Народная художественная культура и православие. Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

1) Что такое НХК и откуда пошло
2) Изначально основа в НХК – воспитательный момент
3) В НХТ задаётся идеальный образ, через занятия НХТ – путь к этому идеалу
4) Духовно-нравственное воспитание (что такое – ниже по тексту)
5) Как к нему прийти через НХТ

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по педагогике.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное Государственное  Образовательное Учреждение Высшего  Профессионального Образования 

 

Тюменская Государственная  Академия Искусств Культуры И Социальных Технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

 

Дисциплина: “Педагогика народного художественного творчества ”

Тема: Народная художественная культура и православие. Крещение Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Сапегин Андрей

Проверил: кандидат педагогических наук,

доцент Лебедев  В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013 г.

Роль народного художественного творчества в духовном и нравственном воспитании личности

1) Что такое НХК и откуда пошло

2) Изначально основа в НХК – воспитательный момент

3) В НХТ задаётся идеальный образ, через занятия НХТ – путь к этому идеалу

4) Духовно-нравственное воспитание (что такое – ниже по тексту)

5) Как к нему прийти через НХТ

В любую историческую эпоху исключительно важное значение общество придавало духовно-нравственному  воспитанию подрастающего поколения. От духовно-нравственного состояния  общества зависит благополучие и  благосостояние этого общества. В каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке и т.д. Такую регулирующую функцию, в современном жизнеустройстве выполняют правовые нормы, установленные современным обществом и закреплённые в нормативных и правовых документах, законодательных актах и пр.

Однако, взаимоотношения  между членами общества регулируются не только писаными законами. Издревле в каждом обществе складывались нравственные нормы общества, обусловленные его традиционной культурой

 

Нравственные  нормы обязательного характера  не имеют, но именно они являются необходимыми слагаемыми духовного, а, соответственно, и экономического, и политического, и социального процветания общества, его благополучия

Влияние народной культуры на развитие общества изучали  ведущие деятели  педагогической науки. Коменский С.Т. Ушинский К.Д  А.С.  Макаренко,    Сорока-Росинской, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский,   Г.С. Виноградов. В советское время продолжил идеи Ушинского В.А. Сухомлинский.и другие корифеи педагогики.

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами Мораль – это внешний свод правил и этических норм. Нравственность – это внутренняя мотивация тех или иных поступков личности, т.е. это те нормы и правила, которые инициируются самим человеком, исходят от него, это его внутренний духовный стержень

.Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Другими словами - духовность это  свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных  интересов над материальными

 

Нравственное  развитие – в наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью  которого дети воспринимают общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах.

Каждый народ, пройдя долгий и сложный путь своего исторического развития, выработал свою систему духовных и материальных ценностей – культуру.

Культура – это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. Народная традиционная культура была  почвой, взрастившей человека – носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.

 

Народная педагогика – это область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания.

 

К средствам народной педагогики кроме игры и игрушки, относятся все виды устного народного  творчества, народные праздники, народные воспитательные традиции, декоративно-прикладное творчество, верования и др.

Народное  художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр, устное народное творчество Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Фольклор относится  к числу основных средств народной педагогики. В то же время это  и главный источник знаний о принципах  воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно- мифологических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие – один из важнейших принципов народной педагогики.

Пословица - нравственная оценка народом всех случаев жизни. В пословицах сформированы  основные нравственные принципы народа: любовь к родине, уважительное отношение к старшим, любовь детей к родителям и родителей к детям, оберегание чести, созидание добра и непримиримость к злу и др.

Загадки – оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Они развивают мышление детей, приучают анализировать предметы и явления. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Песня. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве.  Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Красота поэтических форм песен, сочетается с красотой их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению. Народные песни - это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, инстинктивно понимали воспитательное значение сказки. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи определенных нравственных ценностей из поколения в поколение

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина .Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Народное художественное творчество непосредственно связано с красотой окружающей природы, которая воспета в произведениях НХТ.

Игра прямо и непосредственно связана с воспитанием, В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры готовили детей  к труду, ко взрослой жизни. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание

Традиции  народа тоже являются формой и средством народной педагогики. Они как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Взаимоотношения между людьми определялись следующими правилами:

Взаимопомощь  и милосердие.

помочи

Дожинки

Навозница

Вздымки

Печебитьё

Капустники

Супрядки  - все  эти мероприятия предполагали участие  в работе по помощи односельчанам  «всем селом». И были «пронизаны»  народным художественным творчеством: и во время работы и после исполнялись  песни, соответствующие традиции. Сама работа, обогащённая поэтикой песни воспитывала в подрастающем поколении уважение к ближним, милосердие.

 

Честь и достоинство, значение репутации. Не пустым было выражение «держать слово». «Моё слово – золото», «Не давши слово – крепись, а давши – держись», «Уговор – дороже денег» - все эти пословицы отражали реальные взаимоотношения между людьми. Умение держать слово особенно проявлялось в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов.  Крестьянское понятие чести включало в себя также для мужчин – отсутствие оснований для оскорблений и умение ответить на незаслуженные поношения; для девушек – чистоту; для женщин – верность. Безнравственные поступки выносились на суд мира не только через прямое осуждение их на сходке, но и в других формах. Любое сколько нибудь широкое сборище в деревне, от крестин до поминок и от хоровода до помочей – могло служить для обращения к общественному мнению. При этом широко использовались художественные формы. Это было возможно потому, что крестьяне в массе своей свободно владели множеством фольклорных форм, умели импровизировать в рамках данного жанра. Претензия, выраженная в традиционной фольклорной форме, соответствующей обстоятельствам, считалась уместной там, где был совершенно невозможен прямой «выпад» на людях. К таким фольклорным формам можно отнести, например, частушки, или «вытьё по покойнику», в котором плакальщица могла жаловаться и на своих собственных обидчиков. Репутация девушек и парней находила отражение в величальных песнях, исполнявшихся в хороводе, а песни эти, в свою очередь, способствовали формированию репутации.

Трудолюбие. трудолюбие для крестьян – важнейшее качество человека. Оно воспитывалось в крестьянских семьях с малых лет. мальчиков начинали приучать к работе с 9 лет – стеречь лошадей, ухаживать за скотиной, и т.д. С 11 лет – садиться на лошадь и боронить пашню. (бороноволок). «Свой бороноволок дороже чужого работника» В 17 лет мальчик уже работал на сенокосе. Параллельно с сельскохозяйственными работами происходило обучение ремеслу. Полноценным работником юноша становился на 20-ом году, но уже с 18-ти считался женихом и имел право участвовать в сходках.

У девочек на первом месте стояло обучение домашнему  мастерству. Прясть на самопрялке начинали учить на одиннадцатом году, на 13-ом – вышивать. В 14 лет девушка училась шить рубахи и вымачивать холсты, а в 16 лет – ткать на кроснах. С этого же возраста девушка начинала доить корову и выезжать на сенокос. В 17 лет хорошая хозяйка должна сама установить ткацкий стан, а в 18 лет – полноценная работница и невеста должна уметь выпекать хлеб, стряпать и обрабатывать лён. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Трудовые навыки учитывались при выборе жениха и невесты, девушку наблюдали за работой, и оценивали её украшения и одежду, выполненные своими руками. Потому обязательной частью приданого были рушники, сорочки, скатерти, выполненные самой невестой. На свадьбе невеста развешивала их по дому, демонстрируя, таким образом своё мастерство. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр девичьего рукоделия, например, на выставках невест и на «перебасках», где устраивалось соревнование нарядов в доме у молодой.(воспитательное значение декоративно-прикладного творчества)      Трудовому обучению способствовали подражательные игры, которые начинались с 4 – 8 лет. Подросткам, не умеющим справляться с работой,  соответствующей возрасту, придумывали всякие обидные прозвища – «неткаха», «непряха», «безлапотник» и смеялись над ними.

Отношения побратимства были широко распространены Побратимство – вступление в отношения любви и взаимных обязательств не по родству, а намеренно, через обряд обмена крестами. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины. В отношения названных (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Крестовый брат в былинах – заступник и поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом. «Мне Алёша Попович – крестовый брат Крестовый брат – паче родного»

Отношение к старшим – безупречное уважение и подчинение. При этом делами сыновей занимался отец, а дочерей – мать. Сын подчиняется отцу до выделения своей семьи в отдельное хозяйство, дочь – до выхода замуж. После этого власть отца и матери терялась. Тут проявлялась нравственная основа их отношений – уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. Уважение к старшим могло проявляться в свадебных корильных песнях, где невеста корила родителей, что они отпускают её из родного дома.

Развлечения и праздники.      Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием – это отражалось в активном характере проведения досуга. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, использующихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, ритмами, мелодиями. Кроме того, девушки, по большей части сами, изготовляли себе праздничный костюм, включавший художественную отделку. Молодёжь в праздничном хороводе щеголяла нарядами, которые подвергались оценке общественного мнения по уровню мастерства. Хоровод диктовал свои законы, свои нормы поведения. Эти неписаные нормы отражали морально-этические представления русского крестьянина в целом. Каноны поведения в хороводе не только воспринимались с детства, но им учили родители, старшие родственники – от принципиальных правил нравственности до мелкого этикета.

Информация о работе Народная художественная культура и православие. Крещение Руси