Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 08:22, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что совершенствование учебной – материальной базы общеобразовательной школы – одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так работа с ним для учащихся – это источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания естествознания разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
Каждый вид учебного оборудования выполняет определенную функцию, поэтому содержание изучаемого материала можно раскрыть наиболее полно только при комплексном размещении видов учебного оборудования на уроках.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ…………...…7
Наглядность как метод обучения на уроках окружающего мира……….…7
Виды наглядных средств обучения на уроках естествознания в начальной школе………………………………………………………………………………11
Методика использования наглядности на уроках окружающего мира…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Однако следует
сказать, что не всегда школа
по тем или иным причинам
может располагать живыми
Препараты. Препаратами
принято считать все природные
объекты, подвергавшиеся
Коллекции. Это
собрания однородных предметов,
объединенных родовым
Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. На уроках труда, например,- как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с заменой кузова).
В качестве
демонстрационных пособий на
уроках Курса «Окружающий мир»
и изобразительного искусства
применяются муляжи плодов
Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако требование жизни - готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.
Раздаточные
материалы, предназначенные для
индивидуального пользования, широко
применяются в учебном
К пособиям
индивидуального пользования
Значительное
место среди учебно-наглядных
пособий занимают экранные, звуковые,
экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства.
Используя экранные и звуковые
пособия, следует помнить, что они
не являются какими-то
Сегодня в
распоряжении учителя
Учебные кинофильмы
и кинофрагменты. Учебные фильмы
для начальных классов
В связи
с широким внедрением в учебный
процесс кинофрагментов
Учебный фильм
может демонстрироваться в начале,
середине и в конце урока
в зависимости от цели
Учебные диафильмы.
Диафильм - статичное изображение
на пленке, объединенное единой
сюжетной линией и в связи
с этим имеющее определенную
последовательность подачи
Для начальных
классов особенно большое значение
имеет изобразительный ряд
На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного.
По построению
диафильмы могут быть
Как правило,
зрительный ряд диафильмов
В настоящее
время в действующий фонд учебных
диафильмов, выпущенных студией "Диафильм",
входят диафильмы к урокам
русского языка, чтения, Курса «Окружающий
мир», математики, трудового обучения;
для проведения внеклассной
Диафильмы
могут быть использованы на
всех этапах процесса обучения.
Работа с диафильмом
объяснения цели и значения задания (мотивация);
демонстрации диафильма с комментированием каждого кадра, при этом внимание учеников фиксируется на деталях изображения;
повторного просмотра диафильма.
Отдельные этапы могут заменяться другими в связи со спецификой учебного предмета: на уроках чтения и развития речи особенное внимание уделяется коллективному пересказу с целью помочь детям найти словесный эквивалент изображению, словарной и грамматической работе, обсуждению лучших рассказов, составлению плана (так вводятся в общую схему новые этапы); на уроках Курса «Окружающий мир» могут быть вместо комментирования ответы на вопросы, рассказ ученика, выполнение практической работы; на уроках математики преимущественное место имеет выполнение практических заданий (вычислить, определить форму, количество сторон, углов у фигуры, саму фигуру, данную в кадре).
Для успешной
деятельности с использованием
учебных диафильмов (экранных пособий)
у учащихся необходимо
Обучение приемам
работы следует начинать на
самых простых по содержанию
кадрах диафильма. Для этого вначале
нужно научить ребенка видеть
изображение в кадре. Внимательно,
не торопясь, дети рассматривают
рисунок, стараясь не упустить
ни одной детали. Такое подробное
рассматривание поможет понять
содержание кадра и ответить
на самые простые вопросы: что
(кто) изображено в кадре? Что делает
действующее лицо? Где происходит
действие? Как можно оценить это
действие, поступок? На эти или
подобные им вопросы по
Далее один из учеников, опираясь на краткую запись вопросов (Кто? Что делает? Где?), тремя предложениями раскрывает содержание кадра. Дополняя друг друга, ученики делают краткое описание какой-либо крупной детали кадра - так прорабатывается общий план и крупные детали. После считывания учитель знакомит детей с разными видами заданий диафильма, упражняет их в объяснении смысла и хода выполнения задания.
В малокомплектной
школе, где выполнять различные
учебные задания по кадрам
диафильма придется учащимся
всех трех классов, знакомить
с приемами выполнения заданий
целесообразно сразу всех
Вся самостоятельная
и коллективная работа
Учебные диапозитивы. Диапозитивы - фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой.
Диапозитивы
отличаются от диафильмов
Серии диапозитивов созданы ко всем учебным предметам начальной школы, и значительная часть их предназначена для внеклассной работы. Традиционно учителя начальных классов использовали в качестве иллюстраций к своему рассказу (вводному слову или к литературным текстам) серии диапозитивов на уроках чтения, реже - русского языка. В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; Курса «Окружающий мир», например серии диапозитивов "Времена года", "Животные в разные времена года", "Растения в разные времена года", "Вода в природе", "Лес".
Для начальной
школы создана серия диапозитивов
по изобразительному искусству,
которая состоит из разделов,
предусмотренных программой. Демонстрируя
их, учитель может с учетом
возраста учащихся раскрыть
Диапозитивы,
как и диафильмы, при объяснении
учителя выполняют главным
Транспаранты к кодоскопу. На уроках часто используется графопроектор (кодоскоп) - прибор, предназначенный для демонстрации крупноформатных транспарантов, выполненных на прозрачной пленке. Транспаранты можно показывать как по одному, так и серией. За счет последовательного накладывания одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Графопроектор помогает учителю преподнести учебный материал поэтапно, логическими частями. Это способствует лучшему пониманию, усвоению материала, внимание школьников концентрируется на самом главном.
Информация о работе Наглядные методы обучения на уроках окружающего мира