Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности использования наблюдений в экологическом образовании дошкольников.
Задачи исследования:
1.Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Подобрать практический и наглядный материал.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
1.Значение наблюдения природы для всестороннего развития дошкольников…………………………………………………………........
2.Общие требования к организации наблюдений …...........8
3.Методика проведения наблюдений разных видов…………….…11
4.Руководство наблюдениями детей в разных возрастных группах......14
Глава II. Практическая часть……………………………………………..18
Выводы………………………………………………………………….…28
Список использованной литературы..…………………………….….….31
Приложения……………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовик 2.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том  числе о живой и неживой  природе, человек получает в детстве.

Организованное  воспитателем наблюдение объектов и  явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.

Подготовка  наблюдения в детском саду включает в себя:

- определение  места наблюдения исходя из  имеющихся у детей знаний, умений  и навыков, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только  интерес и увлечение детей,  но и их способность воспринять  предоставленный материал;

- подготовка объекта к наблюдению,

  - подготовка всего  необходимого для наблюдения: если  наблюдаться будут растения, то  возможно понадобиться лупа, если  животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными,

- необходимо продумать организационные моменты – освещение, размещение детей, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту.

В группах  раннего и младшего дошкольного  возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами уголка природы. Наблюдения эти должны быть кратковременными, но часто должны повторятся.

В средней группе, кроме  кратковременных, организуется и более  длительное наблюдение. Например, за ростом и развитием растений, посеянных  на земельном участке или в уголке природы.

В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место, здесь дети следят за развитием растений из семян, превращением насекомых, сезонными  изменениями в природе и т.д.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах самостоятельно.

Для того чтобы наблюдение способствовало формированию правильных представлений и умственному развитию детей, воспитатель должен объяснить цели наблюдения, задавать вопросы, которые направляют их внимание на характерные особенности объекта или явления.

На занятиях в группах раннего возраста, дети второго года жизни могут наблюдать котёнка, щенка, цыплёнка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку и т.п.

На занятиях в младших  группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, малышей сажают полукругом. Первые наблюдения проводятся с небольшим числом детей.

Примерный конспект занятия с детьми младшей группы на тему: «Наблюдение за рыбкой». (Приложение 1).

Во второй младшей  группе также один раз в две  недели организуются занятия по ознакомлению с природой. Их тематика связана  с содержанием работы и с особенностями  сезонных явлений в природе. В  процессе обучения следует шире использовать игрушки, картинки, природный материал, который позволит каждому ребёнку детально познакомиться с нужным предметом.

В осенний период воспитатель  проводит несколько занятий по ознакомлению детей с овощами и фруктами. У малышей воспитывает умение различать их по форме, окраске, вкусу (например, морковь, помидор, яблоко и т.д.) узнавать на ощупь. В процессе рассматривания воспитатель задаёт вопросы «Что это? Как называется? Какого цвета?», организует обследование объектов, — даёт ребёнку подержать овощи (фрукты) проверить твёрдость, обвести форму и т.д.

Знакомство с растениями осуществляется на таких занятиях, как «рассматривание клумбы», «рассматривание  осеннего дерева». Во второй младшей  группе дети должны узнавать и называть домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.). А также знать некоторые особенности жизненных проявлений, чем питается, какие издаёт звуки (например, кошка мяукает, собака лает, корова мычит, лошадь ржет). Они должны также узнавать и знать названия 1-2 насекомых: бабочек, жуков; знать, что они летают, у них есть крылья (Приложение 2).

В средних, старших и подготовительных к школе группах руководство  наблюдениями осуществляется при помощи вопросов воспитателя. Детям предлагают назвать особенности отдельных  частей животных, определить их окраску, понаблюдать, как они передвигаются, как питаются. В этих группах применяется и сравнение изучаемого с известным. Для активизации мышления детей данных групп, подведения их к выводам, установление связей и причин явления, помогают вопросы: «Как ты узнал? Почему ты так думаешь?»

С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно  повторить наблюдения за теми животными, изменив характер вопросов, усложнив задание. С детьми этого возраста можно понаблюдать, как животные поддерживают чистоту своего тела и  жилища. Например, предложить ребятам присмотреться к действиям кошки: шершавым языком она вылизывает шерстку на лапках, груди и боках, затем начинает умываться – смачивает слюной лапку, протирает ей мордочку, уши. Нужно учить детей различать характерные признаки домашних животных (внешний вид, повадки, а также знать о приносимой людям пользе и заботе человеку от них). Они также должны знать основные особенности внешнего вида, движений, издаваемых звуков.

В старшей и  подготовительной к школе группах, воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому воспитатель подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы дети могли порассуждать, подумать. Например: «Почему кролик прыгает, а не бегает, ползёт?», и «Что помогает ему прыгать?», «Каких ещё животных вы знаете с таким строением ног?», «Что кролик любит есть?» и т.п.

С детьми старшей  группы требуется:

1) научить детей  правильно называть части тела животных, подвести к пониманию, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (заяц прыгает, волк бегает). Знать о пользе домашних животных.

2) знать, чем  питается и чем полезна.

3) знать особенности  внешнего вида, жизненных проявлений, места обитания ящерицы и черепахи.

4) знать, что  бабочка, жук, муравей, пчела  – насекомые. Иметь представления  о некоторых особенностях их  внешнего вида. Сравнивать насекомые  по способу передвижения.

5) знать некоторые  особенности сезона жизни, места обитания их.

Необходимо  подвести детей к пониманию некоторых  защитных свойств насекомых (Приложение 3).

При работе с  детьми подготовительной к школе  группы следует обратить внимание на следующее:

1) Закрепление  и расширение уже полученных представлений о домашних животных и подведение детей к образованию понятий «домашние животные», «дикие животные», «хищные» и «травоядные».

2) Уметь связно  рассказать об особенностях внешнего  вида, жизненных проявлений животных (ящерицы и черепахи и т.п.).

3) Различать  бабочек, жуков. Знать цикл  развития бабочек и жуков. Представлять  себе, чем питаются насекомые.  Знать, что муравьи и пчёлы  живут большими семьями. Знать  некоторые формы защиты насекомых  (окраска, химическая защита).

Примеры экскурсии  в уголках природы для всех возрастных групп (Приложение 4).

 

Ознакомление дошкольников с окружающим миром проходит в 4 этапа:

I этап. Подготовительный

Цель: вызвать  у детей интерес к объекту  наблюдения.

На этом этапе  воспитатель указывает цель и  задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно переходить в наблюдение, а может несколько отстать по времени от начала наблюдения. Вызвать интерес к объекту можно различными приемами.

1.Использование  личного опыта детей. 

Предлагается вспомнить, видели ли предмет, где видели, каким он был тогда, что знают о нем. Этот прием можно использовать, организуя наблюдения весной, когда приходит время цветения мать-и-мачехи и наступает пора распускания больших зеленых листьев.

Мы с вами ходили весной на прогулку и видели растение, которое

называется  мать-и-мачеха.

Вспомните, где  росло это растение?

Каким его мы видели?

На что похож  цветок этого растения?

Сегодня мы пойдем и посмотрим, какие изменения  произошли. Мать-и-мачеха - это необычное растение, как и его название.

2.Краткая беседа. Например. Тема наблюдения: «Узнаем ли мы наши деревья зимой».

Вы помните, какие деревья растут на нашем  участке?

Как вы узнавали деревья летом?

По каким  признакам можно узнать наши деревья  сегодня, когда они

без листьев, ветки  и стволы занесены снегом?

Сегодня после  занятий мы пойдем искать наши знакомые деревья.

3.Чтение литературного  произведения. В руках воспитателя  детская книга о природе имеет  большую ценность. Но специфика  произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д. Ушинский, что в них многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом. Поэтому воспитатель при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.

Глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при наблюдении, их эмоциональная  отзывчивость свидетельствуют о  силе воспитательного воздействия  природы, без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они видят, природа как средство воспитания теряет свою ценность.

Чтобы дать ребенку  почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен сам чувствовать  ее и уметь передавать в своем  исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе. Пейзажная лирика читается мягко, напевно, медленно, она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами должны быть темп и пауза. Например: перед проведением наблюдения на прогулке за растением подмаренник воспитатель предлагает послушать сказку Н. Павловой «Как облачко».

После чтения выясняет:

Вы хотели бы отыскать растение подмаренник, маленькое, необычное «облачко»? Сегодня мы пойдем на прогулку и постараемся найти это растение.

4. Рассматривание  иллюстраций или рисунков,

Например: воспитатель  в утренние часы предлагает рассмотреть  рисунки детей из календаря наблюдений и труда.

Вспомните, как  выглядели семена гороха, которые  мы сажали на огороде?

Найдите рисунок, на котором изображен появившийся росток гороха.

Покажите рисунок, каким стал росток гороха через неделю?

Сосчитайте, сколько  листочков у гороха на этом рисунке?

Когда появились  цветочные бутоны у гороха?

А вы хотите посмотреть, каким стал горох? После занятия мы пойдем на огород и посмотрим, какие изменения произошли с горохом за выходные дни.

Или другой пример: перед наблюдением за горохом  на огороде воспитатель загадывает загадку: Дом зеленый тесноват.

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки 

Осенью пришла беда -

Треснул домик  гладкий,

Поскакали кто  куда

Круглые ребятки. (Горох)

Отгадка обращает внимание детей на плод - боб, он удлинен, с гладкой поверхностью, семена круглые, при созревании растрескиваются на две створки, и оттуда высыпаются семена.

II этап. Начало наблюдения

Цель: направить  произвольное внимание ребенка и  сосредоточить его на наблюдаемом  объекте, поддержать интерес к нему. В младших и средних группах  дошкольного учреждения рекомендуется  использовать моменты сюрпризности, загадочности, неожиданности.

Для повышения  интереса детей младшего возраста к растениям наблюдение можно начать, используя игру с куклой. Кукла «просит» показать ромашку, колокольчик в цветнике; сказать, как называется желтый цветок на клумбе. С детьми среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать несложные игры-поручения, типа: «Найди такой же»; «Кто заметил?»; «Угадай по запаху».

Для развития интереса у детей старшего дошкольного  возраста к растениям рекомендуется использовать игровые приемы: «Кто первый увидит?»; «Кто быстрее найдет?» «Кто первый увидит новый распустившийся цветок?» «Кто быстрее найдет самое высокое дерево» (самое низкое, самое красивое дерево, или кустарник с самыми красивыми листьями и т.д.). Рекомендуется использовать на II этапе «угадайки». Например: «Угадайте, серединка у мака зеленая или черная? Какие листья у тюльпана -узкие или широкие?»

Или: ребенок  выбирает на клумбе одно растение и, не называя его, описывает характерные  признаки, по которым остальные дети должны определить выбранное им растение.

Информация о работе Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой