Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:49, контрольная работа
Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута.
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
5
1.1
Наблюдение природы детьми
5
1.2
Прогулки и экскурсии в природу
6
1.3
Знакомство детей с природой во время игры
8
1.4
Словесные методы
9
2
Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой
13
2.1
Классификация видов наблюдений
13
2.2
Общие требования к организации наблюдения
15
2.3
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах
16
2.4
Закрепление представлений детей о природе
22
2.5
Циклическая организация наблюдений
24
3
Практико-ориентированные задания
27
3.1
Цикл наблюдений за рябиной осенью
27
3.2
Образцы календарей природы
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Могилевский
государственный университет
НАБЛЮДЕНИЕ – ОСНОВНОЙ МЕТОД
ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Контрольная работа
по теории и методике ознакомления
детей дошкольного возраста с природой
студентки 3 курса группы «М»
специальности «Дошкольное образование.
Практическая психология»
ЗФПО
Екатерины Юрьевны Ярославцевой
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры
педагогики детства и семьи
Людмила Александровна Нифадьева
Могилев
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
Общая характеристика методов ознакомления детей с природой |
5 |
1.1 |
Наблюдение природы детьми |
5 |
1.2 |
Прогулки и экскурсии в природу |
6 |
1.3 |
Знакомство детей с природой во время игры |
8 |
1.4 |
Словесные методы |
9 |
2 |
Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой |
13 |
2.1 |
Классификация видов наблюдений |
13 |
2.2 |
Общие требования к организации наблюдения |
15 |
2.3 |
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах |
16 |
2.4 |
Закрепление представлений детей о природе |
22 |
2.5 |
Циклическая организация наблюдений |
24 |
3 |
Практико-ориентированные |
27 |
3.1 |
Цикл наблюдений за рябиной осенью |
27 |
3.2 |
Образцы календарей природы |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
32 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»
И. С. Соколов-Микитов
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.
Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.
Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута.
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию.
Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.
Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе родного края с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту, адаптированную для детей.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.
Ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.
Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.).
Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей принесет желаемые результаты. Мир природы станет неисчерпаемым источником знаний, если они будут поступать к ребенку через руки, труд, взаимоотношения с другими людьми, с природными явлениями, через чувства и переживания самого дошкольника.
Таким образом, в процессе знакомства детей с природными явлениями совершенствуются их ощущения и восприятие, развиваются внимание, мышление и речь, стимулируется воображение и воспитывается социальная позиция личности в отношении к природным ресурсам [7].
1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Основными из них являются те, которые обеспечивают наглядное и активное знакомство с живой природой, содействуют образованию чётких и конкретных представлений о ней.
В связи с этим большое место уделяется наблюдениям, прогулкам и экскурсиям в природу, уходу за животными и растениями, разнообразным играм с природным материалом (песок, вода, снег, растения, камни, ракушки).
Кроме непосредственного
знакомства с природой, дети получают
представление о ней через
художественное слово и книгу, иллюстрации,
игры с картинками. Иллюстрация, слово
и книга не только дают детям представления
о том, что они не могут видеть,
но уточняют и систематизируют
Методы и приемы, используемые
педагогом в работе, соединяются,
например наблюдение с беседой, рассказ
воспитателя с чтением
Отбор методов и приемов воспитательно-образовательной работы, их правильное чередование и сочетание имеют особо важное значение в формировании четких представлений детей о природе.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др [5].
Выбор методов и приемов определяется
содержанием программы и
1.1 Наблюдение природы детьми
Основным методом ознакомления дошкольников с природой будет наблюдение.
Наблюдение — целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. А для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы [6].
Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдение сельскохозяйственных объектов — в поле, на птицефабрике, в саде, огороде и т. д. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки [5].
1.2 Прогулки и экскурсии в природу
Дети любят перемену обстановки, их радует возможность увидеть что-либо новое, побегать, поиграть на просторе, собрать для игр и занятий природный материал, набрать красивых цветов, вкусных ягод, грибов. Поэтому они обычно охотно отзываются на предложение воспитателя пойти на прогулку и экскурсию.
Общение с родной природой в её богатом разнообразии повышает интерес детей к природе, содействует воспитанию любви к ней, расширяет их кругозор, уточняет представления, подводит к установлению простейших связей. Дети часто долго вспоминают и расспрашивают о том, что видели на прогулке.
Большое значение имеют прогулки
и экскурсии для
Под влиянием ярких впечатлений, полученных на прогулках и экскурсиях, обогащается творчество, развивается воображение детей. Их рисунки становятся богаче по содержанию, краскам, форме. Дети иногда пытаются даже выразить свои впечатления в стихах.
Воспитатель должен хорошо знать природу своего края и ближайшее природное окружение, а также систематически наблюдать за сезонными изменениями в природе. Это поможет ему своевременно и последовательно провести прогулки и экскурсии и правильно выбрать места для них.
Резкую грань между прогулками и экскурсиями в природу с детьми дошкольного возраста провести нельзя. И те и другие осуществляют определённые воспитательно-образовательные задачи. Но на прогулке воспитатель не выдвигает перед детьми определённой познавательной цели, не ограничивает содержания наблюдений, хотя он и даёт иногда детям какие-либо практические или познавательные задания: собрать цветы, ягоды, грибы, природный материал; сравнить листья, стволы разных деревьев и др. На прогулках дети получают новые знания, но их содержание и характер не планируются точно заранее и в большой мере зависят от тех явлений и объектов, которые встретятся детям и заинтересуют их.
Прогулки проводятся со всеми группами. Экскурсии — с детьми средней и старшей групп с более определённой познавательной целью, объём и характер знаний намечается воспитателем и в связи с этим проводятся наблюдения в определённой последовательности, планируется вся экскурсия [4].
1.3 Знакомство детей с природой во время игры
Игра — не только развлечение,
но и метод, при помощи которого маленькие
дети знакомятся с окружающим их миром.
Чем меньше дети, тем чаще игра применяется
как метод образовательно-
Большое значение имеют творческие игры детей, связанные с природой. В них дети творчески преломляют свои представления о природе. В них дети изображают животных, труд человека в природе (сенокос, рыбную ловлю и др.), покорение человеком природы: завоевание северного полюса и т. д.
Информация о работе Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой