Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности использования наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Задачи исследования:
1.Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать практический и наглядный материал.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
1.Значение наблюдения природы для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………........
2.Общие требования к организации наблюдений …...........8
3.Методика проведения наблюдений разных видов…………….…11
4.Руководство наблюдениями детей в разных возрастных группах......14
Глава II. Практическая часть……………………………………………..18
Выводы………………………………………………………………….…28
Список использованной литературы..…………………………….….….31
Приложения……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовик 2.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы

  1. Значение наблюдения природы для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………........
  2. Общие требования к организации наблюдений …...........8
  3. Методика проведения наблюдений разных видов…………….…11
  4. Руководство наблюдениями детей в разных возрастных группах......14

Глава II.  Практическая часть……………………………………………..18

Выводы………………………………………………………………….…28

Список использованной литературы..…………………………….….….31

Приложения……………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многогранный  мир пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление  перед открывшейся тайной природы  – могучий толчок для стремительного потока мыслей» - отмечал В.А.Сухомлинский.

Наблюдение природы, по образному  выражению В.А.Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество.[  ]

Крупнейшие представители  классической педагогики прошлого уделяли большое внимание наблюдению и влиянию наблюдения на развитие личности ребёнка.

Я.А. Каменский отмечал, что ребёнок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить … истинное и прочное знание вещей, обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство», гласит его знаменитое правило «Великой дидактики».

Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребёнка, его естественную склонность к наблюдению отмечал другой известный педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк: «Способность замечать малейшее различие между вещами, свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, который помогает разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию».

Здесь главная  задача – научить ребёнка любить природу. Дети должны видеть в труде  источник духовной радости. Так, если ребёнок  вырастил цветы для того, чтобы  любоваться ими, если единственным вознаграждением  за труд стало наслаждение красотой, а творилась эта красота для радости других – он не способен на подлость, цинизм, бессердечность. Это один из сложных вопросов нравственного воспитания.

Воспитание  заботливого отношения к природе  возможно тогда, когда дети будут  располагать хотя бы элементарными  знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь к родному краю.

Всестороннее  развитие и воспитание маленьких  детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с природой.

Дети дошкольного  возраста проявляют огромный интерес  к природе. Нет ни одного объекта  или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя  – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Формы организации  детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные.

Метод – это  система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих  и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося стимулированной деятельностью взрослого.

Среди разнообразных  методов экологического воспитания дошкольников важное место следует  отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное и др.

Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями с неживой природы.

Наблюдение  – это специальное организованное воспитателем, целенаправленное, более  или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление  свойств и  качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

С. Л. Рубинштейн считал, что содержание наблюдений должно составлять: перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком направлении должно двигаться развитие наблюдения – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому.

К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.

Е. И. Тихеева отмечала, что уроки наблюдения, понимаемые в мысли систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и слуха.

Поэтому темой курсовой работы нами выбрана «Использование наблюдений в экологическом образовании дошкольников».

Предмет исследования: экологическое образование дошкольников

Объект  исследования: использование наблюдений в экологическом образовании дошкольников.

Цель  исследования: выявить возможности использования наблюдений в экологическом образовании дошкольников.

Задачи  исследования:

  1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Подобрать практический и наглядный материал.

Методы исследования: изучение литературы.

Методы  исследования: изучение литературы.

Методологическая  база: Саморукова П.Г., Николаева С.Н., Рубинштейн С.Л., Тихеева Е.И. и др.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

  1. Значение наблюдения  для всестороннего развития дошкольников

 

Одним из основных методов ознакомления детей с  природой является наблюдение.

В психологических  исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как  сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

 

 

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в  комплексе ряд задач: формирует  у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

 

 

Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет  детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление. Если дети уже встречались с изучаемым предметом, воспитатель начинает с вопросов, организующих наблюдение. В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей  во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот приём может быть применён в наблюдениях с детьми в старших и подготовительных к школе группах. Сравнивая объекты, дети этих групп с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их и образования элементарных понятий.

Организация длительных наблюдений – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности.

  
1.2. Общие требования к проведению наблюдений

Каждый вид  наблюдения требует своеобразного  руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1.   Цель  и задачи наблюдения должны  быть поставлены четко и конкретно.  Задача должна иметь познавательный  характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный  вопрос.

2.   Для  каждого наблюдения воспитателю  необходимо отбирать небольшой  круг знаний. Каждое наблюдение  должно давать детям новые  задания, постепенно расширяя  и углубляя первоначальное представление.

3. В организации  наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.

4. Наблюдение  должно способствовать развитию  умственной и речевой активности  детей. Активизация умственной  деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.

5. Наблюдение  должно возбудить интерес детей  к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные  детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться  и систематизироваться с помощью  других методов и форм работы.

7. В результате  каждого наблюдения у детей  должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы. [8, 154-158.]

Общие требования к проведению наблюдения:

  • сохранение естественности психических проявлений;
  • должен быть целенаправленным;
  • фиксация результатов.

Процессы общей  процедуры наблюдения (программа наблюдения):

  • определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
  • определение объект, предмет и ситуации (что наблюдать?);
  • выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  • установка временных рамок наблюдения и составление его графика (как долго наблюдение должно вестись?);
  • выборка способа регистрации наблюдаемого и разработка бланков регистрации наблюдаемого по необходимости (как вести записи?);
  • определение способа обработки и интерпретации полученной информации (каков результат?).

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и  речевому развитию детей. Для этого  наблюдения в детском саду должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления  рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять,  обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Информация о работе Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой