Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенствование учебной – материальной базы общеобразовательной школы – одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так работа с ним для учащихся – это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания естествознания разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Каждый вид учебного оборудования выполняет определенную функцию, поэтому содержание изучаемого материала можно раскрыть наиболее полно только при комплексном размещении видов учебного оборудования на уроках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ…………...…7
Наглядность как метод обучения на уроках окружающего мира……….…7
Виды наглядных средств обучения на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………………………11
Методика использования наглядности на уроках окружающего мира…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

кропотинакурсач.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми.

Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.

Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д. Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.

Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.

Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.

Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.

Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, кабинетов и т.п. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.

Дидактический принцип наглядных средств является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

     Понятие наглядных  средств требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.

     Особую  роль  наглядные средства играют в  обучении детей младшего школьного  возраста, так как соответствует  особенностям их восприятия и  усвоения знаний. Воздействуя на  органы чувств (зрительные, слуховые  и т. д.), средства наглядные обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

     Наглядные  средства содействует выработке  у учащихся эмоционально-оценочного  отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в  истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и  процессов, о которых, им рассказывает  учитель. А уверенность в истинности  полученных сведений, убежденность  в знаниях делают их осознанными, прочными. Наглядные средства повышают  интерес к знаниям, делают более  легким процесс их усвоения, поддерживают  внимание ребенка.

     B зависимости  от дидактических функций различаются  следующие виды наглядных средств.

     Естественные  наглядные средства (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными  объектами природы.

     Экспериментальные  наглядные средства (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство  с явлениями и процессами в  ходе опытов, наблюдений.

     Картинные и картинно-динамические наглядные средства (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

     Объемные наглядные  средства (макеты, муляжи, геометрические  фигуры); функция - знакомство с теми  предметами, где объемное,

а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

     Звуковые наглядные  средства (грамзаписи, магнитофонные  записи, радио); функция - воспроизведение  звуковых образов.

     Символические и графические наглядные средства (чертежи, схемы,

карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления,

знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением

реального мира.

     Смешанные  наглядные средства - учебный звуковой  кинофильм; функция - воссоздание наиболее  полного живого отображения действительности.

     Прежде  чем  отобрать для урока тот "или  иной вид наглядных средств, необходимо  продумать место его применения  в зависимости от его дидактических  возможностей. При этом следует  иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного  урока и отбирать такие наглядные  пособия, которые четко выражают  наиболее существенные стороны  изучаемого на уроке явления  и позволяют ученику вычленять  и группировать те существенные  признаки, которые лежат в основе  формируемого на данном уроке  представления или понятия.

     От  учебных  задач зависит и выбор  одной  из форм сочетания наглядных  средств и рассказа учителя. В  одних случаях источником знания  выступает наглядное пособие, а  объяснение учителя выполняет  функцию руководства восприятием  учеников. Наглядные пособия могут  служить опорой для осознания  связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному  наблюдению, а слово учителя побуждает  к наблюдению и направляет  детей на, осмысливание, истолкование  сделанных наблюдений.

     При обобщении, повторении изученного, как  правило, источником знания о фактах, явлениях  или их связях выступает  беседа  учителя, а наглядные средства  выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного  сообщения или служит отправным  пунктом сообщения, содержащего  сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному  восприятию.

     Наглядные  средства могут выступать в  роли источника знаний при  организации самостоятельной работы  творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет  задание, направляет деятельность  учащихся.

     Наглядные  средства  могут служить зрительной  опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок  литературного произведения.

     Количество  средств обучения, применяемых на  одном уроке, определяется конкретными  образовательными, воспитательными  и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда  учитель считает достаточным  использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядных средств.

     В начальных  классах формируются  не только  представления учащихся об изучаемых  объектах, но и понятия. Достижению  каждой из этих задач способствует  использование различных видов  наглядных средств. Это требование  комплексного подхода к использованию  средств обучения связано со  спецификой их функций.

     При формировании  представлений основное место  отводится образной наглядных  средств. Наиболее простой, распространенный  и традиционный ее вид - печатные  картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

     Картина как  средство обучения известна с  XIX века. В учебно-воспитательном  процессе (на уроке и во внеклассной  работе) применяется в виде настенных  демонстрационных картин большого  формата; в виде иллюстративного  материала индивидуального и  группового пользования в альбомах  сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в  виде рисунков в учебниках. Картины  могут быть специально созданы  к отдельным темам учебной  программы, репродукции художественных  полотен известных мастеров также  могут служить полезным учебным  пособием.

     Картины обладают  одной особенностью, которая  объясняет  их систематическое применение  в школе: художник изображает  основные признаки предметов  и явлений в более концентрированном  виде, чем это встречается в  жизни. Вынесение основного на  передний план обеспечивает возможность  четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

     На  уроках  картины используются для  решения  различных учебных задач: они  могут быть источником новых  знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя  или ученика, средством мотивации.

     Достоинства  учебных картин - их большая информационная  емкость, достигаемая художественностью  изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение  позволяет длительно фиксировать  внимание учащихся на изучаемом  явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников  также и с приемами работы, которые потом найдут место  при самостоятельной деятельности  учеников с раздаточным материалом  не только печатного, но и предметного  характера, то есть с помощью  картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым, усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

     Таблицы различаются  по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.

     Другие  таблицы  представляют собой сочетание  цифрового, текстового или графического  материала с одним либо несколькими  рисунками или без них. К ним  относятся, например, таблицы по  обучению грамоте, по русскому  языку, для составления и решения  задач, к урокам внеклассного  чтения. Одни таблицы используются  в качестве иллюстраций при  объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной  информации для уточнения, расширения  знаний учащихся, как материал  для организации тренировочных  упражнений.

     Особое  место  занимают справочные и инструктивные  таблицы: "Правильно черти и  измеряй", "Правильно сиди при  письме", "Правила дорожного  движения" и т. д. Они предназначены  для длительного пользования.

     К статичной  иллюстративной наглядных средств  относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении  учебников, при наличии в них  фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много рисунков. Они позволяют организовать разнообразную работу. В одних случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: например, рисунки к урокам по теме "Обозначение мягкости согласных гласными буквами" (телята, ягнята, котята, щенята), рисунок к упражнению "Зима" и т. п. В других случаях рисунки подсказывают детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание "Допишите предложение (Девочки рвут... На озере шумят...)" ученики могут выполнить по-разному, то есть дописать любое из слов (в данном случае - цветы, ветки, траву и ребята, тростники, утки). Рисунки же (здесь - ландыши, камыши) направят мысль ребенка в нужное русло - предложение будет дополнено словами с определенной орфограммой (ши).

     Наконец, по  рисункам в учебнике учащиеся  составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы.

     Кроме иллюстраций, в учебниках русского языка  помещены схемы-таблицы окончаний  имен существительных и прилагательных, изменений глагола и т. д. По  ним организуется наблюдение  за тем или иным языковым  явлением, они могут служить и  для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении  самостоятельной работы и при  самопроверке.

     Аналогичны  функции рисунков в учебниках  математики и Курса  «Окружающий  мир». В значительной мере они  являются иллюстрациями к тексту (задачи, статьи), но определенная  их часть, особенно в природоведении, представляет собой учебный материал, сопровождаемый практическими заданиями (составить по рисунку задачу, выполнить работу по определению  сторон горизонта и т. д.). Рисунки  в учебниках по чтению чаще  играют иллюстративную роль.

     Натуральные  объекты. К ним относятся живые  растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные  объекты дают возможность обеспечить  точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого  предмета. Природные объекты доступны  восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Информация о работе Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира