Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности использования наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Задачи исследования:
1.Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать практический и наглядный материал.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
1.Значение наблюдения природы для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………........
2.Общие требования к организации наблюдений …...........8
3.Методика проведения наблюдений разных видов…………….…11
4.Руководство наблюдениями детей в разных возрастных группах......14
Глава II. Практическая часть……………………………………………..18
Выводы………………………………………………………………….…28
Список использованной литературы..…………………………….….….31
Приложения……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовик 2.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

На первых наблюдениях  воспитатель предлагает полюбоваться этим растением, насладиться запахом. Дети рассматривают его внешний  вид, выделяют особенности, сравнивают с другими растениями. На последующих наблюдениях воспитатель рассказывает историю этого растения, легенды, связанные с ним, его назначение и применение.

Например: воспитатель  обращает внимание детей на растения цветника, говорит: «Словно кусочек  солнца упал на клумбу. Яркие жизнерадостные, оранжевые и золотистые головки цветов». Дети должны найти растение ноготки (календула) на клумбе, назвать их. Далее проводится наблюдение за этим растением. Воспитатель дает новые знания о ноготках, расширяющие представления детей о данном растении: растение лечебное, его рекомендуют для заживления ран, при ангине, для улучшения сна и аппетита. Чтобы растение цвело до глубокой осени, нужно обрывать цветы, не давая созреть семенам. На семена оставить 3-4 самых ярких цветка. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать художественный образ-загадку.

Из-за гор высоких  и морей глубоких. Из-за рек могучих  и лесов дремучих. Прилетели к  нам певцы Долгожданные.... (скворцы). Загадка должна сосредоточить внимание ребенка на главных признаках  объекта.

В начале наблюдения можно использовать чтение стихотворения  или пение песенки. Они помогают ребенку увидеть самые характерные  черты наблюдаемого объекта.

Наблюдение  за ромашкой рекомендуется начать с  чтения стихотворения «Ромашки»: Знакомые с детства Они развернули свои лепестки. Родные ромашки Вся в белое наша поляна одета Мы рвем на лужайке Качает цветы ветерок на бегу У тихой реки. Ромашки! Ромашки! Как белые звезды, Я знойного лета без вас Средь розовой кашки И представить себе не могу.

После чтения стихотворения, в котором содержательно раскрыто место произрастания, внешний вид, время цветения ромашки, воспитатель проводит наблюдение за самим растением. Образец, приведенный самим педагогом, также может быть использован на II этапе наблюдения. Например: воспитатель говорит: «Мне сквер больше всего нравится зимой, когда деревья покрыты шапками снега или инеем. Сквер становится каким-то волшебным. В нем красиво сочетаются зеленые ели с белизной снега и голубизной неба. А вам в какое время года нравится наш сквер? Почему?» На прогулке рекомендуется использовать приемы ТРИЗ «Чудеса прогулок»; приемы фантазирования, оживления, динамизации, увеличение или уменьшение объектов. Например: наблюдение за «живыми» облаками. - Куда они плывут? - Какие вести несут? - Почему тают? - О чем мечтают? - О чем расскажут? - Что нам покажут? Можно предложить «оживить» ветер. - Кто мама ветра? - Кто его друзья? - Какой бывает характер у ветра? - О чем спорят ветер с солнцем? Интересен и своеобразен прием эмпатии - дети представляют себя на месте объекта наблюдения: - А что, если бы ты превратился в кустик? - О чем ты мечтаешь? - Кого ты боишься? - С кем бы ты подружился? - О чем шепчутся твои листочки? Или:

- Представь  себя на месте божьей коровки.

- Для чего  ты живешь: - Кто твои друзья: - Чем ты любишь лакомиться? - Что тебе неприятно? Детям можно предложить надеть очки с цветными стеклами и посмотреть на дождь, снег, облака. Они сделают необыкновенные открытия, если рассмотрят муравья, гусеницу, комара, снежинку или любой другой объект через увеличительное стекло. Вечером рекомендуется понаблюдать за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи, сугробы, кусты, деревья и т.п. Это своеобразное общение поможет дошкольникам увидеть тайны изменений природы в разное время суток. Прием способствует развитию детского воображения. Интересен еще один прием, заставляющий ребенка рассмотреть объект, самому исследовать его и на основе собственных наблюдений сделать «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений. Этот процесс может протекать по-разному: 1 вариант. Дети видят набухшие почки и отмечают, что по сравнению с зимой почки стали толще. Воспитатель сообщает: «Почки набухли, через некоторое время они лопнут и появятся маленькие зеленые листочки, которые затем распустятся». В процессе наблюдения за изменениями в жизни растений у детей развивается наблюдательность и мышление. 2 вариант. Воспитатель не рассказывает, что будет дальше с почками, а предлагает понаблюдать за их изменениями в течение каждого дня. Через несколько дней рассказать об этом в группе.

III этап. Основной

Цель: последовательное рассматривание (обследование) предмета и осмысление воспринятого.

Успех наблюдения во многом зависит от содержания и  последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и реагирует на их активность.

В процессе наблюдения воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных объектах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала; установления связей и зависимостей в природе. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных. Ценны вопросы, способствующие раскрытию причин, явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы, поскольку, отвечая, дети стараются полнее охарактеризовать явления, назвать словом установленную связь, обозначить в своей речи последовательность развития. Например, наблюдая за небом с детьми подготовительной группы, следует обратить внимание детей на его своеобразную красоту в разное время суток.

Как вы думаете, что такое небо?

Небо - это воздух. Вот почему небо везде: над домами, между 

деревьями, около земли.

Чем вам нравится утреннее небо?

Сравните цвет неба, когда оно высоко над нами, и когда оно ближе к земле. Отгадайте загадку:

Это что за потолок:

То он низок, то высок,

То чуть-чуть голубоват,

То он сер, то беловат.

А порой такой  красивый.

Кружевной и  синий-синий?    (Небо)

Эта загадка  направляет внимание детей на изменяющуюся высоту неба, цвет, наличие кучевых  облаков.

Что можно увидеть  на небе?

Почему облака называются кучевыми?

Как образуются облака?

Предложить  посмотреть, как красивы облака и небо ранней весной, особенно если посмотреть на них через кружевную сеть веток берез, лип, тополя.

Отгадайте загадку:

Белые перины в  небе проплывают

Солнце закрывают, грядки поливают

И всю жизнь  упорно странствуя по свету.

И всегда покорны одному лишь ветру.      (Облака)

В загадке раскрываются особенности облаков, связь их движения с движением воздуха, сходство с  окружающими предметами.

Как вы думаете, что такое небо?

Небо - это воздух. Вот почему небо везде: над домами, между 

деревьями, около земли.

Чем вам нравится утреннее небо?

Сравните цвет неба, когда оно высоко над нами, и когда оно ближе к земле.

Отгадайте загадку:

Это что за потолок: То чуть-чуть голубоват,

То он низок, то высок, А порой такой красивый.

То он сер, то беловат. Кружевной и синий-синий?    (Небо)

Эта загадка  направляет внимание детей на изменяющуюся высоту неба, цвет, наличие кучевых  облаков.

Что можно увидеть  на небе?

Почему облака называются кучевыми?

Как образуются облака?

Предложить  посмотреть, как красивы облака и небо ранней весной, особенно если посмотреть на них через кружевную сеть веток берез, лип.

Отгадайте загадку:

Белые перины в  небе проплывают

Солнце закрывают, грядки поливают

И всю жизнь  упорно странствуя по свету.

И всегда покорны  одному лишь ветру.      (Облака)

В загадке раскрываются особенности облаков, связь их движения с движением воздуха, сходство с  окружающими предметами. Задача основного  этапа наблюдения заключается также  в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить.

Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении можно условно разделить на три  части:

а) обследование предмета или явлений в целом;

б) анализ обследуемого предмета;

в) обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях.

На третьем  этапе в младшем дошкольном возрасте применим прием имитации ребенком движений, звуков и явлений природы. Например, детям можно предложить повторить движения крыльев птицы во время полета; способ передвижения птиц (голубь важно ходит, воробей прыгает). Звукоподражание - звон капели, скрип снега, полет шмеля, лай собаки и т.п.

Попытка таких  имитаций заставляет дошкольника внимательнее всматриваться в предмет, наблюдать за явлениями природы, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении оказались незамеченными.

IV этап. Заключительный

Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Подведение  итогов не должно быть простым перечислением  уже ранее названных признаков. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали.

Например: воспитатель  проводит наблюдение «Узнаем ли мы деревья нашего участка зимой?» После рассматривания деревьев различных пород, их стволов, веток, почек, нахождения признаков сходства и различия воспитатель подводит итог:

«Вы сегодня  узнали наши деревья. Оказывается, они  не похожи друг на друга. Все деревья сейчас спят. Им тепло под снегом». Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, успешно осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры.

Например: «Докажи», «Принеси», «Назови дерево» и т.д. Также могут быть предложены игровые действия: «Раз, два, три! К березке (тополю) беги!», или «Раз, два, три! К самому высокому (низкому) дереву беги!» Детям могут быть даны дидактические задания:

а) на корректировку звукопроизношений «Спой песенку ветра», «Кто как кричит?»;

б) на выполнение дыхательных упражнений «Подуй на веселую снежинку», «Пусть летит».

Закончить наблюдение рекомендуется чтением стихотворения. Например, после наблюдения за снегирями  воспитатель читает:

От простуд он не страдает, Пусть покроют снега груды.

Не страшится  злобных вьюг И пригорок, и пустырь,

И к зиме не улетает Рад красавец, красногрудый

На далекий, знойный юг. Житель севера снегирь.

Или другой пример. После наблюдения в цветнике за растением  золотой шар воспитатель читает:

Этот шар  не для игры, Вырос он на клумбе нашей.

Ты не рви  его, постой. Чтобы радовался ты,

Он растет для  красоты, Чтобы в мире стало краше

Словно солнце, золотой. От тепла и доброты.

На прогулке необходимо проводить наблюдения, которые развивают мышление, память, речь. Обязательным является использование художественного слова. Необходимо, чтобы наблюдения сопровождались пением песен (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими упражнениями.

 

Глава 2. Описание практической работы

Изучив научную  и методическую литературу ………нами был подобран следующий практический материал по проблеме исследования: картотека ……

Весь материал будет использован нами в работе с детьми. 
Выводы

Природа является одним из важных средств воспитания, потому что убеждения человека формируются с детства. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед педагогами – воспитать любовь к Родине. Эта первая нравственная заповедь нашего общества. Воспитывать любовь к родной природе – значит воспитывать и любовь к Родине.

Чувство любви  к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих растений, красотой цветка, пейзажами родных мест.

Восприятие  природы помогает развить такие  нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему  живому.

Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать  цветы, разорять гнёзда, обижать, дразнить животных, будет стараться охранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только правильно направить его деятельность. Зная законы природы, человек преобразует её.

Человек создаёт  моря, меняет русла рек, улучшая и умножая народное достояние. Но всё это пришло не сразу. На заре человечества природа учила людей добывать пищу, получать огонь, строить жилища и т.п. Природа способствовала развитию человека.

Основное средство познания природы – наблюдение, которым руководит воспитатель.

Восприятие  происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а  в некоторых случаях и вкусового  анализатора. Восприятие контролируется мышлением при активном использовании  речи. В процессе наблюдений у детей развивается ценное качество личности человека – способность к целенаправленному наблюдению. Наблюдательность нужна каждому человеку (композитору, рабочему и спортсмену и т.п.).

Информация о работе Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой