Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей мезенской росписи как средства ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста.

Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме
- дать характеристику мезенской народной росписи и методике ознакомления детей с мезенским промыслом.

Содержание работы

Введение

1. Народное декоративно - прикладное искусство
в воспитании детей дошкольного возраста

Значение народного декоративно - прикладного искусства для всестороннего развития детей дошкольного возраста

Виды декоративно-прикладного искусства

Ознакомление детей с мезенским промыслом

2.1. Возникновение и особенности мезенской росписи

2.2. Символика и семантика мезенской росписи

2.3.Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской
росписью

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

курсовая галя.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение                                                                                                                     

 

1. Народное  декоративно - прикладное искусство

в воспитании детей дошкольного возраста               

 

    1. Значение народного декоративно - прикладного искусства для всестороннего развития детей дошкольного возраста                                 

 

    1. Виды декоративно-прикладного искусства                                        

 

  1. Ознакомление детей с мезенским промыслом

 

2.1. Возникновение и особенности  мезенской росписи

 

2.2. Символика и семантика мезенской росписи

 

2.3.Задачи и содержание  работы по  ознакомлению дошкольников с мезенской

росписью

 

Заключение                                                                                                       

 

Литература                                                                                                        

 

Приложение                                                                                               

 

Введение

 

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.Народное декоративно-прикладное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру, к своему труду и быту.

Использование в педагогической работе народного искусства, обладающего непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью, является необходимым условием развития эстетической культуры личности. Оно помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Проблема приобщения детей к духовным ценностям человечества остается значимой на современном этапе развития общества. Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства. Каждый вид искусства уникален, но народное искусство обладает исключительными возможностями в воспитании детей дошкольного возраста.

         Традиционно под декоративно  – прикладным искусством понимают  вид      изобразительного  искусства, имеющий особый художественный  смысли свою декоративную образность  и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т.е. направленная на улучшение качества предметов. Вместе с тем, это деятельность художественно-декоративная, т.к. она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. По мнению социолога Ю.Н. Петровой, художественная деятельность – деятельность, в процессе которой создается и воспринимается художественное произведение искусства. [4;12].

Одним из видов декоративно-прикладного искусства, рекомендованных программами воспитания и обучения в детском саду, является мезенская роспись. Данный народный промысел располагается на территории Архангельской области и ознакомление с его историей, традициями является средством воспитания гордости за народных мастеров Севера.

Мезенскую роспись отличает не только своеобразие орнаментального рисунка. Она обладает сложностью символов, композиции, идеи и имеет уникальную особенность: каждый знак этой росписи несет в себе определенное значение.

Человек, не имеющий определенных искусствоведческих знаний и опыта восприятия, самостоятельно не сможет понять смысла, заложенного в основе данной северной росписи. Следовательно, необходимо специальное обучение языку и восприятию ее средств выразительности (предметного состава, принципов композиционного построения, цветового решения).

 Однако в настоящее  время в теории и методике  развития детского изобразительного  творчества не существует описания  методики ознакомления детей дошкольного возраста с данной росписью. При проведении практических занятий педагоги ссылаются на методику Р. С. Казаковой по ознакомлению с росписью в целом , а также используют рекомендации Ю. Г. Дорожина,[1  ;5] Л. А. Изместьевой [8;12].

Новизна исследования состоит в том, что оно раскрывает особенности  мезенской промысла, который является одним из известных промыслов Русского Севера, а также содержит рекомендации по организации работы по ознакомлению с этим промыслом детей дошкольного возраста.  Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности избранной темы

 

       Цель исследования: изучение особенностей мезенской росписи как средства ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста.

 

      Задачи: 

- Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по обозначенной проблеме

- дать характеристику мезенской народной росписи и методике ознакомления детей с мезенским промыслом.

Объект:  народное  декоративно-прикладное искусство детей дошкольного возраста.

 

Предмет:  Использование мезенской росписи как средства ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста.

 

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение практических работ поданной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Народное  декоративно - прикладное искусство в воспитании  детей дошкольного возраста

 

 

1.1.Значение народного  декоративно - прикладного искусства  для всестороннего развития детей  дошкольного возраста

 

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Отечественные  педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. 
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского[10;  67], мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга    в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно – прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Ознакомление ребенка с русским народным декоративно – прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных видах выполняемых детьми работ: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В целях усиления эмоционального воздействия рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен.

Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. При ознакомлении с произведениями мастеров народных промыслов перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Организация НОД  по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Формируются четкие и достаточно полные представления о применении предметов декоративно-прикладного искусства в жизни.

Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством»[5;99]. Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду»[13;34]. Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [12;18]. 
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.  При этом мы опираемся на положения, разработанные отечественными психологами и педагогами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Запорожцем, Е. А. Игнатьевым, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, В. А. Езикеевой о том, что развитие творческих способностей детей осуществляется в различных видах художественной деятельности. 

Информация о работе Народное декоративно - прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста