Народная художественная культура и православие. Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

1) Что такое НХК и откуда пошло
2) Изначально основа в НХК – воспитательный момент
3) В НХТ задаётся идеальный образ, через занятия НХТ – путь к этому идеалу
4) Духовно-нравственное воспитание (что такое – ниже по тексту)
5) Как к нему прийти через НХТ

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по педагогике.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: "Боюсь греха!" А его милостыни бедным были огромны. "Устроил он и такое: сказав что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое". Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.

Крещение Руси, осуществленное по промыслу Божию святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году, положило начало истории Русской  Православной Церкви. Это событие  принято считать началом правовых отношений между Церковью и государством в Древней Руси. Языческие взгляды на право и на природу власти, носившие на себе печать грубости и жестокости, уступили место христианским гуманным правовым принципам. Коренным образом изменилось даже само понятие о праве и его источниках. По-новому стало определяться значение государственной и религиозной власти.

Принятие христианства от Византии приобщало Киевскую Русь к самому центру мировой цивилизации  того времени. Духовная и культурная связь с государством, хранившим в своих недрах плоды античной цивилизации, предоставила древнерусскому народу обильный источник знаний и просвещения.  

 

Русская Православная церковь 

 

Надежным проводником  религиозных знаний и духовного  просвещения стала Русская Православная Церковь. С самого своего рождения она получила статус государственной религии. Святой равноапостольный князь Владимир, ревностный защитник интересов Православной Церкви, предоставил церковной иерархии широкие права и возможности. Он понимал, что Церковь Христова, как божественное учреждение с особой природой и сферой деятельности, должна иметь свои цели и задачи, свою систему власти и управления. Он видел, что Церковь в ее внешнем проявлении не может существовать изолированно от государства, на территории которого ей приходится осуществлять спасительную миссию. Поэтому великий князь счел разумным не вмешиваться в вероучительную и каноническую жизнь "новонасажденной Русской Церкви", одновременно считая себя обязанным помогать духовенству в религиозно-нравственном воспитании народа.

В свою очередь  православное духовенство, отмечает известный  историк Русской Церкви митрополит Макарий, помогало великому князю мудрыми  советами: как лучше установить закон  среди людей, недавно познавших  Бога.

Считая себя причастной к судьбам Киевской Руси, юная Церковь охотно пошла на союз с государством и принимала самое деятельное участие в его внутренней политике. Этот союз, основанный на уважении и добровольном взаимном служении в интересах всего народа, представляет собой самую светлую страницу в истории Русской Православной Церкви.

Объединенные  же силы Церкви и государства направлялись исключительно на достижение древнерусским  обществом мира, благоденствия, материального  и духовного процветания.

Первая и  главная заслуга Церкви перед русским обществом - миссионерская проповедь, приобщение народа к животворному источнику христианской веры.

Древнерусское язычество оказывало христианским миссионерам отчаянное сопротивление, иногда доходившее до кровопролития. Но оно не останавливало христианских проповедников, верных своей священной  обязанности нести в народные массы свет Христовой веры. Особенно прославились на миссионерском поприще Митрополиты Киевские Михаил, Леонтий, Платон, Макарий. С учреждением же епархий при Митрополите Леонтии в миссионерскую деятельность включились епархиальные епископы и наиболее ревностные представители русского монашества и приходского духовенства. Формы миссионерства были самые различные: устные беседы, диспуты с язычниками; составлялись специальные поучения и епископские послания.

Одновременно  с приобщением язычников к  Христовой вере и их последующим  крещением Церковь вела кропотливую работу по искоренению языческих аномалий из семейной жизни. Как свидетельствуют летописные сказания, люди в то время часто убивали друг друга, употребляли в пищу всякую нечистоту, сквернословили, обращали будущих матерей в предмет купли и продажи, практиковали многоженство и наложничество.

Православная  Церковь, считая первоочередной задачей  – уничтожение недостатков языческой  семьи и создание новой, христианской, основанной на высоких христианских идеалах, в частности, объявила кражу  женщин тяжким преступлением и потребовала, чтобы браки заключались непременно по предварительному договору, который скреплялся в церкви по особому чину. Чрезвычайно велика роль Церкви в повышении авторитета женщины в семье: вместо прежней рабской приниженности она приобрела положение полноправного члена семейного союза. В женщине общество училось видеть мать, заботливую хранительницу семейного очага, советчицу мужа. В древнерусском памятнике гражданского права "Русской правде" помешено немало статей, определяющих равные права женщины в семье, в частности как полновластной хозяйки имущества покойного мужа"'.

Общественная  жизнь Киевской Руси также находилась в поле зрения духовенства. В ней  изобиловали все пороки, присущие древним языческим обществам: процветало рабство, угнетение "сильными мира сего" слабых и обездоленных, разбой, воровство и т. п.

Какими же средствами боролась Церковь с такими серьезными общественными недугами, не имея в  своем распоряжении ни политических, ни экономических, ни административных санкций? Единственным ее оружием было слово увещевания, молитвы и вразумления. Нельзя не сказать о деятельности Русской Церкви на поприще народного образования. Церковная иерархия не жалела на него ни времени, ни моральных и материальных издержек. Днем и ночью духовенство, наиболее грамотная часть общества, трудилось над перепиской и переводами книг. Из духовенства вышло немало талантливых писателей: епископ Новгородский Лука Жидята, Митрополит Киевский Иларион, преподобный Феодосии, игумен Киево-Печерский, Нестор Летописец и многие другие.

Достойна упоминания миротворческая деятельность Церкви в  Киевской Руси. Междоусобные войны, раздоры, клятвопреступничество, политические интриги и злобная месть князей требовали от русского духовенства  долготерпения, мудрости и мужества, чтобы погасить опустошительные вооруженные конфликты и добиться мирного сосуществования древнерусских княжеств.

Как видим, служение Русской Церкви на благо земли  Русской было многообразно. За лояльное отношение к ней государства  она платила любовью и добром.

 

Русский народный календарь. Религиозные и  народные праздники.

 

С момента появления  человека на земле он постоянно соприкасается  с окружающим миром и осваивает  его. Для того, чтобы прокормиться и выжить человек веками осваивает  трудовые навыки, которые приобретают особенно важное значение в эпоху земледелия. Ритм жизни наших предков находится в  большой зависимости от чередования времен года и производственных циклов, урожай - в прямой зависимости от капризов природы, от воздействия природных стихий.

Поэтому синкретичный ф-р, сложенный в языческой древности славянами содержал в себе магические действа, направленные на взаимодействие с природой, с её стихиями, явлениями. Целью этого воздействия было получение богатого урожая, здоровья, благополучия и продолжение рода человека, нераздельно связанного с природой. Тысячелетиями складывался народный земледельческий календарь, в котором нашли свое отражение практический опыт хлебопашца, его метеорологические и астрономические наблюдения, а также и суеверные обычаи, возникшие вследствие своеобразного понимания им причинно-следственных связей в явлениях природы'. В календаре отмечались сроки начала и конца работ в поле и в доме, выделялись дни обязательных культовых ритуалов.

Главная задача – продолжение рода. Потому детей было много. Основная же тяжесть крестьянской работы ложилась на плечи хозяина и его старших сыновей. От благополучия отдельной семьи зависела в конечном счете жизнь всей крестьянской общины. Поэтому в земледельческих обычаях и праздниках в течение всего годового цикла столь важны семейно-брачные мотивы.

Особое место  в жизни земледельца занимает солнце. Поэтому в народном календаре большую роль играли четыре астрономические даты, связанные с фазами движения земли вокруг солнца: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Зимнее солнцестояние (25 декабря) отмечалось как «поворот» солнца на лето, как день, после которого дневное время начинает постепенно, но неизбежно прибывать, а ночь укорачиваться. 25 декабря - праздник возрождения солнца, начало борьбы тепла и холода, света и тьмы. В летнее солнцестояние (22 июня) солнце достигает высшей точки на небе. Самый длинный день и самая короткая ночь - время наиболее бурного цветения всей растительности. После летнего солнцестояния солнце начинает клониться к земле, день, за днем уступая силам тьмы. Даты весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) знаменовали собою приход весны и осени. Все основные циклы крестьянских обычаев и праздников, приурочиваемые к четырем моментам солнечного года, принято делить на зимние, весенние, летние и осенние.

Поскольку урожай зависел от погоды,  годовой цикл изначально сложился на приметах погоды. Это отражено в пословицах, поговорках, присловьях. Одним из «прогнозов» погоды было также и гадание, основные мотивы которого связаны с аграрной и брачной тематикой.

Календарные обряды могли быть приурочены к началу каких-либо земледельческих работ или как  самостоятельные празднества растягивались  в ряде случаев на несколько дней. Зимние святки праздновались в течение двух недель, неделю отмечались масленица и семик «зеленые святки» .

В 988 году Русь приняла Православную христианскую веру, согласно которой всё, что происходит с человеком и с природой зависит ни от природных стихий и явлений, ни от языческих божеств, а от Триединого Бога, существующего в трёх ипостасях – Бог Отец, Бог – Сын и Бог-Дух Святой. Принял решение о крещении Руси Владимир Красное Солнышко, однако народ не был к этому готов. Разрушить языческое мировоззрение, которое слагалось тысячелетиями,  было невозможно в одночасье, поэтому в народе возникло и существовало не одно столетие двоеверие – т.е. вера в христианского Бога и в языческих богов одновременно. Отчасти этому способствовала сама православная церковь, которая боролась с языческим мировоззрением. Результатом взаимодействия христианства и язычества явилось то, что были совмещены основные языческие и православные праздники. В обиход был введён церковный месяцеслов или святцы (в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения христианских святых или события из истории церкви), совпадающие с датами основных языческих праздников. крестьянство создало свое «бытовое православие». И библейские святые и библейские события получили в нем характерную для крестьянского мировосприятия конкретность. Образы христианских святых взяли на себя функции божеств плодородия, помощников в труде земледельца. К именам пр. святых прикреплялись различные прозвища, отражающие многолетние наблюдения за состоянием погоды в эти дни, особенности сезонного труда. Так, 1 марта - день мученицы Евдокии имел несколько прозвищ: Авдотья Весновка, Авдотья (Евдокия) Плющиха (снег «плющит»), Евдокия Замочи Подол

Таким образом  в устной традиции возникли производственно-бытовые «святцы» (преобразованный народный календарь), в которых причудливо смешались языческие и христианские элементы. Церковный месяцеслов значительно увеличил число праздничных дат, ввел два типа празднеств: «непереходящие» и «переходящие». Первые строго прикреплены к определенным числам месяца, вторые из года в год меняют свое место в календаре. Все «переходящие» праздники приходятся главным образом на весну - начало лета и связаны с Пасхой.

 

 Языческие  Святки, которые знаменовали собой  ежегодное «рождение солнца» теперь начинались с праздника Рождества Христова, потому как согласно христианского учения в это время Девой Марией был рождён Иисус Христос – второе лицо Святой Троицы, которого называли «Солнцем правды». Таким образом, рождение солнца совпало и в астрономическом (языческом) календаре, и в православном учении. Традиционные для Святок языческие колядные песни при этом не исчезли, но они обогатились новыми христианскими мотивами прославления Христа. Сохранились и обрядовые «бесчинства» ряженых-колядовщиков, «выходцев» с того света, которые в языческом мировоззрении несли в дом удачу и благополучие одновременно со страхом от таких гостей в «страшные вечера», потому что астрономические «переломы» солнца активизировали всякого рода нечисть. Однако, оканчивались Святки христианским праздником Крещения Господня, когда в крещенской проруби смывались все бесчинства и страхи святочных вечерок. Жизнь приобретала привычный ритм, хаос снова превращался в космос. У язычников этот праздник назывался Водокрес и также означал ритуальное религиозное омовение после Святок. С принятием григорианского календаря даты всех праздников были сдвинуты на 13 дней, т.к. Православная церковь оставила юлианский календарь.

Сретение 15.02 – в народе – встреча зимы и лета, первые заклички весны. В христианстве – встреча праведным старцем Симеоном новорожденного Иисуса Христа в храме.

 Власьев день  11 / 24 февраля. Велесов день, Восходит корнями к языческому богу Велесу. С принятием христианства его функции перешли на св. Власия, (а также на св. Николая и Георгия). в деревнях празднуют Коровий Праздник (Власий – покровитель скота и древний Велес – «Скотий Бог»), просят у Власия (Велеса) покровительства и защиты, а скоту и добру всякому - приплоду. Скотьи торги с этого дня.

Изначально  праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге и является  воплощением Велеса. А он открывает врата ирия, и передаёт на весенне-летний период бразды правления Яриле.  Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы –  обрядовые хлебцы, Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

Информация о работе Народная художественная культура и православие. Крещение Руси