Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута.
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
5
1.1
Наблюдение природы детьми
5
1.2
Прогулки и экскурсии в природу
6
1.3
Знакомство детей с природой во время игры
8
1.4
Словесные методы
9
2
Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой
13
2.1
Классификация видов наблюдений
13
2.2
Общие требования к организации наблюдения
15
2.3
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах
16
2.4
Закрепление представлений детей о природе
22
2.5
Циклическая организация наблюдений
24
3
Практико-ориентированные задания
27
3.1
Цикл наблюдений за рябиной осенью
27
3.2
Образцы календарей природы
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 3.38 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Могилевский  государственный университет имени  А.А.Кулешова»

 

 

 

 

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ – ОСНОВНОЙ МЕТОД 

ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

 

 

 

 

Контрольная работа

по теории и методике ознакомления

детей дошкольного  возраста с природой

студентки 3 курса группы «М»

специальности «Дошкольное образование.

Практическая  психология»

ЗФПО

Екатерины Юрьевны  Ярославцевой

 

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры

педагогики  детства и семьи 

Людмила Александровна Нифадьева

 

 

 

 

 

 

 

Могилев

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

Общая характеристика методов ознакомления детей с природой

5

1.1

Наблюдение природы детьми

5

1.2

Прогулки и экскурсии  в природу

6

1.3

Знакомство детей с природой во время игры

8

1.4

Словесные методы

9

2

Метод наблюдения – основной метод  ознакомления детей с природой

13

2.1

Классификация видов наблюдений

13

2.2

Общие требования к организации наблюдения

15

2.3

Организация и методика руководства  наблюдениями в разных возрастных группах

16

2.4

Закрепление представлений  детей о природе

22

2.5

Циклическая организация наблюдений

24

3

Практико-ориентированные задания

27

3.1

Цикл наблюдений за рябиной осенью

27

3.2

Образцы календарей природы

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

33


ВВЕДЕНИЕ

 

«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас  с детства»

И. С. Соколов-Микитов

Все мы – дети Природы. И с малых  лет человек должен познавать  ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной  частью мира. Все начинается с детства. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.

Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.

Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать  его наблюдения интересными и  проследить, чтобы цель была достигнута.

Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с  практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.

Природоведческие  сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы  и поговорки помогут доходчиво  и интересно донести изучаемый  материал, способствуют лучшему его  усвоению и запоминанию.

Пальчиковая гимнастика, физкультурные  минутки  и динамические паузы тоже могут  быть подчинены теме природы и  способствовать органичному закреплению  полученных знаний.

Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги  необходимо выставлять книги о природе  родного края с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту, адаптированную для детей.

Детям особенно близко и дорого то, что  они сами вырастили. Знакомясь с  природой, дети проводят посильную  работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и  укрепляют их здоровье.

Ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.

Прекрасно, если грамотно организована работа с  родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей  к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.).

Только  целенаправленная систематическая  работа, перекликающаяся со всеми  видами деятельности детей принесет желаемые результаты. Мир природы станет неисчерпаемым источником знаний, если они будут поступать к ребенку через руки, труд, взаимоотношения с другими людьми, с природными явлениями, через чувства и переживания самого дошкольника.

Таким образом, в процессе знакомства детей  с природными явлениями совершенствуются их ощущения и восприятие, развиваются  внимание, мышление и речь, стимулируется  воображение и воспитывается  социальная позиция личности в отношении  к природным ресурсам [7].

1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой

 

Руководя познанием  природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель  применяет разнообразные методы и приемы. Основными из них являются те, которые обеспечивают наглядное и активное знакомство с живой природой, содействуют образованию чётких и конкретных представлений о ней.

В связи с этим большое  место уделяется наблюдениям, прогулкам  и экскурсиям в природу, уходу  за животными и растениями, разнообразным  играм с природным материалом (песок, вода, снег, растения, камни, ракушки).

Кроме непосредственного  знакомства с природой, дети получают представление о ней через  художественное слово и книгу, иллюстрации, игры с картинками. Иллюстрация, слово  и книга не только дают детям представления  о том, что они не могут видеть, но уточняют и систематизируют представления  детей о явлениях, которые они  наблюдают в природе.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ  воспитателя с чтением художественного  произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Отбор методов и приемов  воспитательно-образовательной работы, их правильное чередование и сочетание имеют особо важное значение в формировании четких представлений детей о природе.

Применяя тот или  иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение  применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др [5].

Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит  от природного окружения дошкольного  учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и  накопленного ими опыта.

 

1.1 Наблюдение природы детьми

 

Основным методом ознакомления дошкольников с природой будет наблюдение.

Наблюдение  — целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. А для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы [6].

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных  объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации  и оптимальных форм и приемов  включения в них детей.

Во время наблюдения ребенок  может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют  природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг  и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдение сельскохозяйственных объектов — в поле, на птицефабрике, в саде, огороде и т. д. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки [5].

 

1.2 Прогулки и  экскурсии в природу

 

Дети любят перемену обстановки, их радует возможность увидеть что-либо новое, побегать, поиграть на просторе, собрать для игр и занятий  природный материал, набрать красивых цветов, вкусных ягод, грибов. Поэтому они обычно охотно отзываются на предложение воспитателя пойти на прогулку и экскурсию.

Общение с родной природой в её богатом разнообразии повышает интерес детей к природе, содействует  воспитанию любви к ней, расширяет  их кругозор, уточняет представления, подводит к установлению простейших связей. Дети часто долго вспоминают и расспрашивают о том, что  видели на прогулке.

Большое значение имеют прогулки и экскурсии для художественного  воспитания ребёнка. Они помогают детям  почувствовать обаяние природы. Красота природы, которую дети наблюдают, гуляя в лесу, в поле, производит на детей сильное впечатление, вызывая  часто глубокие переживания. «Так красиво, что уходить не хочется»,— говорят  дети, любуясь у обрыва закатом  солнца. Попав в лес зимой, дети умолкают, поражённые красотой и необычайностью деревьев в белоснежном убранстве.

Под влиянием ярких впечатлений, полученных на прогулках и экскурсиях, обогащается творчество, развивается  воображение детей. Их рисунки становятся богаче по содержанию, краскам, форме. Дети иногда пытаются даже выразить свои впечатления в стихах.

Воспитатель должен хорошо знать природу своего края и ближайшее  природное окружение, а также  систематически наблюдать за сезонными  изменениями в природе. Это поможет  ему своевременно и последовательно  провести прогулки и экскурсии и  правильно выбрать места для  них.

Резкую грань между  прогулками и экскурсиями в природу  с детьми дошкольного возраста провести нельзя. И те и другие осуществляют определённые воспитательно-образовательные задачи. Но на прогулке воспитатель не выдвигает перед детьми определённой познавательной цели, не ограничивает содержания наблюдений, хотя он и даёт иногда детям какие-либо практические или познавательные задания: собрать цветы, ягоды, грибы, природный материал; сравнить листья, стволы разных деревьев и др. На прогулках дети получают новые знания, но их содержание и характер не планируются точно заранее и в большой мере зависят от тех явлений и объектов, которые встретятся детям и заинтересуют их.

Прогулки проводятся со всеми  группами. Экскурсии — с детьми средней и старшей групп с  более определённой познавательной целью, объём и характер знаний намечается воспитателем и в связи с этим проводятся наблюдения в определённой последовательности, планируется вся экскурсия [4].

 

1.3 Знакомство детей с природой во время игры

 

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие  дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется  как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Большое значение имеют творческие игры детей, связанные с природой. В них дети творчески преломляют свои представления о природе. В  них дети изображают животных, труд человека в природе (сенокос, рыбную ловлю и др.), покорение человеком  природы: завоевание северного полюса и т. д.

Информация о работе Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой