Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенствование учебной – материальной базы общеобразовательной школы – одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так работа с ним для учащихся – это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания естествознания разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Каждый вид учебного оборудования выполняет определенную функцию, поэтому содержание изучаемого материала можно раскрыть наиболее полно только при комплексном размещении видов учебного оборудования на уроках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ…………...…7
Наглядность как метод обучения на уроках окружающего мира……….…7
Виды наглядных средств обучения на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………………………11
Методика использования наглядности на уроках окружающего мира…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

кропотинакурсач.docx

— 55.80 Кб (Скачать файл)

    

 

 

1.3 . Методика использования наглядности на уроках ОМ.

 

Система работы с наглядными средствами обучения  на  уроках  естествознания стимулирует у младших школьников разные виды познавательный интерес к предмету. Самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью наглядных методов вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологического сознания особую роль приобретают методы, с использованием различных средств обучения. Они стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Ряд методов имеет универсальное значение. Опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п. - позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На основе проделанной работы, можно сделать следующий вывод: педагогическими методами обучения являются материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. Наглядные же средства обучения имеют огромное значение в приобретении знаний по естествознанию.

При использовании наглядных средств обучения необходимо соблюдать, ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой  информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Таким образом, мы пришли к выводу, что средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функцией учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Зуев В.Ф. Педагогические труды //Изд-во Академии педагогических наук, 1956
  2. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. [Вступ. ст. С.Ф. Егорова, с. 6-27]; Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1987. – 400
  3. Искусство преподавания:Первая кн. учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов ; Пед. о-во России, 1999
  4. Методика преподавания природоведения [Текст] : учеб. пособие для пед. уч-щ / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1984.
  5.   Пидкасистый П.И. “Педагогика” Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ М.: “Российское педагогическое общество”/ 1995 г. / с. 238
  6. Коменский Я.А. Великая дидактика./ Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз,1955.
  7. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность
  8. Авторы: Яков Абрамов
  9. К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения./ Гос. Учебно-педагог. Изд-во, 1945
  10. Стрезикозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения /М: «Просвещение»/ 1976
  11. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя / М: «Российское педагогическое общество» /1998г.
  12. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологического воспитания в начальной школе. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. /Издат. Центр «Академия»/ 1999г.
  13. Пакулова В.М., Кузнецова В.Н. Методика преподавания приподавания. Учебное пособие для учащихся пед. Институтов / М: «Просвещение»/ 1990г.
  14. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учебное пособие для студентов высших заведений / М: Издательский центр «Академия». 2001г.
  15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. – М.: Народное образование, 1998
  16. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / Педагогические сочинения. Том 8 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1986.
  17. Истомина Н.Б. Развивающее обучение //Начальная школа – 1996
  18. Педагогика под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1983
  19. Харламов И. Ф. Педагогика. М., Высшая школа, 1990
  20. Смирнов С. А. и др.. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., Академия, 1999

 

 


Информация о работе Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира