Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 08:22, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что совершенствование учебной – материальной базы общеобразовательной школы – одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так работа с ним для учащихся – это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания естествознания разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Каждый вид учебного оборудования выполняет определенную функцию, поэтому содержание изучаемого материала можно раскрыть наиболее полно только при комплексном размещении видов учебного оборудования на уроках.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ…………...…7
Наглядность как метод обучения на уроках окружающего мира……….…7
Виды наглядных средств обучения на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………………………11
Методика использования наглядности на уроках окружающего мира…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Наглядность, основанная на использовании наглядных средств обучения, созданных человеком, объединяет предметно-образную и знаковую наглядность. Соответственно наглядные учебные пособия могут быть предметно-образными и знаковыми.
Предметно-образные пособия включают две группы наглядных учебных пособий - натуральные и объемно-образные.
Натуральные наглядные пособия представляют собой натуральные объекты, подлинные предметы, специально обработанные с целью использования их в учебном процессе. К ним относятся гербарии, препараты, коллекции, чучела, скелеты и т.д. Объемно-образные наглядные пособия представляют собой такие, которые передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объемного образа, являясь трехмерным изображением объекта. К объемно-образным пособиям относятся: модели, макеты, муляжи и т.д.
Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые пособия.
Образно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся: картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.
Условно-знаковые пособия представляют собой такие пособия, которые передают изучаемые объекты с помощью знака в абстрагированной форме. К условно-знаковым пособиям относятся: карты, схемы, чертежи, формулы, уравнения и т.п.
Средства осуществления практических действий включают приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, кабинетов и т.п. Основное назначение этой группы средств - способствовать формированию умений и навыков практического характера. При этом среди них могут быть как средства, специально созданные для процесса обучения, так и любые средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью. Формирование опыта осуществления деятельности, как составной части содержания образования, в значительной степени зависит от многообразия этой группы средств обучения.
Дидактический принцип наглядных средств является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.
Понятие наглядных средств требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.
Особую роль
наглядные средства играют в
обучении детей младшего
Наглядные
средства содействует
B зависимости
от дидактических функций
Естественные
наглядные средства (растения, животные,
полезные ископаемые); ее функция
- знакомство учащихся с
Экспериментальные наглядные средства (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
Картинные и картинно-динамические наглядные средства (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
Объемные наглядные средства (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное,
а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.
Звуковые наглядные средства (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.
Символические и графические наглядные средства (чертежи, схемы,
карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления,
знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением
реального мира.
Смешанные
наглядные средства - учебный звуковой
кинофильм; функция - воссоздание наиболее
полного живого отображения
Прежде чем
отобрать для урока тот "или
иной вид наглядных средств, необходимо
продумать место его
От учебных
задач зависит и выбор одной
из форм сочетания наглядных
средств и рассказа учителя. В
одних случаях источником
При обобщении,
повторении изученного, как правило,
источником знания о фактах, явлениях
или их связях выступает беседа
учителя, а наглядные средства
выполняет функцию
Наглядные
средства могут выступать в
роли источника знаний при
организации самостоятельной
Наглядные средства могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.
Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядных средств.
В начальных
классах формируются не только
представления учащихся об
При формировании
представлений основное место
отводится образной наглядных
средств. Наиболее простой, распространенный
и традиционный ее вид - печатные
картины и иллюстративные
Картина как
средство обучения известна с
XIX века. В учебно-воспитательном
процессе (на уроке и во внеклассной
работе) применяется в виде настенных
демонстрационных картин
Картины обладают
одной особенностью, которая объясняет
их систематическое применение
в школе: художник изображает
основные признаки предметов
и явлений в более
На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.
Достоинства
учебных картин - их большая информационная
емкость, достигаемая художественностью
изображения изучаемого
Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.
Другие таблицы
представляют собой сочетание
цифрового, текстового или графического
материала с одним либо
Особое место
занимают справочные и
К статичной
иллюстративной наглядных
Наконец, по
рисункам в учебнике учащиеся
составляют ответы на вопросы,
предложения и небольшие
Кроме иллюстраций,
в учебниках русского языка
помещены схемы-таблицы
Аналогичны
функции рисунков в учебниках
математики и Курса «Окружающий
мир». В значительной мере они
являются иллюстрациями к
Натуральные
объекты. К ним относятся живые
растения, объекты неживой природы
(образцы полезных ископаемых). Натуральные
объекты дают возможность
Информация о работе Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира