Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенствование учебной – материальной базы общеобразовательной школы – одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так работа с ним для учащихся – это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания естествознания разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Каждый вид учебного оборудования выполняет определенную функцию, поэтому содержание изучаемого материала можно раскрыть наиболее полно только при комплексном размещении видов учебного оборудования на уроках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ…………...…7
Наглядность как метод обучения на уроках окружающего мира……….…7
Виды наглядных средств обучения на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………………………11
Методика использования наглядности на уроках окружающего мира…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

кропотинакурсач.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ…………...…7

    1. Наглядность как метод обучения на уроках окружающего мира……….…7
    2. Виды наглядных средств обучения на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………………………11
    3. Методика использования наглядности на уроках окружающего мира…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….29

 

 

Введение.

 

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенствование учебной – материальной базы общеобразовательной школы – одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так работа с ним для учащихся – это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания естествознания разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.

Каждый вид учебного оборудования выполняет определенную функцию, поэтому содержание изучаемого материала можно раскрыть наиболее полно только при комплексном размещении видов учебного оборудования на уроках.

О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал еще в XVIII веке В. Ф. Зуев: «При рассуждении о какой – либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по крайней мере, по картинке».[1, 17] Впоследствии такие известные ученые -  методисты, как А. Л. Герт, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при знакомстве детей с природой. Исследования современных психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Н. Г. Конобеевского, Г. Ф. Суворовой, убедительно доказали, что применение наглядных средств повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.

В процессе обучения наглядные средства очень важны, так как во время использования они обеспечивают совместную деятельность различных анализаторов. Информация в мозг поступает по различным каналам, поэтому эффективность обучения существенно повышается. Те дети, которых обучали без применения наглядных средств в школе, отстают от тех, кто не был обделён в их применении. Отсюда следует, что средства наглядности необходимы в обучении, так как они помогают лучше подготовить детей к дальнейшему обучению в школе.

Эта проблема широко рассматривается в научной литературе. Роль натуральных и технических средств в обучении чрезвычайно велика, её подчёркивает педагог В.П. Вахтеров[2] (2007). В своей книге «Избранные педагогические сочинения» он раскрывает многие позиции своего предметного метода обучения, в котором подчёркивает важность предметных уро-ков, экскурсий и уроков на воздухе. Он осуждает те школы, в которых можно услышать только голос учителя, где дети не действуют самостоятельно. Его взгляды разделяют и другие педагоги, а именно П.И. Пидкасистый и М.Л. Портнов (2008)[3]. В своей книге «Искусство преподавания»  они говорят о том, что в использовании наглядности нужно иметь чувство меры и не перегружать ими урок, так как это отвлекает ребёнка от про-цесса обучения и не даёт должного эффекта. Эти и другие вопросы раскрывают на страницах своей работы «Методика преподавания природоведения» В.П. Горощенко и И.Л. Степанов [4], которые утверждают, что учитель должен владеть всеми видами, методами и формами преподавания, при этом уметь их применять. Правильный выбор и сочетание различных форм наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения.

Проблеме использования наглядных средств обучения в процессе проведения уроков естествознания уделяется внимание в работах многих ведущих методистов.

Изучение проблемы использования наглядных средств обучения в психолого – педагогической литературе позволило нам выделить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу.

Предмет исследования использование наглядных средств обучения на уроках «Окружающего мира».

Объект исследования – процесс обучения младших школьников в начальной школе.

Цель исследования: выявить пути использования средств в обучении младших школьников в курсе «Окружающего мира».

В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:

1.Определить сущность  понятия наглядные средства обучения.

2.Раскрыть особенности  использования наглядных средств в процессе обучения «Окружающего мира».

3.Охарактеризовать особенности  использования наглядных средств  на уроках «Окружающего мира».

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

1.Изучение и анализ  педагогической литературы по  проблеме использования наглядных  средств обучения на уроках  окружающего мира.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы использования наглядных средств на уроках ОМ с младшими школьниками.

 

1.1Наглядность  как метод обучения на уроках  ОМ.

Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания.

Термин «метод» происходит от греческого слова, что означает путь, способ продвижения к истине, ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

История развития и становления методики обучения весьма своеобразна Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей.

П.И. Пидкасистый. определяет  наглядные методы так - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Под наглядными методами обучения понимают также методы, при которых усвоение содержательной учебной информации находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными практическими методами обучения. Наглядные методы обучения можно условно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ иллюстративных пособий: плакаты, таблицы, картин, карт, зарисовок на доске и др. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, диафильмов и др.[5,238]

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п. Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. Еще Я. А. Коменский выдвинул "золотое правило": "всё, что можно, предоставлять для восприятия чувствам...".[6] Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядных средств обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

     Принцип наглядных  средств был значительно обогащен  в трудах Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по  себе доставляют нам беспорядочные  сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность  в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова  соединить, т. е. сформировать у учащихся понятия. [7,25]

     В педагогической  системе К. Д. Ушинского использование  наглядные средства в обучении  органически связано с преподаванием  родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться  самостоятельности детей в процессе  развития дара слова, служит наглядные  средства. Необходимо, чтобы предмет  непосредственно воспринимался  ребёнком и чтобы под руководством  учителя "...ощущения дитяти превращались  в понятия, из понятий составлялась  мысль, и мысль облекалась в слово".[10,47]

     В современной  дидактике понятие  наглядных  средств относится к различным  видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один  из видов наглядных пособий  не обладает абсолютными преимуществами  перед другим. При изучении природы, например наибольшее значение, имеют  натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках  грамматики - условные изображения  отношений между словами с  помощью стрелок, дуг, посредством  выделения частей слова разными  цветами. Нередко возникает необходимость  использовать различные виды  наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

     Очень важно  использовать наглядные средства  целенаправленно, не загромождать  уроки большим количеством наглядных  пособий, ибо это мешает учащимся  сосредоточиться и обдумать наиболее  существенные вопросы. Такое применение  наглядных средств в обучении  не приносит пользы, а скорее  вредит и усвоению знаний, и  развитию школьников.

     Когда у  учащихся имеются необходимые  образные представления, следует  использовать их для формирования  понятий, для развития отвлечённого  мышления учащихся. Это правило  относится не только к средним  и старшим, но и к начальным  классам. Опираясь на восприятие  младшими школьниками множеств  и отношений между ними, надо  уже в 1-м классе постепенно  переходить к обобщению наглядных  отношений, добиваясь их понимания  в отвлечённом плане. Так, проделав  умножение и деление на квадратиках  или кружочках в пределах двух  десятков, следует перейти к уяснению  связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между  этими арифметическими действиями.

     В практике  обучения применение наглядных  средств сочетается со словом  учителя. Способы сочетания слова  и средств наглядных средств при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

     При другой  форме сочетания, резко отличающейся  от только что описанной, сведения  о предметах и процессах учащиеся  получают из словесных сообщений  учителя, а наглядные средства  служат для подтверждения или  конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном  той же теме (серная кислота), учитель  сам рассказывает о её физических  свойствах и показывает эти  свойства.

     Первая  из  упомянутых форм сочетания является  более эффективной не только  для  усвоения знаний, но и для  развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается  особенно резко тогда, когда должен  быть осуществлён тонкий анализ  объекта, например, при изучении  внутреннего строения листа. Поскольку  применение другой формы сочетания  требует меньше времени, можно  прибегать к ней, когда производится  сравнительно "грубый" анализ  объектов. Знание учителем форм  сочетания слова и средств  наглядных средств, их вариантов  и сравнительной эффективности  даёт возможность творчески применять  наглядные средства сообразно  поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала  и другим конкретным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды наглядных  средств обучения на уроках естествознания в начальной школе.

Наглядные средства – это средства, к которым относятся и картины, и схемы, и диапозитивы, и живые растения и животные, аудио и видеотехника, и ещё многое другое. С их помощью в сознании ребёнка создаются образы, при помощи которых ребёнок лучше понимает материал, осознаёт его, проявляет к природе большой интерес. Для того чтобы сформировать положительное отношение детей к природе и, чтобы понимание материала было осознанным учитель должен использовать богатую палитру средств обучения, как наглядных, так и технических.

Средства наглядности, применяемые в обучении, разнообразны. Наглядность, основанная на использовании реальной действительности, может быть названа предметно-реальной. Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет в себе предметно-образную наглядность и знаковую наглядность. Наглядность, основанная на использовании представлений познающего субъекта, может быть связана с любым из названных видов наглядности.

Информация о работе Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира