепенное и более  надежное их усвоение. Каждое следующее  наблюдение позволяет демонстрировать  детям новые стороны и особенности  уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять  сложившиеся представления.

Достоинством  цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

В  цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения  объектов наблюдения. Весь цикл - это  сумма, элементарных экологических  знаний об отдельно взятом объекте. В  нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни объекта наблюдения, поддерживает среду в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими "порциями", постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога.

Цикл  проводится в течение длительного  времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом,  цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших  групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с  наблюдаемым объектом способствует развитию у них интереса к данному  объекту природы.

Цикл  наблюдений - удобная форма организации  педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или и аквариуме не золотые, а другие рыбки - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.

По  каждому животному уголка природы  во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые  являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются  представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке  ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится  рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес [6].

3 Практико-ориентированные  задания

 

3.1 Цикл  наблюдений за рябиной осенью

 

Наблюдение 1. Как выглядит рябина осенью.

Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов. Обогатить и активизировать словарь за счет слов: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает деревья  вокруг участка. Обращает внимание на рябину.

• Посмотрите, какое перед нами тоненькое деревце. Как оно называется?

Информация о работе Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой